Разделы

Спутниковое ТВ

Евросоюз запретил Ирану вещать на своей территории

Eutelsat отключила единственную в Европе иранскую спутниковую платформу IRIB на Hotbird 13 гр. E. Таким образом, впервые в истории спутникового телевидения в отсутствие военных действий было запрещено национальное вещание целой страны в государствах Европы.

До объявленного на днях запрета вещания IRIB, ограничения в ЕС в сфере телерадовещания всегда были локальными и незначительными. Их целью являлись отдельные телеканалы, нарушающие правила, но никак не все государственное вещание той или иной страны (если не затрагивать тему спутникового вещания в ходе ливийской, иракской и сирийской войн – это отдельная история). При этом парадоксальным образом именно Иран был связан с большинством этих локальных запретов.

Например, в 2005 г. Eutelsat отключил от спутника Hotbird 13 гр. E. проиранский телеканал Al-Manar, принадлежащий ливанской шиитской мусульманской организации «Хезболла». Частный канал Al-Manar транслировался в пакете государственных вещателей Arabsat, где представлял Ливан вместо национального вещания этой страны. После того, как США и многие западноевропейские страны признали «Хезболла» террористической организацией, вопрос о прекращении вещания Al-Manar на западных платформах был практически решен. Французский регулятор отдельно указал на вещательную политику Al-Manar как на «программы, способствующие разжиганию ненависти».

На настоящий момент Al-Manar продолжает вещать на регион Ближнего Востока и Ливана с арабских спутников Badr, Arabsat и Nilesat, а также с индонезийского Palapa D 113 гр. E, российского Express AM22 53 гр. E. Он практически недоступен в Европе и США, поскольку снят с американских и европейских спутников.

Если Al-Manar, как и организация «Хезболла», поддерживает иранское правительство, то левое движение Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) находится в вооруженной оппозиции к властям современного Ирана. Тем не менее, телеканал ОМИН также не смог наладить полноценное вещание в Европе. Ранее он иногда появлялся на Hotbird 13 гр. E, транслируя выступления лидера ОМИН Мирьям Раджави (Maryam Rajavi) и ряд программ с военными маршами, однако затем исчезал. Возможно, это было связано с тем, что до 2012 г. ОМИН была внесена в список террористических организаций в Европейском союзе и США. Теперь она исключена из этого списка, что, возможно, будет способствовать более широкому распространению канала.

История продолжается

В январе 2012 г. британский национальный регулятор Ofcom запретил вещание иранского международного спутникового телеканала на английском языке Press TV. Ofcom принял это решение после того, как Press TV неоднократно нарушил Кодекс телерадиовещания.

В 2009 г. Press TV передал интервью с журналистом американского издания Newsweek Мазиаром Бахари (Maziar Bahari), заключеннsv в тюрьму в Тегеране во время освещения массовых акций протеста в ходе президентских выборов в Иране. Позднее освобожденный из тюрьмы Бахари заявил, что это интервью было проведено под принуждением, и иранские власти угрожали ему казнью, если он в ходе выступления по Press TV не покается. Иран обвинил Бахари в шпионаже и выслал этого канадца иранского происхождения, живущего в Великобритании, в Лондон.

Ofcom также выдвинул к каналу претензии юридического характера. Хотя Press TV активно нанимал местных журналистов и вещал в британских локальных сетях как местный канал, юридически он был зарегистрирован в Тегеране, и редакционный контроль программ осуществлялся из Ирана. Ofcom попросил Press TV зарегистрироваться также в качестве британского СМИ. Канал отказался и был оштрафован на 100 тыс. фунтов стерлингов.

В 2012 г. по аналогичным причинам Press TV по решению уже немецкого регулятора был отключен от основной германской спутниковой платформы Astra 19,2 гр. E.

Уйдя с британских платформ и Astra, Press TV оставался доступен на старом континенте с европейских спутников Hotbird 13 гр. E, Hispasat 30 гр.W, Eutelsat 7 гр. E и американского спутника Intelsat 68.5 гр. E. Зрители могли также принимать Press TV непосредственно с ближневосточных спутников Badr, Arabsat и Nilesat, но для приема последних в Европе требовалась большая антенна.

Хотя Press TV, который был открыт в 2007 г. при участии президента Ирана Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad), является частью иранской государственной телерадиокомпании IRIB (Islamic Republic of Iran Broadcasting), он старается дистанцироваться от нее.

