Разделы

Телеком B2B

Российский рынок М2М ищет новые направления

Технологии мобильной передачи данных между устройствами Machine-to-Machine (M2M) существуют и используются уже давно. Однако активное развитие мобильных сетей открыло новые возможности для автоматизации бизнес процессов в различных сферах. Сегодня российский рынок M2M находится в стадии активного роста.

Российский рынок M2M начал формироваться в начале 2000-х годов – именно тогда у операторов сотовой связи появились соответствующие тарифы для корпоративных пользователей. Первыми пользователями стали крупные автопарки, отслеживающие местоположение своего транспорта. Потом к ним добавились заказчики из финансовой сферы, которые стали применять сервисы M2M для обеспечения связи со своим розничными точками обслуживания клиентов. После появления банкоматов, подключенных к сети банка по защищенному радиоканалу связи, большой толчок в развитии рынок M2M получил за счет повсеместного распространения терминалов оплаты услуг. Это уникальное для России и стран СНГ явление стимулировало развитие автономной связи между компьютерными устройствами на базе каналов сотовой связи.

Динамику рынка подтверждают оценки ведущих аналитиков. Так, iKS-Consulting отмечает, что российский рынок услуг передачи данных между техническими устройствами через сети мобильных операторов ежегодно увеличивается как минимум на 70%. В 2010 г. количество SIM-карт, используемых в сервисах M2M, составило 1,2 млн, а к 2015 г. их будет уже 18,5 млн, по прогнозам iKS-Consulting. Таким образом, рынок M2M развивается лавинообразно, значительно опережая средние темпы роста мобильного рынка в целом и обеспечивая операторам рост выручки от данного направления до 80% каждый год.

"2012 г. показывает отличные результаты, база активно растет, только по продукту "Центр управления М2М" мы с начала года приросли на 102% (по итогам сентября), – комментирует Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента "ВымпелКом". – Сегодня M2M автоматизирует те сферы, о которых буквально несколько лет назад можно было только мечтать. По эффективности рост сегмента можно сравнить с заменой печатных машинок на персональные компьютеры. Это значительно увеличит прибыли компаний, позволит стать им более конкурентоспособными и сократить лишние расходы".

Текущая ситуация: области применения

Благодаря развитию технологий глобального позиционирования GPS/ГЛОНАСС и снижения стоимости оборудования, совмещающего в себе спутниковые приемники и GSM/3G модемы, одним из самых активных направлений развития рынка M2M является мониторинг перемещения объектов – транспорта, курьеров, грузов и контейнеров. Сотовые операторы предлагают услуги как постоянного мониторинга с возможностью последующего анализа имеющихся данных о передвижении объектов, так и сервисы определения текущего положения абонентов, как на базе данных от спутников GPS/ГЛОНАСС, так и средствами позиционирования сотовой сети.

Активным пользователем сервиса связи между устройствами является "Единая диспетчерская служба такси". Компания применяет технологии M2M для мониторинга перемещения автотранспортных средств, оценки использования топлива, а также для автоматизации обслуживания клиентов через сайт и SMS и анализа эффективности маркетинговых программ. Говоря другими словами, M2M используется не только для автоматизации основных бизнес-процессов организации, но практически пронизывает всю ее инфраструктуру.

"Мы считаем, что для дальнейшего развития технологии требуется больше смелости от самих компаний. Крупные организации с налаженными бизнес-процессами зачастую просто не хотят экспериментировать, ведь их и так все устраивает, – считает Рауль Шамаилов, руководитель отдела информационных технологий "Единой диспетчерской службы такси". – Тем временем прогресс идет, и рано или поздно автоматизация будет просто жизненно необходима для того, чтобы просто не отстать от конкурентов. Именно смелость и амбициозность руководящего состава, а также компетентность технического персонала могут принести пользу от данных технологий каждой компании".

Как упорядочить деловые коммуникации и выиграть до 20% рабочего времени
Цифровизация

Впрочем, по оценкам "Директ ИНФО", в России большую часть рынка M2M занимают терминалы оплаты, банкоматы и POS-системы, позволяющие продавцам оперативно передавать информацию о внесенных и выданных средствах, а также о приобретенных товарах в центральный офис.

В последнее время хорошие темпы набирают и новые направления. Например, в 2010 г., по оценке "Директ ИНФО", сектор здравоохранения был включен в перечень "прочие сегменты" с общей долей менее 1% на российском рынке, притом что на западе автономные медицинские системы крайне популярны уже много лет. Сегодня в России развиваются сразу несколько крупных проектов M2M в сфере здравоохранения, которые могут спасти жизнь как людям с ограниченными способностями, так и просто пожилым гражданам.