Разделы

ПО Свободное ПО

Какое ПО нужно средней школе?

Массовая рассылка пакетов с ПО для российских школ принесла немало полезных результатов. Одним из них стало наблюдаемое сегодня сближение позиций, занимаемых “проприетарными” и “свободными” вендорами, которых некоторые ИТ-специалисты привыкли воспринимать исключительно как своего рода “антагонистов”.

Одним из важных итогов масштабного мероприятия по предоставлению школам пакетов ПО стало то, что по данным Минобрнауки России были, в частности, достигнуты целевые показатели по снабжению школ СПО за 2010г. и 2011 г. Другим – то, что образовательные учреждения (ОУ) в подавляющем числе регионов, по истечении в 2011 г. срока действия программ «Первой Помощи», продлили школьные лицензии на ПО проприетарных вендоров на льготных условиях.

Теме с рассылкой “свободных” программных пакетов для школ удалось долгое время продержаться в топе новостных лент за 2009 и др. годы во многом благодаря неоднократно обнаруживавшейся их непригодности к установке. Впрочем, целиком и полностью признать СПО для школ нерабочим многие тогда отказывались. В частности, по поводу неудачи с первой попыткой разослать СПО по школам, представители осуществлявшего ее субподрядчика, компании IBS, высказались так: “Проблема заключалась исключительно в том, что произвести их установку оказалось возможным только на компьютер с какой-либо предустановленной операционной системой (ОС)”.

Общественное внимание к проекту было высоким и благодаря тому, что многими он воспринимался как миграция на СПО, как переход и полный отказ от продукции проприетарных вендоров, присутствие ОС которых на школьных ПК воспринималось как абсолютно неуместное. Сегодня ко многим приходит понимание того, что выбор типа ПО - это вопрос, не столько лежащий в “идеологической” плоскости, подразумевающей альтернативу и взаимоисключение, сколько проблема эффективности, которую можно рассматривать как с точки зрения выбора схемы лицензирования, модели монетизации, оплаты за ПО и т.д., так и, самое главное, с точки зрения конечных пользователей.

СПО: вместо или вместе?

Именно об этом наметившемся взаимопонимании все чаще говорят сегодня не только прогрессивно мыслящие ИТ-специалисты, но и педагоги. “В 2007 г. Федеральным агентством по образованию был объявлен конкурс по разработке пакета свободного программного обеспечения для системы образования, - вспоминает Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга. - Затем была организована рассылка по школам, включающая различные программные продукты. Таким образом, некорректно говорить о том, что общеобразовательные учреждения были поставлены перед (взаимоисключающим – прим. CNews) выбором”.

“История внедрения СПО в школах, начавшаяся с успеха пилота в 2007-2008 году, пережила разные события. Но промежуточный итог скорее отрадный. Сейчас школы ушли от выбора "или - или". Они используют смешанные решения из проприетарных и свободных программ от разных разработчиков. Это соответствует современным тенденциям развития ИТ, и нашими общими усилиями российская школа не прошла мимо них,” - констатирует Алексей Новодворский, заместитель генерального директора компании «Альт Линукс».

Примерно на тех же позициях стоят и многие проприетарные вендоры. “Компания Microsoft поддерживает принцип технологической нейтральности, считая, что образовательные учреждения должны иметь доступ ко всем современным технологиям. Подтверждением этому служат многочисленные примеры совместного использования СПО и продуктов компании Microsoft в образовательных учреждениях. Мы поддерживаем идею, что ПО - это всего лишь один из инструментов решения задач системы образования, и в этом смысле оно несет обеспечивающую, а не определяющую функцию. Любой проект информатизации образования должен иметь доказательную результативность с точки зрения решения педагогических и управленческих задач,” – говорит Игорь Баландин, директор по работе с системой образования Microsoft в России.

Практическое участие в информатизации российской средней школы заметно сблизило позиции реальных участников этого процесса. И объективно не могло не повысить зрелость многих из них в плане понимания специфики требований средней школы к ПО.

