VAS-услуги — драйвер телекоммуникационных сервисов
Среди дополнительных телекоммуникационных сервисов корпоративные клиенты считают самыми необходимыми 8-800 и другие услуги, обеспечивающие голосовую коммуникацию с клиентами и партнерами. При этом рост спроса в секторе VAS, по мнению операторов, обеспечивают совсем другие сервисы.Современные крупные компании, ведущие бизнес в нескольких регионах, пользуются услугами нескольких провайдеров, в том числе – предоставляющих дополнительные телекоммуникационные сервисы. Директор департамента информационных технологий "Евросети" Александр Талалыкин сообщил, что компания использует услуги почти 300 провайдеров VAS, которые помогают в выполнении множества задач на территории России и в странах СНГ. Он отметил, что VAS-услуги компании оказывают 297 поставщиков.
По словам эксперта "Финам Технологии" (дочерняя компания инвестиционного холдинга "Финам") Олега Гурского, его предприятие пользуется услугами более 5 провайдеров VAS. "Такое количество провайдеров объясняется требованиями к резервированию сервисов, хотя за последние 2 года отказы VAS единичны". Например, компания резервирует сервис IVR у 2 провайдеров. В случае проблем у основного поставщика, клиенты компании автоматически переключаются на резервную линию. "Сейчас активно рассматривается схема одновременного использования обоих провайдеров для равномерного распределения нагрузки, что позволит без потери отказоустойчивости уменьшить стоимость IVR для компании", – рассказал Олег Гурский. Наиболее полно VAS используются "Финам Технологией" только в центральном, московском офисе. Набор сервисов для сотрудников в регионах одинаков, так как предоставляются такие услуги централизованно.
Задача резервирования понятна, однако ее можно было бы решить с помощью гораздо меньшего числа провайдеров. Казалось бы, сокращение числа договоров, возможность снизить расценки при "оптовых" покупках услуг связи должны привести к сокращению количества операторов-партнеров. Однако этого не происходит, хотя проекты по переходу на единого оператора озвучиваются. Оказывается, выбор нескольких поставщиков обусловлен тем, что на российском рынке отсутствует предложение, позволяющее качественно и за приемлемые цены предоставить весь список современных дополнительных телекоммуникационных сервисов, необходимых компаниям.
В "Уральском банке реконструкции и развития" (УБРиР), чей бизнес представлен в 39 регионах России, также используют решения нескольких провайдеров VAS. По словам вице-президента – директора департамента операций, банковских и информационных технологий УБРиР Юрия Миронова, в каждом регионе присутствия банк сотрудничает с ведущими операторами. Стоимость сервисов, как правило, невысока, и выбор в каждом регионе сервиса по минимальной стоимости помогает существенно сократить издержки на связь. По сравнению с обращением к единому провайдеру.
Потребление VAS год от года только увеличивается, говорят представители компаний. При этом расходы на дополнительные телекоммуникационные сервисы при росте объемов потребления могут как увеличиваться, так и оставаться неизменными. Например, в УБРиР за последние 2 года корпоративная сеть увеличилась более чем в 2 раза, пропорционально увеличились и расходы, говорит Юрий Миронов.
В "Финам Технологии" зафиксировали, что расходы на VAS в 2012 г. остались на прежнем уровне. "Мы добились снижения стоимости услуг за единицу, хотя объем потребления с каждым годом растет. Этого удалось добиться благодаря сотрудничеству с несколькими поставщиками VAS. Каждый конкретный сервис покупается у провайдера, обеспечивающего лучшее соотношение цены к затребованному SLA", – сообщил Олег Гурский.
При существенном росте потребления VAS роста расходов не заметили и в "Евросети". "В 2012 г. наши затраты на VAS не возросли, при том что объем потребляемых нами услуг увеличился. Мы тесно взаимодействуем с операторами телекоммуникационных услуг, достигаем с ними взаимовыгодных договоренностей, что позволяет снижать издержки", – рассказал Александр Талалыкин.
Сначала клиенты, потом сотрудники
Наиболее востребованные дополнительные телекоммуникационные сервисы для компаний – те, что позволяют обеспечить легкий процесс коммуникации с клиентом (в первую очередь номер 8-800), а также отслеживать работу сотрудников, находящихся на значительном удалении от офиса. "Благодаря наличию бесплатных номеров 8-800 мы можем оперативно получать обратную связь от потребителей по качеству продукта, а также потребительским предпочтениям. Изначально в группе компаний использовалось 3 раздельных горячих линии по продукции Danone, "Юнимилк" и "Тема". Сейчас у нас работает единый контактный центр, в связи с чем мы планируем переход на единый номер", – рассказал представитель группы компаний "Danone-Юнимилк" Надир Хабдулин. В "Финам Технологии" и "Евросети" сервис бесплатного клиентского номера 8-800 также называют приоритетным.
В УБРиР активно используется сервис коротких номеров. "Система IP-телефонии, используемая УБРиР, позволяет абоненту на льготных условиях звонить в банк, используя "короткие номера". С некоторыми операторами сотовой связи были заключены соглашения, благодаря которым стоимость звонка клиента в банк из любой точки планеты теперь снижена. Сейчас провайдеры тарифицируют такие вызовы по ценам внутрикорпоративной сети", – рассказал Юрий Миронов.
Компании также активно используют SMS-рассылку, которая позволяет оперативно уведомлять клиентов о новшествах и предложениях, о состоянии услуг и так далее. В "Финам Технологии" широко применяют и IP-видеонаблюдение. "Это незаменимый инструмент контроля качества работы клиентских менеджеров", – отметил Олег Гурский.
