Разделы

Спутниковое ТВ

Спутниковое ТВ: Азия - много и дешево

Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из крупнейших рынков непосредственного спутникового вещания и самым крупным по количеству абонентов платного ТВ. Однако показатель ARPU в этом секторе является одним из самых низких в мире.

Cогласно данным исследования Informa Telecoms&Media, к концу 2012 г. количество телевизоров в Азиатско-Тихоокеанском регионе впервые достигнет 1 млрд штук. Кроме того, Азиатско-Тихоокеанский регион уже несколько лет занимает первое место в мире по количеству абонентов платного ТВ. На конец 2011 г. в нем насчитывалось 394 млн таких домохозяйств. По данным Satellite Markets&Research, в 2012 г. регион сохранит свои лидирующие позиции.

Рынок платного телевидения региона оказался лидером по количеству абонентов в значительной степени потому, что здесь находятся 2 самых крупных локальных рынка: Китай и Индия. В тоже время бедность населения этих двух стран-гигантов приводит к тому, что регион существенно отстает по доходам. Например, в США доходы операторов платного телевидения более чем в 5 раз выше, несмотря на то, что число абонентов в Китае и Индии в 3 раза больше.

Китайский рынок платного ТВ по доходам от абонентской базы занимает четвертое, а индийский – пятое в мире. Самыми высокодоходными в Азиатско-Тихоокеанском регионе в расчете на одно домохозяйство являются Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур и Южная Корея.

От аналога к цифре

Как и многие другие, Азиатско-Тихоокеанский регион активно переходит на цифровое вещание. Согласно прогнозам компании Digital TV Research, уровень его проникновения должен вырасти с 36% в 2011 г. до 83% в 2017 г. К тому времени в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет 440 млн домохозяйств, подключенных к цифровому телевидению. Из них 103 млн будут получать сигнал посредством наземного эфирного телевидения (DTT), 195 млн – через цифровые кабельные сети, 34 млн – с цифровых спутниковых платформ и 86 млн – посредством IPTV.

Одновременно будут отключены 152 млн подписчиков аналогового кабельного телевидения и 196 млн - наземного аналогового телевидения. Однако эти потери будут с лихвой компенсированы появление новых подписчиков – к цифровому ТВ подключатся 268 млн домохозяйств в Китае и 82 млн - в Индии.

Китай и Индия являются главными игроками на рынке платного телевидения Азиатско-Тихоокеанского региона прежде всего за счет численности населения – более 2 млрд человек. На этом фоне 541 млн пользователей цифрового ТВ к 2017 г. в этих странах не представляются невероятными.

Уровень проникновения платного телевидения в регионе к 2017 г. будет самым высоким в Южной Корее (93%) и в Сингапуре (90%), а самым низким в Индонезии (23%) и на Филиппинах (27%). Одновременно в бедных странах обострится проблема нелегального подключения к платным телепакетам.

Аналог не отступает

Несмотря на активные меры по внедрению цифрового телевидения, его аналоговый предшественник не исчезнет с рынка Азиатско-Тихоокеанского региона в ближайшие годы, как, например, это произойдет в Европе к 2017 г.

По словам Саймона Мюррея (Simon Murray), аналитика Digital TV Research, к 2017 г. на цифровое ТВ перейдет только половина населения этого региона. Например, в Индонезии и на Филиппинах будут рассчитывать на прием аналогового телесигнала 70% и 64% домохозяйств соответственно. 24 млн домохозяйств в Китае и 57 млн - в Индии также будут способны принимать исключительно аналоговый телелесигнал.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Несколько особняком в этом регионе держится Япония, которая первой среди стран Азии 24 июля 2011 г. полностью перешла на цифровое вещание. Однако из-за произошедшего в марте 2011 г. землетрясения и цунами в трех префектурах - Иватэ, Мияги и Фукусима, которые особенно пострадали от этих стихийных бедствий, аналоговые передатчики были отключены на год позднее – в марте 2012 г.

В ожидании нового спутникового флота

В 2012 г. на Азиатско-Тихоокеанском рынке спутникового ТВ произошли серьезные изменения. Американская компания Intelsat (International Telecommunications Satellite Organization) практически завершила развертывание своей новой спутниковой группировки из 5 спутников для стран Азии и Тихоокеанского бассейна.

Intelsat - компания, которая была основана еще в 1964 г. как международная организация, является самым старым игроком на рынке непосредственного спутникового вещания. Несмотря на это, до недавнего времени у Intelsat, владевшей 50 спутниками по всему миру, было сравнительно слабое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2009 г. компания объявила о запуске инвестиционной программы стоимостью $1,3 млрд. по развертыванию новой спутниковой группировки в этом секторе.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Своей новой программой Intelsat поверг в трепет чувствовавших себя довольно вольготно местных региональных операторов. Однако аналитики предупреждают, что даже несмотря на то, что потенциал рынка непосредственного спутникового вещания в Азиатско-Тихоокеанском региона огромен, Intelsat может ошибиться в расчетах прибыли от работы новой спутниковой группировки. По словам независимого аналитика Дэвида Лейхнера (David Leichner), неприятным моментом для спутниковых операторов Азии, своеобразной «мухой в котлете» является то, что Азия уже имеет самое недорогое предложение по спутниковому покрытию для практически любой точки региона.

Тем не менее, Intelsat уже привлек на новые спутники множество клиентов. Так на Intelsat 22 72 гр. E разместится канал связи австралийских сил обороны. С Intelsat 166 гр. E будет вещать Национальное телевидение Фиджи (Fiji TV), контракт с которым подписан 31 октября 2012 г. Национальное телевидение в этой стране появилось лишь в 1994 г. и теперь будет транслироваться по всему региону.

Важнейшими конкурентами Intelsat в Азии являются континентальные операторы AsiaSat и Asia Broadcast Satellite (ABS), а также более локальные - тайский Thaicom и малайзийский Measat.

Максим Истомин