Эффективность ПО в глазах педагогов

Нужно понимать, что непродуманный и неподготовленный переход ради одной только “идеи” (а, точнее, субъективных предпочтений в пользу того или иного вендора, способа или организации производства и монетизации ПО), а также соответствия другим, столь же искусственным с точки зрения учителей-практиков критериям, скорее всего потребует значительных затрат денежных, временных и прочих ресурсов. Гораздо более разумным, отвечающим интересам как самих педагогов, так и учащихся, представляется подход, ориентированный, прежде всего, на эффективность учебного процесса, повышение его качества при помощи программных средств.

Начнем с простых, может быть даже житейских соображений. При внедрении любого базового или прикладного ПО, вообще говоря, нужно обеспечить совместимость с ним имеющегося у школы периферийного и прочего компьютерного оборудования. Даже если этот процесс завершится удачно и не потребует при этом финансовых вложений или привлечения внешних специалистов, он может существенно увеличить загрузку работающего в штате учителя информатики в том случае, если производитель ПО об этом заблаговременно не позаботился. И любой рационально мыслящий директор ОУ рано или поздно задаст себе вопрос – нельзя ли использовать время своих педагогов более продуктивным образом? Ведь штатного системного администратора в обычной школе можно встретить сегодня нечасто.

Получение тем или иным способом дистрибутива и успешное завершение процесса его установки – этого сегодня явно недостаточно для того, чтобы говорить об эффективной организации учебного процесса с использованием выбранного школой ПО. Сам по себе исправно функционирующий и вовремя обновляющийся программный продукт, стоящий на техподдержке, можно образно сравнить с вершиной айсберга, в основании которого лежат очные и электронные он-лайн курсы и тренинги, выстроенная система повышения квалификации, справочно-методологические порталы и репозитарии, учебно-методические комплекты и пр.

Помимо обучения, важно обеспечение полноценного доступа педагогов к ПО как на работе, так и дома. В том числе, к профессиональным средствами разработки, особенно если мы говорим об учителях информатики, преподающих свой предмет на углубленном уровне, подразумевающем изучение и написание программного кода и пр. Нужна и помощь в преодолении так называемого “цифрового разрыва”, который зачастую сегодня отделяет школьного преподавателя от его более “ИТ-продвинутых” и гораздо лучше “экипированных” учеников.

Современный подход к организации педагогического процесса, вообще говоря, подразумевает определенную поддержку разработчиком научно-исследовательской деятельности в самих школах, организацию профильных конкурсов, семинаров и конференций, налаживание международного обмена опытом. Для школьных учителей и руководителей системы образования, как и для большинства других профессионалов, сегодня важно изучение лучших практик и отработанных модельных подходов.

Наконец, эффективная организация всего этого, как мы видим, достаточно сложного процесса должна подразумевать эффективность и в чисто экономическом плане, что особенно важно, если мы говорим о российских средних школах. Понятно, что даже самому крупному вендору или СПО-разработчику объективно сложно соответствовать абсолютно всем вышеперечисленным критериям. Поэтому на первый план сегодня выступает обеспечение интероперабельности программных решений, что опять же, сводится не к одномоментно-единоразовым усилиям, а к достаточно кропотливой, систематически ведущейся совместной работе различных вендоров и разработчиков, с неизбежностью подводящей их к постепенному сближению позиций и мнений по “школьному вопросу”.

Даже достаточно краткое и неполное перечисление всех этих важных с точки зрения педагогов тем, показывает насколько далек действительно продуманный и взвешенный подход от реализации сравнительно простых идей “миграции ради самой миграции” или предоставления школьникам возможности изучать код программ, который открыт в этих целях и во многих продуктах т.н. проприетарных вендоров.

