Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Обзор рынка мультимедиа-презентаций

Содержание

Рынок мультимедиа-презентаций в мире
Сегмент рынка мультимедиа-презентаций в России
   Структура спроса
   Структура предложения
   Инструменты и цены
   Москва
   Регионы
   Проблемы компаний, предоставляющих услуги по созданию презентаций
Итоги


Департамент консалтинга РБК специализируется на проведении заказных исследований по отдельным рынкам или продуктам.

Специалисты Департамента консалтинга имеют опыт выполнения широкого спектра исследовательских работ: корпоративных исследований, мониторинга рынка по определенному продукту или услуге, исследований, связанных с использованием информационных технологий. За прошедшие годы в Департаменте сформировалась сплоченная команда высококвалифицированных специалистов: маркетологов, консультантов, инвестиционных и финансовых аналитиков.

Если Вы заинтересованы в наших услугах, обращайтесь по телефону: 363-11-11, или по e-mail: research@rbc.ru.


Рынок мультимедиа-презентаций в мире

Рынок мультимедиа-презентаций в США зародился в 1987-1988 годах. Причем формировали спрос компании из Fortune 1000. На сегодняшний день уровень развития этого рынка весьма высок, профессиональные студии оценивают свои услуги по созданию мультимедиа-презентаций не дешевле $25 тыс. в Северной Америке и $20 тыс. в Европе.

Видео студии и крупнейшие web-дизайнерские компании занимают верхний диапазон услуг по созданию мультимедиа презентаций. Качество и креатив этих презентаций вполне соответствует ценовому порогу от $200 тыс. Рекорды же устанавливают высокотехнологичные гиганты Intel, Cisco, 3Com, заказывая презентации стоимостью в несколько миллионов долларов.

Для западных и юго-восточных высокотехнологичных компаний иметь диск с презентацией своей продукции или услуг в настоящее время является практически обязательным условием (достаточно вспомнить CeBIT 2002), пользуются услугами разработчиков и в других отраслях. По оценкам западных экспертов, спрос на качественные услуги по созданию мультимедиа-презентаций превышает предложение. А общие тенденции на рынке даже в чем-то схожи с российскими, только с опережением на один этап. Вместе с тем в России есть прослойка заказчиков, также способных дорого платить за качество.

Западные страны:
1988 Зарождение предложения,
1988-1993 Зарождение спроса,
1994-1998 Формирование рынка,
1999-2001 Бум на рынке,
2002 Формирование спроса на дорогие качественные продукты.

Россия:
1998 Зарождение предложения,
1999-2001 Зарождение спроса,
2002 Формирование рынка.

Иностранные разработчики на российском рынке не представлены.

Отличия рынков Северной Америки и Европы

Рынки мультимедиа-презентаций в США и Канаде развиты в большей степени, чем рынки Европы, большинство студий расположено именно в Канаде (около 800). В Европе же можно говорить о развитии рынков Англии и Германии во многом благодаря наличию в этих странах крупных ИТ-компаний и международных выставок.

Что касается отраслевой специализации заказчиков, то участники рынка отмечают повышающийся интерес к мультимедиа-презентациям крупнейших туристических компаний, особенно таких стран, как Италия, Испания, Франция, Греция, т.е. курортов средних и высших ценовых категорий.

Инструменты, используемые для создания мультимедиа презентаций в западных странах

Компании, предлагающие свои услуги в нижнем ценовом диапазоне, используют наиболее доступные средства для создания мультимедиа-презентаций – Macromedia Director, Flash и даже HTML. Дорогие же студии чаще используют технологии, широко использующиеся в телевидении и кинематографии. Эти технологии необходимы для 3-D визуализации, для создания видеороликов и многого другого. Как правило, это заказной программный комплекс, разрабатываемый под конкретную компанию. Его стоимость составляет сотни тысяч $, а сам комплекс является наиболее охраняемой коммерческой тайной.

Сегмент рынка мультимедиа-презентаций в России

Первые прецеденты создания мультимедиа-презентаций на заказ в России датируются 1998 годом,когда впервые CeBIT посетили многие представители российских ИТ-компаний, а западные экспоненты раздали им некоторое количество мультимедиа-презентаций на CD-дисках.

Сегодня сегмент рынка мультимедиа-презентаций в России представляет собой почти точную копию рынка web-дизайна 96-97 годов. Предложений по созданию презентаций можно найти сотни, если не тысячи. Но 95% компаний, предлагающих эти услуги по демпинговым ценам, мешающим серьезным компаниям, не могут обеспечить должного уровня подготовки презентаций. В данном случае ожидается более быстрый рост спроса, т.к. в компаниях теперь лучше представляют возможности компьютерных технологий.