Операторы связи, в свою очередь, говорят, что выручка от предоставления основных телекоммуникационных услуг (телефония, доступ в интернет, мобильная связь) значительно выше, чем от дополнительных. "Однако оператору важнее расширить продуктовое портфолио. Это повышает удовлетворенность клиентов, получающих все услуги от одного поставщика, а также сокращает отток: если клиент приобрел от оператора несколько услуг, вероятность того, что он уйдет к конкуренту, значительно сокращается", – отмечает Тимофей Толпежников, начальник отдела развития продуктов и услуг департамента маркетинга, развития и управления продуктами фиксированной связи "ВымпелКома".
Драйверы рынка – безопасность и ВКС
Провайдеры VAS называют самыми быстрорастущими по динамике продаж услуги, обеспечивающие безопасную и эффективную коммуникацию между сотрудниками компаний и их партнерами: M2M-технологии и веб-хостинг.
Как отмечает руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "ВымпелКом" Евгения Григорьева, в последнее время владельцы корпоративных SIM-карт уделяют пристальное внимание безопасности передаваемых данных через мобильный интернет. Для защиты конфиденциальной информации используется решение "Мобильный VPN". С его помощью, благодаря надежным алгоритмам шифрования, обеспечивается безопасность передачи данных внутри сети. "В такую сеть могут быть объединены стационарные рабочие места, ноутбуки, смартфоны и датчики телеметрии. Они имеют единую точку выхода в сеть по шифруемому каналу", – говорит она. По оценкам "ВымпелКома", в 3 квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел 2,5-кратный рост выручки компании от реализации услуги "Мобильный VPN".
Помимо этого, востребованными рынком решениями являются видеоконференцсвязь (ВКС). Объем рынка ВКС в компании Orange Business Services по России в 2011 г. оценивают примерно в $90 млн, а по итогам 2012 г. ожидают увеличения на 33% – до $120 млн. Также в компании прогнозируют, что продолжится рост потребления услуги 8-800, рост дохода от которой эксперты компании оценивают в 25–30% в год.
Заметный рост показывают и М2М-решения. В 3 квартале 2012 г. в "ВымпелКоме" зафиксировали заметный рост выручки по услуге "Центр управления М2М" – в 5,4 раз по сравнению с 3 кварталом прошлого года. "Сервис позволяет производить автоматические действия по событию, например блокировку по нецелевому использованию, отправлять уведомления о нетипичных событиях. Так, поступившее уведомление о малом количестве трафика, передаваемом терминалом для оплаты, может свидетельствовать о его неисправности", – говорит Евгения Григорьева.
По итогам 2012 г. потребление услуги web-хостинг наряду с регистрацией доменных имен тоже имеет положительную динамику, объем этих сервисов рос на протяжении всего года. "На конец 2012 г. в зонах .RU и .РФ зарегистрировано чуть более 5 млн доменных имен. На конец 2011 г. в этих зонах было зарегистрировано 3,8 млн доменных имен. С большой вероятностью можно говорить, что в 2013 г. активный рост рынка продолжится", – рассказал Александр Сморгонский, начальник отдела услуг передачи данных и интернета департамента маркетинга, развития и управления продуктами фиксированной связи "ВымпелКома".
Крупные компании предъявляют повышенные требования к работоспособности, безопасности и поддержке сервиса. "В первую очередь они предпочтут поставщика, имеющего сильный бренд, авторитет и опыт на данном рынке", – считает Александр Сморгонский.
Сейчас сервис предоставляется на высоком уровне по достаточно умеренным ценам. Конкуренция на рынке за счет повышения качества и снижения стоимости уже нецелесообразна, считает он. "Оператор связи здесь имеет преимущество, поскольку может предложить такие сервисы в составе основных, более маржинальных услуг", – пояснил Александр Сморгонский.
LTE ускорит рынок VAS
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин полагает, что в структуре выручки провайдеров, работающих на корпоративном рынке услуг сотовой связи, VAS занимают от 15 до 20%. При этом большая часть – около 10% от всех доходов рынка – приходится на data-трафик. "На корректность подсчетов может повлиять и то, что корпоративными SIM-картами могут пользоваться члены семьи некоторых сотрудников", – уточняет он.
Участники рынка прогнозируют, что в ближайшее время конвергентные VAS-решения будут наиболее востребованы рынком. Так, за 2011 г. в сегменте B2B рост дохода от конвергентных услуг обошел рост дохода от голосовых услуг. "Чаще всего конвергентные сервисы – это уже готовые решения для конечного пользователя и представляют собой пакетное предложение нескольких услуг связи или тарифов. При подключении таких услуг клиент может выбирать уровень тарифа и необходимый набор сервисов, подобранных оператором", – говорит Евгения Григорьева.
В свою очередь Максим Савватин прогнозирует, что запуск LTE-сетей в России придаст развитие тяжелому сегменту VAS, например M2M, за счет увеличения скорости передачи данных, а также высококачественной IP-видеосвязи. "Однако поначалу такие услуги будут стоить дороже, чем аналогичные, в работе которых используются 3G-сети. Это обусловлено тем, что LTE-технология сама по себе не дешевая", – считает Максим Савватин.
Услуги, которые показывают стремительный рост у провайдеров VAS для B2B, могут войти и в минимальный пакет услуг каждой крупной компании. Однако для этого необходимо расширить сферу применения таких сервисов до клиентов предприятий. Например, услуга free phone, появившаяся несколько лет назад на российском рынке, и сейчас показывает хорошие темпы роста. Видеоконференцсвязь и M2M, при появлении спроса со стороны средних и крупных компаний, имеют большой потенциал роста.
Виталий Мосеев