Облачная конвергенция

Противопоставление “свободного” и “проприетарного” способа разработки является почвой, на которой вырастают всякого рода чрезмерно упрощенные подходы для решения весьма сложных и многоаспектных проблем, таких например, как проблема информатизации в сфере образования. Действительно же актуальные для школьного преподавания вопросы при этом обычно отступают на второй план или же вовсе игнорируются.

Наблюдая за тем, как многие профессиональные программисты на добровольных началах пишут СПО, регулярно получая при этом зарплату от “проприетарного” вендора, невольно приходишь к мысли о том, что такое противопоставление часто бывает несколько надуманным. Особенно очевидно это в такой области как образование, поскольку, вместе с дистрибутивом СПО большинству ОУ, скорее всего, понадобятся дополнительные ресурсы для его использования в ходе учебного процесса. Где-то, конечно, удастся найти, обучить и удержать учителя-энтузиаста, готового тратить свое личное время на решение проблем школы с СПО и т.д. Но многим школам понадобится регулярно оплачивать техподдержку и т.п. Впрочем, в любом случае пытаться “делить на ноль” и получать бесконечно большое соотношение качества и цены будет не совсем корректно.

Таким образом, схемы монетизации СПО бывают самые разные, порою - весьма неожиданные. Однако и “проприетарщиков”, и “линуксоидов” объединяет сегодня одно - эта монетизация есть всегда, хотя часто деньги получает, в конечном итоге, совсем не тот, кто написал исходный код. Многие прогрессивно мыслящие вендоры, заинтересованные в развитии ИТ-отрасли в целом, уже давно пришли к мысли о том, что в ряде случаев имеет смысл упростить несколько запутанные отношения СПО-разработчиков с деньгами и, так сказать, совместить их материальную и нематериальную мотивацию в некое единое целое.

ИТ-специалистам известен тот факт, что “проприетарность” не мешает многим крупным вендорам выступать сегодня и в качестве значимых, с точки зрения вклада, разработчиков СПО. В частности, по данным Linux Foundation, компания Microsoft сегодня входит в ТОП-20 корпоративных контрибьюторов - разработчиков ядра Linux. В свою очередь, 85% приложений для Windows созданы с использованием свободного ПО. “Движение СПО не является нашим конкурентом с точки зрения коммерческих задач. Разработчиков открытого ПО скорее можно назвать нашими партнерами, чем конкурентами,” - подчеркивают в "Майкрософт Рус".

Поддержка и развитие экосистемы партнеров из числа независимых разработчиков интересна коммерческим вендорам по многим причинам. Основными из них являются обеспечение интероперабельности и повышения экономической эффективности, в том числе при использовании совместимых между собой программных продуктов (разработанных самыми разными вендорами, способами и т.д.) конечными пользователями.

Всевозможных примеров и сценариев такого рода совместной работы к сегодняшнему дню накопилось множество. “Например, Samsung использует в своих телевизорах технологию Smart TV, и в каждом телевизоре работает приложение, написанное на Linux, а вся серверная часть размещена в Windows Azure, облачном сервисе от Майкрософт. Таких сценариев будет больше и больше,” - прогнозирует Леонид Аникин, руководитель направления по продвижению платформ Microsoft в России.

Программные продукты, созданные различными разработчиками, в наши дни не исключают, а скорее дополняют друг друга, причем в самых разных сферах и областях применения, например, образовательной. Поскольку это позволяет сконцентрировать общие усилия на соответствии тем многочисленным и взаимосвязанным критериям и параметрам качества, которые формулируют и предъявляют к современным программным средствам ОУ. Немаловажно то, что эти формулировки оттачиваются и усложняются по мере того, как педагоги с течением времени все глубже проникают в мир современного ИТ, а в школу приходят новые, недавно получившие вузовскую подготовку кадры.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

По мере постепенного развития ИКТ-инфраструктуры системы российских ОУ, растет значимость недорогих и экономически эффективных облачных сервисов, добавляющих все новые возможности с точки зрения конечных пользователей-педагогов. Там же, в облаках, сегодня можно наблюдать и наиболее быстро и интенсивно протекающие процессы конвергенции с Open Source, постепенно стирающие грань между СПО и всеми прочими программными продуктами, а также иным способом реализующими и дополняющими их возможности сервисами.

