Разделы

CioGuru

Виртуализация: показатель эффективности ДИТ?

На пути к облачным вычислениям виртуализация выступает в роли необходимого средства, позволяющего оптимизировать инфраструктуру компании. Но можно ли степень виртуализации считать критерием эффективности работы департамента информационных технологий? В немалой степени — да.

С точки зрения современной сервисной модели, руководству организации и ее сотрудникам неважно, каким образом реализована поддержка бизнес-процессов со стороны ИТ. Именно поэтому практика аутсорсинга продолжает набирать обороты, становясь популярной как во всем мире, так и в России. При наличии собственного департамента информационных технологий (ДИТ) в первую очередь оценивается эффективность его работы, уровень доступности сервисов и качество обслуживания клиентов.

Курс на виртуализацию?

Как следствие, у руководства возникает вопрос: Позволяет ли виртуализация повысить эффективность работы ДИТ или она является лишь еще одним чисто техническим инструментом, применение которого может как принести свои плоды, так и оказаться нерезультативным?

Ответ, естественно, будет неоднозначным, ведь все зависит от того, о каком характере виртуализации мы говорим, и какой участок инфраструктуры будет виртуализован. И, самое главное – что считается фактором эффективности работы подразделения ИТ?

Как отмечает Андрей Синяченко, технический директор департамента инфраструктурных решений компании "АйТи", если эффективность работы ДИТ измеряется в объеме экономии операционных затрат или времени на исполнение рутинных операций по развертыванию информационных систем, либо их обслуживанию – то, несомненно, степень виртуализации сильно влияет на эти показатели.

В любой организации, "научным" способом или по наитию, со временем формализуются показатели эффективности. Чаще всего они привязаны к показателям эффективности бизнеса организации в целом. Поскольку ИТ в подавляющем большинстве случаев является вспомогательным подразделением организации, чаще всего основным показателем эффективности деятельности ДИТ является экономия затрат на ИТ при заданном качестве выполнения основных бизнес-задач. Кроме того, часто качество услуг ДИТ определяется сокращением сроков ожидания услуги (ожидания внедрения новой технологии, предоставления какого-либо сервиса и т.д.), рассказывает Андрей Синяченко. "Несомненно, в данном контексте применение технологий виртуализации обуславливает рост качественных показателей для ДИТ, так как позволяет более эффективно добиваться экономии денег за счет рационального использования ресурсов, а также экономии времени за счет повышения степени автоматизации", – считает он.

Однако в случае, если задачей ИТ-подразделения является предоставление высоконадежного сервиса по формированию и обработке, например, больших многомерных массивов информации (обслуживание OLTP\OLAP СУБД), то степень проникновения виртуализации в данном случае будет значительно меньшей, чем в остальных. А показатели эффективности просто будут находиться в другой плоскости, характеризуясь, например, временем обработки одной транзакции или нулевыми показателями RTO\RPO.

В улучшение эффективности подразделения в целом наибольший вклад вносит серверная виртуализация, виртуализация приложений и виртуализация рабочих мест. "Эти технологии демонстрируют наиболее быстрый и ощутимый эффект от их применения. Однако в каждом конкретном случае бизнес и пользователи могут увидеть повышение эффективности в каком-то одном, наиболее важном для них вопросе. При этом основная часть "айсберга" может остаться для них недоступной, что нисколько ни умаляет ее вклад в повышение эффективности работы департамента ИТ", – говорит Александр Комиссаров, начальник отдела новых разработок Центра разработки инфраструктурных решений компании "Ай-Теко".

Меньше оборудования – меньше проблем

Если говорить об общих характеристиках, серверная виртуализация несет целый ряд организационных плюсов при любых задачах. Так, при внедрении технологий виртуализации уменьшается количество серверов и связанного с ними оборудования, что само по себе снижает затраты ДИТ на поддержку комплекса технических средств. Также сокращается время развертывания новых приложений и сервисов, централизуется и повышается эффективность задач по резервному копированию и восстановлению, существенно увеличивается доступность сервисов за счет проведения регламентных работ на оборудовании без выключения виртуальных серверов и возможности создания мгновенных снимков перед проведением работ на виртуальных серверах.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В результате всего этого администрирование и управление ИТ-инфраструктурой компании существенно облегчается. Специалисты ДИТ тратят меньше времени на выполнение операций, связанных с инсталляцией, настройкой, мониторингом и техническим обслуживанием серверного комплекса и, соответственно, также демонстрируют более высокий уровень эффективности.

Виртуализация рабочих мест, хотя и менее распространена, но также обеспечивает повышение эффективности работы ДИТ. "Рабочие места сотрудников также могут быть виртуализированы. Это позволит отказаться от персонального компьютера на каждом рабочем месте и перейти к использованию более дешевых и простых в обслуживании тонких клиентов или реализовать концепцию BYOD (Bring Your Own Device), когда каждый сотрудник использует оборудование (ноутбук, нетбук, планшет, смартфон), которое ему в данный момент наиболее удобно и подходит по роду деятельности. При этом на сервере создается рабочая сессия, в которой может быть организована работа с любым необходимым офисным программным обеспечением (пока что, кроме САПР-овского, требующего высокой производительности графической подсистемы) и доступом к необходимым файлам. При хорошей скорости доступа, такая работа ничем не отличается от использования локального компьютера , – отмечает Дмитрий Якунин, руководитель направления САПР ГК "Арбайт". – Нагрузка на ИТ-отдел в этом случае значительно снижается – не нужно обслуживать парк разнообразных компьютеров, процесс обновления ПО становится легче и может быть автоматизирован, развертывание нового рабочего места для сотрудника занимает считаные минуты. В какой-то степени повышается безопасность хранения данных – теперь они не разбросаны по всем рабочим местам, а лежат в центральном хранилище данных, и политики безопасности могут быть реализованы в большем объеме".

Безопасность и надежность

Не секрет, что от современных компаний требуется соблюдение определенных норм безопасности, которые легче реализовать в виртуальной среде, ведь применяться они будут к меньшему количеству машин. Более того, факторы, сдерживавшие ранее виртуализацию, сегодня сходят на нет.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

"Классическая инфраструктура состоит из инфраструктурных сервисов, таких, как базовые сетевые службы, служба хранения файловых ресурсов, системы управления печатью, система электронной почты и так далее, а также различных бизнес-приложений. – отметил Иван Батов, руководитель отдела инфраструктурных решений группы компаний "Астерос". – И хотя в ряде случаев развертывание виртуализации было невозможно в силу требований руководства компаний к защите информационных активов, постепенно данная технология проникает и в подобные решения, так как на рынке появляются специализированные сертифицированные ПО, предназначенные для выполнения виртуальными комплексами соответствующих требований".

При этом повышается и надежность инфраструктуры: при меньшем количестве серверов можно использовать оборудование с дублированными блоками питания, использовать ИБП повсеместно. При необходимости виртуализация позволяет построить отказоустойчивый кластер гораздо проще, чем с физически выделяемыми серверами.

Можно ли считать проникновение виртуализации мерилом эффективности ДИТ? Безусловно, использование виртуализации в организации может служить одним из критериев оценки работы департамента ИТ, ведь она означает и переход на новый уровень знаний, и использование новых, современных методов работы и концепций построения ИТ-инфраструктуры. В целом, виртуализация ведет к повышению общей эффективности работы организации, но ни в коем случае нельзя списывать человеческий фактор, который как минимум наполовину определяет, насколько хорошо работает подразделение.

Андрей Шуклин