Участники рынка выделяют от 4-х до 15-ти компаний, имеющих специализированное ПО, оборудование и соответствующих специалистов. Эти компании расположены преимущественно в Москве, но есть они и в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Новосибирск.

Структура спроса.

Спрос на мультимедиа-презентации на данный момент формируется скорее как довесок к традиционным печатным материалам, иногда в дополнение к интернет-представительству компании. Согласно оценкам участников рынка, на сегодня спрос очень высок и продолжает расти, особенно среди предприятий, производящих продукцию, предназначенную для экспорта.

Степень проникновения информации о необходимости использования мультимедиа-презентаций в качестве маркетингового инструмента в российских компаниях также достаточно высока.

Так как презентацию часто рассматривают лишь как дополнение к печатным материалам, соответственно и готовы тратить небольшие доли рекламного бюджета (менее 10%). Соответственно, дорогую презентацию позволяют себе только крупные компании, проводящие затратные маркетинговые акции.

Табл. 1. Сравнительный анализ носителей маркетинговой информации

  Печатная продукция Презентация Видео Сайт
Разработка Дешево Средне Дорого Дорого
Тиражирование Дорого В 3 раза дешевле печатной продукции Средне —
Долголетие Буклеты часто выбрасывают Диски чаще хранят, а живет диск 100 лет 10 лет 5 лет
Скорость изучения Высокая, прямо на месте Средняя, надо дойти до ПК Низкая Средняя
Объем информации Десятки Кб Сотни Мб Сотни Мб Десятки Мб
Эффективность Даже у дорогой полиграфии – средняя Эффективная и новаторская реклама Средняя, нет интерактива Средняя, не каждый руководитель имеет доступ в Интернет и умеет им пользоваться
Источник: РБК

Основная особенность структуры спроса на мультимедиа-презентации в России и отличие от Запада состоит в том, что мультимедиа-презентации большая часть заказчиков воспринимают как продолжение и даже копию уже существующих материалов, будь они на бумажных носителях или в Интернете (web-сайт). Не все заказчики понимают, что презентация – это отдельный продукт. Рынок только формируется, цены очень разные и, в отличие от сайтов, разработка которых порой принимает вид серьезного тендера, мультимедиа-презентации люди заказывают в приватном порядке, не собирая сведения о всех компаниях на этом рынке, а просто обращаясь к тем, кто им делал сайт или кто первый к ним обратился с предложением.

«Золотыми» клиентами для компаний, предоставляющих услуги по созданию мультимедиа-презентаций, являются производители продуктов стоимостью в несколько тыс. $, таких, как автомобили, бриллианты, которым недостаточно поймать на несколько секунд взгляд потенциального покупателя на рекламном щите, а важно увлечь его на необходимое время (от 5 минут до 1 часа), произвести впечатление. Такие компании, которые тратят сотни тысяч долларов на традиционные виды рекламы, как правило, заказывают наиболее дорогие презентации.

Где используют презентации

Основное место применения презентаций сегодня – это специализированные выставки, в основном нефтегазовой и металлургической отраслей.

Вторая группа потенциальных заказчиков – компании, ищущие инвесторов или партнеров в тех странах, где наличие презентации стало нормой.

Третья группа – продавцы дорогих продуктов, о которых уже говорилось выше.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

И четвертая, наиболее массовая, но не поддающаяся структурированию, это компании, которые следуют общемировым тенденциям в области рекламы, следящие за своим имиджем и открытые для сотрудничества с широким кругом компаний.

Структура предложения

Для компаний, представленных на рынке мультимедиа-презентаций, это направление является основным очень редко. Вообще рынок презентаций носит хаотичный характер, поскольку разброс цен, технологий и просто наборов услуг очень велик, разработчиками презентаций называют себя очень многие, что вводит в заблуждение заказчиков.

В упрощенном понимании суть презентации – это интеграция интерактивного сайта и видеоролика. Соответственно, созданием презентаций и занимаются либо web-дизайнерские студии, либо видеостудии. Рекламные агентства пока только присматриваются к этому сегменту рынка, и присутствуют на нем чаще всего в качестве посредников наиболее серьезных студий.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Крупнейшие российские web-разработчики, такие как «Город-Инфо», «Студия Лебедева», «Актис Системс» также практически не занимаются разработкой мультимедиа-презентаций. «Студия Лебедева», как правило, не берется за создание презентаций, «Актис» берет такие заказы, но отдает их впоследствии на аутсорсинг. Лишь у «Город-Инфо» есть специальное подразделение «Город Интерактив», предоставляющее услуги, в том числе, и по созданию мультимедиа-презентаций.