“Облако - очень важное направление для интеграции с Open Source. Облачная Windows Azure с самого начала создавалась как кросс-платформенная среда. Уже сейчас она поддерживает PHP, Java, node.js, Python и др. С июня в там можно размещать виртуальные машины на CentOs, Ubuntu, Suse Linux, FreeBSD, - говорят в Microsoft. - Технология такова, что работающее в Linux приложение путем нескольких нажатий можно перенести в облачную среду виртуализации Microsoft, а потом тем же способом вернуть обратно. Интеграция серверной инфраструктуры Linux и платформы Microsoft расширяет возможности ИТ-инфраструктуры, придает ей гибкость и экономичность, что очень удобно заказчикам, т.к. позволяет легче и дешевле виртуализировать Linux”.

Рост эффективности при переходе на облачную реализацию локально применяемых программно-аппаратных решений хорошо известен, особенно если мы говорим о территориально-распределенных подразделениях компаний, учреждениях социальной сферы и т.д. В этом плане примечательна возможность загрузки виртуальной машины в облачную платформу Windows Azure, появившаяся в новой версии популярного в российских школах отечественного дистрибутива ALT Linux летом этого года.

“В настоящее время, в связи с улучшением условий доступа ОУ к сети интернет и развитию технологической инфраструктуры школ, мы наблюдаем все повышающийся интерес с их стороны к серверным продуктам и облачным сервисам Microsoft, - рассказывает Игорь Баландин. - Так образовательные учреждения активно подписываются на облачные сервисы в рамках программы Office 365 (в том числе, бесплатные), доступные для них с 1 июня 2012 г. Также возрос интерес к учебным программам Microsoft для образования. В частности, к программе IT Academy, которая позволяет преподавателям школ не только изучить продукты и технологии Microsoft, но и получить сертификацию Microsoft Office Specialist, признаваемую работодателями по всему миру. Важно понимать также, что широкое распространение облачных сервисов дает шанс массовой российской школе применять передовые разработки в области индивидуализации образовательного процесса. Подобная ИКТ-насыщенная среда до последнего времени была доступна считанным передовым школам и колледжам, в которой вопросы поддержки, в том числе серверного, ПО решались путем создания собственных служб поддержки ”.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Оптимальное соотношение

Гарантия интероперабельности, соответствие ряду критериев, важных с точки зрения преподавания в средней школе, а также наличие опционных возможностей (многие из которых бесплатны для педагогов) и современных сервисов - все это в совокупности формирует, условно говоря, знаменатель дроби в общем соотношении цена/качество.

В числителе же, как известно, находятся совокупные затраты, которые должны быть, прежде всего, предсказуемы и посильны для бюджетных учреждений, к которым сегодня относятся большинство российских школ.

“Образовательные учреждения РФ продолжают активно использовать и приобретать ПО Microsoft в рамках предложения, которое компания сделала для всех учреждений системы общего и начального профессионального образования и органов управления образованием страны. Оно включает базовый пакет в составе ОС, настольных приложений и набора лицензий клиентского доступа, стоящий ориентировочно 274 руб. в год. Предложение пользуется спросом в субъектах Федерации для обеспечения школ лицензионными программными продуктами после 1 января 2011 г. Практически все регионы РФ воспользовались им для лицензирования региональных систем образования по подписке. При этом мы никак не ограничиваем выбор схем лицензирования. Например, ряд ОУ используют схему лицензирования, основанную на постоянных лицензиях,” - прокомментировал говорит Игорь Баландин.