Само название Press TV, которое не содержит в себе упоминания Ирана, косвенно говорит о концепции телеканала. Иранские власти, которые на момент создания Press TV уже располагали англоязычными новостями и рядом передач на спутниковых госканалах IRIB-1, IRIB-2 и Sahar, а также радио «Голос Исламской Республики Иран», задумывали Press TV как широковещательный проект с западной манерой подачи материалов. На канал были наняты журналисты из США и стран Европы, открыты студии в десятках столиц по всему миру. Годовой бюджет Press TV составляет около $25 млрд. Иранские власти разрешают появляться на канале, в отличие от внутреннего иранского вещания, даже женщинам без головных платков.

Запретить везде

Денис Хадасков, HD Tech: В России исторически сложилось, что инновации появляются в финансовых компаниях
Бизнес

Особый статус Press TV как своеобразного иранского аналога Al Jazeera приводит к тому, что канал старается вещать отдельно от IRIB. Это спасло некоторые его трансляции в Европе в октябре 2012 г., когда было исполнено решение Европейского союза о запрете в европейских сетях, включая спутниковое платформы, телеканалов IRIB.

Еще в апреле 2012 г. Европейский союз ввел санкции против IRIB и лично его генерального директора Эзатолла Заргами (Ezzatollah Zarghami), назначенного высшим духовным лидером Ирана, обвинив вещателя в трансляции показательных судебных процессов против иранской оппозиции и подготовке передач, где оппозиционеры вынуждены оговаривать себя. Эти санкции против IRIB добавлены к общим мерам ЕС по бойкоту Ирана в Европе в ответ на его ядерную программу.

Надо отметить, что Иран располагает огромным пакетом международных версий своих телерадиоканалов, и Press TV – это только вершина айсберга. Однако, за исключением Press TV и иранского спутникового телеканала на испанском Hispan TV, все международные теле- и радиоканалы Ирана для Европы были сосредоточены на одном единственном транспондере на частоте 12437 МГц спутника Hotbird 13 гр. E.

В конечном итоге, был отключен целый ряд каналов. Среди них телеканалы IRIB-1 и IRIB-2 в международной версии Jame-Jam с персидскими (фарси) и англоязычными программами, круглосуточный англоязычный телеканал Press TV в пакете IRIB, круглосуточные арабоязычные телеканалы Alalam News Channel и Alkawthar TV, канал новостей на персидском (фарси) IRINN, религиозный канал на фарси IRIB Quran, международные каналы Sahar 1 и 2 с программами на английском, французском, боснийском, азербайджанском, хинди, а также «Голос Исламской Республики Иран» на 30 языках.

Евгений Минеев, «Рексофт»: Компании все чаще применяют ИИ и генеративные инструменты к типовым операциям
ИТ-бизнес

После сокращений на Hotbird 13 гр. E уцелело только вещание Press TV и Hispan TV, вещающих через сторонних провайдеров, в частности иорданскую платформу. Но, вероятно, вскоре оно тоже будет прекращено.

В настоящий момент спутниковое вещание основного пакета IRIB в Европе доступно только с американского спутника Intelsat 20 68. 5 гр. E и по касательной с арабских спутников Badr, Arabsat и Nilesat.

Что в итоге

Хотя французский оператор Eutelsat, которому принадлежит Hotbird, заявлял, что он всего лишь «вынужден подчиниться решению Евросоюза», отключая Иран, он, возможно, получил от этого и некоторое моральное удовлетворение. Дело в том, что Eutelsat как никто другой страдал от иранского глушения своего спутникового флота. Иран умудрялся вещать с Hotbird и одновременно глушить со спутника неугодные ему иностранные каналы на персидском.

Стоит отметить, что американский провайдер Intelsat c прекращением вещания иранского пакета c Hotbird, 13 гр. E начал со своего спутника Intelsat 20. 5 гр E транслировать расширенный пакет телерадиоканалов IRIB, куда добавились исключенные Eutelsat каналы. Хотя Hotbird несоизмеримо более распространен в Европе, чем Intelsat, Иран, как представляется, нашел некую альтернативу для своего вещания на европейскую аудиторию.

Директор Intelsat по корпоративным коммуникациям Алекс Хорвиц (Alex Horwitz) отметил в интервью BBC Monitoring, что хотя американское подразделение его компании строго придерживается санкций США в отношении Ирана, европейское подразделение Intelsat, выросшее из Международной спутниковой организации, в силу своего интернационального статуса, не должно жестко следовать санкциям Евросоюза и распоряжению французского регулятора CSA.

Максим Истомин