Фрилансеры "в законе": к чему готовиться рынку СЭД
Законопроект о дистанционной занятости был принят Госдумой в первом чтении в конце прошлого года. По сути он стал официальным признанием давно свершившегося факта — многие сотрудники уже сегодня трудятся вне офиса. Нововведения коснутся в первую очередь документального оформления такого вида работы, что немыслимо без электронных документов. А это значит, что индустрия СЭД должна оперативно отреагировать на вызов.По данным исследования MASMI Research Group, выполненного по заказу первого официального интернет-работодателя – компании Workle, практически две трети респондентов (68%) считают дистанционное сотрудничество реальной альтернативой офисной занятости. И только 7% опрошенных уверены, что им не подходит подобная работа. Поэтому внимание законодателей к теме документального оформления таких отношений можно только приветствовать.
Не всякого человека, работающего дистанционно, можно назвать фрилансером. Фрилансеры — это специалисты, которые сами ищут себе работу, причем скорее разовые заказы или какие-либо проекты. А дистанционно на постоянной основе могут работать и штатные сотрудники компаний, например, программисты, юристы, бухгалтеры и т. д.
"Существенная часть населения России устала от работы в офисе, и наше исследование подтверждает этот факт", - считает Владимир Горбунов, генеральный директор компании Workle. Однако дистанционная занятость в качестве альтернативы офисной работе – новое для России явление. "Для потенциальных работников крайне важна стабильность и официальный статус такого трудоустройства. И хотя в Европе и США дистанционная занятость давно находится в рамках закона, России еще предстоит в полном объеме решить такую задачу, - утверждает г-н Горубнов.
По прогнозам компании, в ближайшие 2-3 года дистанционная занятость как тренд наберет значительные обороты, все большее количество россиян начнут покидать "офисные клетки", отдавая предпочтение онлайн-работе.
Согласно проекту закона, "на дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящим кодексом". Вполне вероятно, что теперь, работая дистанционно, можно будет получать почти такой же соцпакет, как у офисных работников.
Дистанционно - электронно
Без электронных документов не обойтись. Хорошо, что это стали понимать законодатели. Сейчас при дистанционной работе все равно приходится приезжать в офис, чтобы подписать договор, или прибегать к услугам почты. По новому проекту трудовой договор с дистанционными работниками может заключаться в электронном виде. (Надо полагать, и акты о сделанной работе тоже будут электронными).
Конечно, без "ложки дегтя" не обошлось – "камнем преткновения" вновь становится электронная подпись. Снова процитируем законопроект: "…используется усиленная квалифицированная электронная подпись в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами". Здесь фрилансеры будут в проигрыше, поскольку им пока негде взять усиленную квалифицированную ЭП. Новые электронные паспорта появятся нескоро. Про использование ЭП с портала госуслуг в проекте также не говорится ничего. Никаких публичных сервисов, предоставляющих гражданину повсеместно признаваемую личную ЭП, тоже пока нет. Значит, все заботы по использованию электронной подписи лягут на работодателя. Нужно ли ему это?
Андрей Врацкий, eXpress: Супераппы возникли в ответ на запрос корпоративной среды заменить несколько разных приложений
Потребность в привлечении фрилансеров чаще всего возникает неожиданно, и не хотелось бы тратить лишнее время на выдачу им ключей и сертификатов, организационно это будет слишком хлопотно. А вот со штатными работниками, которых решат перевести на дистанционную работу, таких проблем возникнуть не должно.
Предупрежден - вооружен
Если зашла речь об электронных документах, то без участия СЭД никак не обойтись. "Развитие ИТ оказало влияние на организацию рабочего процесса. Посредством электронного документооборота работодатель имеет возможность поручать работнику задания, оперативно корректировать результаты его работы и т.д.", - так написано в пояснительной записке к законопроекту.
Здесь много проблем, не очевидных на первый взгляд. Недостаточно декларировать возможность заключения и прекращения трудового договора в электронном виде. Нужно создать полную инфраструктуру обмена юридически значимыми документами между всеми участниками бизнес-процесса. И публичная электронная почта едва ли может претендовать на эту роль. Скорее, за образец стоит брать системы сдачи налоговой отчетности в электронном виде или доставки электронных счетов-фактур.
Вот, например, работодатель отправил дистанционному сотруднику электронный приказ о прекращении трудового договора по Gmail. Работник может сказать, что не получал его, таким образом, он продолжает трудиться, а организация, по его мнению, должна ему деньги.