Основными игроками на рождающемся рынке мультимедиа-презентаций сейчас являются небольшие студии (2-7 человек), основные услуги которых связаны именно с мультимедиа-презентациями. Но мало какая компания может себе позволить заниматься исключительно презентациями, они вынуждены также предлагать услуги по созданию сайтов, дизайну оффлайновых маркетинговых материалов, иногда просто тиражированию дисков.

Участники рынка надеются на повышение интереса к их способу предоставления маркетинговой информации. По словам руководителя компании Eteam Андрея Анищенко, «так как рекламный рынок растет, то сначала телевидение заполняется деньгами, после этого начинается переток денег в другие области». Андрей Анищенко отмечает увеличение интереса клиентов к мультимедиа-презентациям, по его словам, в Eteam еженедельно обращаются до 4-х компаний, собирающих информацию об услугах по созданию мультимедиа-презентаций. Даже для ведущих студий это много, портфолио работ для «больших» клиентов редко превышает 10-15 презентаций в год. Но одно из определяющих преимуществ этих студий в том, что каждый клиент для них самый дорогой, индивидуальный подход и круглосуточное внимание ему обеспечено. А для основных заказчиков, которыми являются руководители крупных компаний (по крайней мере, решения принимают они), это определяющий фактор, ведь качество и восприимчивость презентации оценить им намного сложнее.

Инструменты и цены

Большинство студий используют следующие инструменты: Macromedia Director, Flash, Microsoft PowerPoint, HTML, MPEG-1,2,4. А, например, для компании Xport Design Studio компания-разработчик ПО для телевидения создала движок для разработки мультимедиа презентаций и информационных каталогов стоимостью $130 тыс. Рабочие станции для создания сложных презентаций стоят от $5 тыс. до $40 тыс.

Что касается цен на мультимедиа-презентации, то разброс здесь очень велик: от $200 до $25 тыс. В диапазон $200-500 попадают «типовые» презентации, сделанные с использованием Power Point, HTML и других простейших инструментов. Диапазон $500-1500 – это презентации на Flash, Macromedia Director, причем за такую сумму можно заказать презентацию и в довольно известных компаниях. Как правило, серьезная презентация выходит за бюджет в $1500, поскольку несмотря на заявленные на сайтах компаний цены, поскольку дополнительные услуги, такие как озвучивание, оформление тиража, анимационные эффекты, стоят достаточно дорого. И самый верхний диапазон – это $1,5-25 тыс. В этом диапазоне многое зависит от сложности используемых технологий и длительности презентации. Так, каждый дополнительный язык увеличивает цену презентации на 25%, а если это китайский или японский – то на 50%. Секунда 3D-анимации стоит от $40 до 200 долларов, правда дороже $120 берут только большие видео-студии. Средняя же цена у разработчиков мультимедиа-презентаций составляет $70 за секунду анимации.

Москва

Рынок услуг по созданию презентаций наиболее активно развивается в Москве и Санкт-Петербурге.

Благодаря тому, что в Москве расположены и крупнейшие web-дизайнерские студии, и видео-студии, и наиболее известные мультимедийные студии, предложений по созданию презентаций в той или иной форме очень много. Так, теоретически презентацию можно заказать и «НТВ-дизайну». Но стоить это будет как короткометражный художественный фильм, причем основные концепции бизнес-презентации могут быть не соблюдены, хотя качество анимации будет высочайшим.

С другой стороны, любой крупный потенциальный заказчик имеет штаб-квартиру или, по крайней мере, представительство в Москве, так что у московских компаний по традиции есть даже некоторые преимущества перед региональными конкурентами в «окучивании» региональных же клиентов.

В Москве можно отметить всего 3 студии (Xport Design Studio, Eteam, Pasomar), специализирующихся в основном на создании мультимедиа-презентаций, и 2 издательских дома, которые в числе прочих услуг предлагают мультимедиа-презентации («Новый диск», «Аурамедиа»). И, как уже упоминалось, web-разработчики также берутся за создание презентаций (даже если в итоге делают презентации не они, подпись под работой чаще их). По словам Давида Сулейманова, руководителя компании Xport Design Studio, «есть и другие компании, но они делают презентации типа HTML + flash, что никак нельзя назвать «мультимедиа». Есть также отдельные, интересные с точки зрения решений, продукты, которые выпускали какие-либо компании – но это единичные случаи».