Немаловажным аспектом с точки зрения ОУ является также и гарантированное соблюдение лицензионной чистоты, отсутствие поводов для любого рода потенциально возможных претензий со стороны правоохранительных органов. Разработанные Майкрософт новые схемы легализации такого базового ПО как ОС Windows, позволяет школам избежать дополнительных затрат. А значит - помогает принять решение по поводу выбора ПО на основе простой и понятной оценки соотношения цены и совокупного потребительского качества требующихся ОУ приложений, сервисов и пр.

Возможности и перспективы

Как было сказано, в понятие потребительского качества включается сегодня многое, а образовательное ПО для системы образования – это, наверное, уже не столько сама по себе программа, сколько комплексное решение, “окутанное” достаточно плотным облаком опций, дополнительных услуг и сервисов.

В частности, Майкрософт предлагает целый набор такого рода дополнительных возможностей – от базовых, вроде распространения обновлений в режиме он-лайн, до опционных, востребованных, прежде всего, в российских школах, ориентированных на лучшие мировые практики.

Так например, международный портал «Партнерство в образовании» (www.pil-network.com), объединяющий 4 млн. педагогов из более чем 160 стран мира, предлагает учителям возможности для скачивания бесплатного ПО, участия в международных проектах и конкурсах, повышения квалификации, обмена электронными учебными ресурсами, а также участие в увлекательных тематических дискуссиях. Там же можно найти и доступный после регистрации онлайн-инструмент для самоисследования ОУ в целях оценки и развития современных навыков преподавания и обучения, что может пригодиться практически любой школе, заботящейся о повышении эффективности учебного процесса и пр.

Вместе с Минобрнауки РФ и Фондом «Сколково», Microsoft является партнером проекта «Школа Сколково». Цель проекта - разработка концепции «Школы будущего», на основе которой будет предложен и апробирован пригодный для массового тиражирования прототип ОУ, ориентированного на индивидуализированное обучение.

Индивидуализация важна и при выборе ПО

Эффективность использования того или иного программного продукта в конкретном ОУ определяется множеством факторов, в число которых входит экономическая оценка комплексной стоимости владения продуктом (с учетом стоимости лицензирования, техподдержки и пр.), возможность привлечь педагогов соответствующей квалификации, наличие систематизированных учебных и методических материалов, особенности конкретной школы. Важно учесть и наличие углубленно изучаемых профильных предметов, факультативов, не забыв и о самом главном - об интересах основной массы учащихся данной школы и их родителей. Каждый такой случай требует своего подхода и достаточно тщательного изучения и учета всех вышеперечисленных и прочих моментов.

Всякого же рода лозунги, предвзятые и, вдобавок, часто противоречивые субъективные мнения стереотипного характера в этом деле выглядят достаточно неуместно. Зрелый разработчик и накопивший опыт создания решений для образовательной сферы вендор начинают сотрудничать самым естественным образом, добиваясь совместными усилиями как технической интероперабельности своих решений, так и повышения конечной эффективности образовательных процессов.

Критерием такого рода зрелости является понимание сложности задачи и отсутствие стремления выгородить себе особое место на школьном или любом другом рынке на основании надуманных, “идеологических” критериев в связи с отсутствием других аргументов. Конструктивным можно назвать лишь разговор, ведущийся в ключе обсуждения продуктовой и сервисной составляющих решений для образовательной сферы, а вовсе не изобретение новых аргументов в целях подтверждения превосходства одного ПО над другим, аналогичным с точки зрения функционала.

Процесс информатизации российской школы по сути только начался и будет нормально протекать лишь в том случае, если отечественные педагоги увидят, что создатели ПО пытаются совместными усилиями убрать с их пути технические, финансовые и прочие сложности не относящиеся к учебному процессу, а также добавить новые возможности для повышения качества образования.

Наблюдая за разворачивающимися по поводу “перехода” школ на “одно только” СПО дискуссиями, осознаешь, что многие из участвующих в них ИТ-специалистов пока еще очень плохо представляют, что у российских учителей сегодня немало своих собственных проблем помимо пресловутого “так как же все же пропатчить KDE2 под FreeBSD”?

Антон Степанов