ИТ предлагают – бизнес выигрывает
Недооценка важности информационных технологий для жизнеспособности компании уже давно в прошлом. Но реальность такова, что полностью довольных своей ИКТ-инфраструктурой предприятий все же мало. Дело не в том, что существующие решения не устраивают бизнес, а в том, что он не стоит на месте. К тому же компании хотели бы видеть еще большую скорость от ИТ, которым нужно играть на опережение.Для большинства проблем, с которыми сталкиваются компании, есть решение в виде той или иной ИТ-системы, хотя и не всегда простое. "Простые решения в области автоматизации есть далеко не для всех проблем, возникающих у компании. Например, внедрение системы управления задачами позволяет решить проблему низкой эффективности труда и это внедрение не будет длительным и сложным, – уточняет генеральный директор компании "Первая Форма"
Денис Селезнев. – А внедрение скоринг-системы позволяет решить проблему управления рисками при выдаче потребительских кредитов, но назвать такое внедрение быстрым и легким я бы не решился. Кроме того, при внедрении любой ИТ-системы, очень многое зависит от того, насколько бизнес-процессы компании типичны для своей отрасли и опыта консультантов". Помимо этих, присутствуют и смежные проблемы.
Квалификационные требования
Как ни банально, самое распространенное желание компаний – это квалифицированные кадры. Бизнесу просто не хватает программистов, специалистов "1С", даже системных администраторов с опытом работы. Не говоря уже о грамотных руководителях – ИТ-директорах. Вузы выпускают ИТ-кадры сотнями, но куда они уходят после выпуска – остается загадкой. В связи с этим компании сами создают корпоративные университеты и курсы по подготовке ИТ-специалистов. Так, Microsoft проводит обучение ИТ-специалистов под руководством сертифицированных тренеров, у Mail.ru есть свой учебный центр на базе МГТУ им. Баумана, у "Яндекса" давно существует своя школа программистов, два года назад такую же открыла компания Head Hunter.
Еще одно желание бизнеса – большее участие ИТ-специалистов в работе компании и большее их погружение в бизнес-процессы. На практике бывает так, что как только в голову генеральному директору приходит какая-либо идея – он вызывает ИТ-директора. Вместе они пытаются ее реализовать. Но топ-менеджерам хотелось бы видеть инициативу и от ИТ-отдела - получать предложения по улучшению текущей работы, а не работать по схеме "получил задание – выполнил". Это вполне объяснимое пожелание. ИТ-директора намного лучше своих руководителей информированы об инновациях, тенденциях, новых предложениях на рынке информационных технологий. К тому же, сейчас появляется все больше систем, адресованных конкретному сегменту рынка – банкам, страховым компаниям, ритейлу, энергетике, промышленности.
Пожелания к процессам
Компаниям очень важно, чтобы внедрение происходило максимально быстро. Не секрет, что большие ИТ-проекты могут растянуться на годы. Большинство предприятий пугают столь длинные сроки и неопределенность результата, поэтому они предпочтут менее совершенную, но более быструю по срокам установки систему. На это замечание бизнеса в некоторых случаях уже сейчас легко ответить более совершенными технологиями – например, облачными. Они не потребуют столько времени, и работать с ними возможно без привязки к серверу и рабочему месту.
"Длительность и сложность проекта внедрения не более, чем наполовину зависит от сложности самой проблемы. Вторая половина – это подход самого заказчика к задаче. Не секрет, что во многих больших компаниях, внедряющих "тяжелые решения", главными задачами внедрения являются освоение бюджета и усиление важности ИТ-службы или создание имиджа компании, использующей самые современные технологии. В таких случаях внедрение может тянуться годами, – считает Денис Селезнев. – Но если компании срочно нужен работающий инструмент, она сможет и отыскать подходящее решение, и внедрить его в сжатые сроки. Требования к срокам внедрения, безусловно, растут, также как уменьшается время, выделяемое рынком на принятие бизнес-решений".
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
Следующее пожелание – делать системы более легкими и гибкими. Они должны не только подстраиваться под текущие нужды бизнеса, но и иметь возможность трансформироваться, добавлять новые блоки и убирать старые – в зависимости от потребностей в конкретный промежуток времени. И, конечно, происходить все это должно быстро, а не длиться неделями."Неприятней всего столкнуться с тем, что продукт, который ты покупаешь, либо совсем не кастомизируется, либо, наоборот, представляет собой голую платформу, поверх которой нужно дописывать все и делать это при помощи квалифицированных программистов. Когда мы внедряли электронный документооборот, то остановились на решении, в котором наши собственные специалисты могли самостоятельно настраивать маршруты прохождения договоров и сложные согласования документов. В учетных системах, построенных на других известных платформах,мы такого сделать не можем. Я понимаю, что в успехе любого ИТ-решения для бизнеса значительную роль играет то, сколько смогут заработать на нем внедренцы, но и о клиентах стоит думать", - говорит Александр Гаряев, коммерческий директор компании "КСК груп".
Также компании необходима постоянная поддержка. В первую очередь это касается ситуации, когда проект реализуется не собственными силами, а предприятием-внедренцем. Здесь компании важно чувствовать, что к интегратору можно обращаться с любыми вопросами, пожеланиями и проблемами.
Экономические ожидания
Руководителям предприятий важно, чтобы все расходы на ИТ были прозрачными. Так как в большинстве случаев это немалые суммы, то топы должны четко понимать, на что, с какой целью расходуются деньги и какой будет результат. То есть работа ИТ-отдела должна становиться более эффективной в сфере планирования. Тогда, кстати, можно будет избежать многих претензий бизнеса к информационным системам (много ошибок, необходимость постоянно дорабатывать и доплачивать за это деньги).
Трудности в оценке затрат на ИТ-проект и, соответственно, повышение информированности в этом вопросе тоже необходимо. Если точно нельзя подсчитать ожидаемую экономическую эффективность, то хорошо было бы знать приблизительную цифру, либо составляющие, которые помогли бы эту стоимость рассчитать.
Наталья Суслова