Регионы

Примерно полгода назад появились реальные заказы мультимедийных презентаций в регионах. Например, на новосибирском рынке появились три компании, наиболее профессионально из них работает студия «Риф», в прошлом – разработчик исключительно сайтов. В большинстве случаев спрос является нестабильным и в основном идет как продолжение сотрудничества после разработки web-сайта, когда заказчик хочет получить дополнительный компактный презентационный материал, выполненный в близком дизайнерском решении с сайтом. А в Набережных Челнах услуги мультимедиа-презентаций предлагает студия «Скам», которая пришла к этому бизнесу от видео.

Андрей Устюжанин, руководитель студии «Скам»: «Со стороны заказчиков, кроме цены, есть проблемы компьютерной неграмотности руководства. Как правило, пользователями, в частности, из соображений престижа, являются руководители верхнего звена, а они иногда мышкой не умеют по коврику водить. Какая уж тут интерактивность! В нашей практике было несколько случаев, когда на протяжении всей работы разрабатываемая нами презентация упорно называлась фильмом».

Проблемы компаний, предоставляющих услуги по созданию презентаций

Небольшой компании сложно профессионально предоставить весь спектр услуг, связанный с разработкой мультимедиа. А именно: профессионально разработать мультимедиа-каталог, озвучить его, снять, отредактировать и озвучить видеоролик, создать 3D-заставку и озвучить ее, отредактировать тексты и т.п.

Сотрудники компаний-заказчиков, которые отвечают за рекламу, не отличаются особым рвением внести новое предложение на рассмотрение руководства, а у топ-менеждеров компаний, непосредственно принимающих решения и так дел много. Да и считается заказ презентации более дорогим методом рекламы, чем печатная продукция.

Давид Сулейманов отметил еще одну проблему компаний: «В России очень большое значение имеют личные связи. В разговоре руководителя крупного предприятия со своим топ-менеджером о необходимости сделать корпоративный мультимедийный каталог предприятия менеджер заявляет, что у него есть друг, который сделает «это» за минимальные деньги. Руководитель, основываясь на описании профессиональности этого «друга», дает поручение менеджеру заказать у него такой диск (мысль о проведении хотя бы какого-нибудь тендера уже отпадает). Менеджер заказывает диск у «друга» (естественно, менеджер, как нормальный человек, зарабатывает на этом заказе), они обговаривают структуру и внешний вид. «Друг» идет и разрабатывает им HTML-версию презентации по своему усмотрению и чаще всего в точном соответствии с печатной продукцией предприятия, которая оставляет желать лучшего. В итоге получается, что крупное предприятие с миллионными оборотами получает диск, сделанный за $200, который представляет собой каталог, разработанный на основе печатной продукции, и при этом не используется и 5% объема CD-диска».

Существует и такая проблема, как поиск и информирование потенциальных заказчиков. У студий есть вполне определенный лимит контактов, которые они могут найти самостоятельно для адресной рассылки предложений по сотрудничеству, а найти их предложения можно только в Интернете. Интернет-реклама, по отзывам участников рынка, малоэффективна, поскольку лица, ответственные за принятие решений по заказу презентаций, редко пользуются Интернетом. Размещать рекламу имеет смысл скорее в специализированных отраслевых изданиях, реклама в которых стоит достаточно дорого.

Итоги

Рынок мультимедиа-презентаций в России находится в зачаточном состоянии, но участники рынка прогнозируют высокие темпы развития. Благоприятное состояние экономики, наличие в России большого количества развивающихся специализированных выставок и ориентация многих отраслей на экспорт свидетельствуют о потенциально высоком спросе на этот тип предоставления маркетинговой информации.

В то же время в России можно отметить не более 6-ти компаний, предлагающих сколь-либо качественные услуги по разработке мультимедиа-презентаций.

Целевой аудиторией для разработчиков мультимедиа-презентаций являются крупные компании, предлагающие дорогостоящие товары и услуги, а также взаимодействующие с иностранными компаниями. Проникновение компьютерных технологий в этих компаниях близко к 100%, практически каждая имеет свой сайт. С другой стороны, доля использующих мультимедиа-презентации среди этих компаний достигнет порогового значения в 10% только в течение этого года, причем большую часть этих презентаций подготавливают не профессионалы.