Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A

Инвестиции в региональные новости становятся трендом

Информационное пространство сегодня столь скоротечно, что федеральные СМИ порой не поспевают за региональными изданиями. Не последнюю роль в этом играют блогеры, которых региональные СМИ активно привлекают к работе.

Будущее информационного вещания принадлежит региональным новостям, а тренд «москвацентричности» остается в прошлом и должен быть забыт. Громоздкие сети прежних корпунктов в ходе новой региональной экспансии «федералов» заменят гражданскими журналистами – блогерами, пишет журнал «Компания».

Чтобы перестроить свою работу, гигантам российского информационного рынка придется постараться. Речь идет фактически о внедрении новой бизнес-модели, радикально отличающейся от той, что использует сегодня подавляющее большинство крупных изданий. Вместо локальных корпунктов и представительств – блогеры, вооруженные смартфонами с видеокамерой, вместо редсоветов – оперативность: именно так будут работать в регионах крупнейшие российские СМИ в самое ближайшее время.

Типичным примером современного подхода «Компания» называет молодой портал региональных новостей SmartNews. За неполный год это издание сумело довести свою аудиторию до 11 млн человек, а число авторов – до 20 тыс. В результате воплощения перспективной бизнес-модели портал занял 2 место в рейтинге СМИ «Региональный охват», составленном Институтом приоритетных региональных проектов . Его соседями по первой тройке стали такие гиганты, как интернет-сайт «Комсомольской правды» (1 место) и «Московский комсомолец» (3 место).

«Мы сделали упор на гражданскую журналистику, – поясняет причины успеха главный редактор SmartNews Сергей Яковлев. – Мы предложили всем желающим площадку, где они могут высказывать свое мнение, писать авторские материалы». В результате портал легко обогнал прежних лидеров вроде «Грани.ру», «Ридус.ру», Regnum.ru и Regions.ru.

Высоко оценили SmartNews в компании Apple, назвавшей его одним из лучших среди российских приложений в AppStore. А «золото», полученное порталом на престижном международном конкурсе «Бренд года» от Effi/ Russia, еще раз подтвердило успех.

По мнению аналитика «Инвесткафе» Киры Завьяловой, тенденция к повышению интереса СМИ к регионам выглядит очень своевременной. «Медиабизнес требует постоянного производственного и финансового роста, — сообщила она. — Наибольший объем рекламного рынка сегодня сосредоточен в двух столицах, однако здесь уже давно присутствуют факторы, ограничивающие темпы роста. Соответственно, рекламные доходы перераспределяются, и игрокам, в том числе и федеральным, приходится искать новые точки роста».

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Кроме того, количество российских пользователей Интернета увеличивается главным образом за счет регионов. По информации главного редактора сайта «Комсомольской правды» Олеси Носовой, в прошлом году их число выросло на 15%, причем 93% из них – это люди, живущие за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом региональный читатель традиционно больше доверяет центральным СМИ, чем местным или районным.

Но работать в регионах по-старому уже не получается. «Событие может произойти там, где через 2 минуты окажутся военные, через час — ФСБ и ФСО, а журналисту надо создать видео и передать его. Для этого нет технической возможности – надо тянуть провод либо иметь спутниковый передатчик. Люди же в Сети смотрят именно видео, скачивают его, его и надо передавать. Выиграет на рынке тот, кто сможет передавать видео в режиме реального времени», — уверен исполнительный директор «Айньюс» Ашот Габрелянов.

Как пишет «Компания», аналитики уверены, что вложения в региональные проекты перспективны и финансово выгодны. Сегодня средняя стоимость ресурса с высокой региональной составляющей и хорошим рейтингом цитируемости — на примере SmartNews — оценивается экспертами в $7-8 млн. Уже очевидно, что в выигрыше окажутся те игроки рынка, которые не только сумеют вовремя, что называется, застолбить площадку в регионах, но также выберут оптимальную бизнес-модель для своего развития. В этом смысле новые и молодые издания даже имеют некоторое преимущество перед «ветеранами» рынка. Последним предстоит еще реформировать старые громоздкие структуры, в то время как стартапы располагают возможностью изначально выстроить свою работу, опираясь в том числе на блогеров.

Расширение сотрудничества крупных СМИ с блогерами, которые становятся своеобразной «точкой опоры» для медийных гигантов, неизбежно. Пусть по качеству материалов гражданские журналисты уступают профессиональным, зато они не имеют себе равных по оперативности. Поэтому стартапы, включившие блогеров в производство своего новостного контента, смогут составить серьезную конкуренцию «мастодонтам» из числа профессиональных СМИ, бизнес-модели которых придется долго и мучительно перестраивать под реалии нового времени.