Разделы

Интернет Хостинг и домены

Рост домена .РФ сдерживает отсутствие почты

Русский язык второй по популярности в интернете. Еще 15 лет назад доступ к интернету имел 1 млн россиян, а сегодня домен .РФ входит в 20-ку крупнейших национальных доменов. Тем ни менее, владельцы веб-сайтов в домене .РФ сталкиваются с многочисленными проблемами, одной из которых является отсутствие полноценной системы адресации. О том, что мешает работе в интернете «по-русски», рассказывает директор Координационного центра национального домена сети Интернет (КЦ) Андрей Колесников.

CNews: Андрей, Вы часто повторяете, что КЦ ведет переговоры с компаниями-разработчиками ПО, крупными поисковыми и почтовыми сайтами, отмечаете в интервью «отличников», принявших меры по устранению технологических ограничений. Но как именно проходят переговоры и в каком статусе находятся? Ответов нет не только от компаний, но и от вас. Какую работу проводит КЦ сегодня для того, чтобы к вам прислушались?

Андрей Колесников: Собственно, мы ведем работу сразу в двух направлениях: с одной стороны, мы готовы встречаться и разговаривать со всеми, кто хотя бы минимально проявляет заинтересованность в решении проблем с технологическими ограничениями для нелатинских доменов, но, с другой стороны, мы просто делаем наше дело.

Мы принимаем участие в разработке и тестировании новых стандартов, мы всячески помогаем заинтересованным компаниям: предоставляем результаты наших исследований, оказываем техническую поддержку. В Координационном центре и Техническом центре интернета сейчас собрались уникальные специалисты, пожалуй, самые «звездные» специалисты в области DNS в России. И всех, кто уже понимает необходимость полноценной поддержки IDN-доменов (речь же идет не только об .РФ, но и множестве других доменов верхнего уровня), мы готовы поддерживать во всех начинаниях и инициативах.

CNews: Что вам отвечают компании, которые пока не внесли необходимых изменений? Почему они этого до сих пор не сделали, если это так просто?

Андрей Колесников: Они просто не отвечают. Думаю, что многие из них просто пока что не понимают важность проблемы, а также всей серьезности последствий, если эту проблему не начать решать сейчас. Смотрите: буквально в течение ближайшего года-двух в интернете заработают более тысячи новых доменов верхнего уровня, а среди них – больше 100 нелатинских. Причем заявки на нелатинские домены ICANN одобряет практически полностью. А это означает, что через очень небольшой промежуток времени в сети заработают уже не 40 IDN-доменов, а 140. И часть из них вполне может повторить путь развития .РФ, т.е. они будут востребованы у пользователей, и пользователям понадобится, чтобы на выбранном домене верхнего уровня можно было использовать все сервисы.

CNews: Вы говорите о том, что делаете это, в частности, для поднятия престижа страны.

Андрей Колесников: Пожалуй, речь идет не столько о престиже страны, сколько о работоспособности и развитии всего интернета – и русскоязычного сегмента, и всей сети. Сеть изменяется, развивается, растет. Полноценная поддержка IDN-доменов нужна всем странам, просто так сложилось, что на сегодняшний день наша регистратура поддерживает крупнейший IDN-домен в мире, сравнимый по размеру со многими страновыми доменами. Именно поэтому нас слышнее всего, Координационный центр выражает желания и чаяния тысяч пользователей, которые выбрали для себя доменное имя в зоне .РФ. Но, как я уже говорил, ситуация очень скоро может поменяться, и мы получим поддержку еще нескольких миллионов администраторов IDN-доменов. А с таким количеством потребителей интернет-сервисов и программного обеспечения компаниям уж точно придется считаться.

Андрей Колесников: Доменное пространство – ресурс национальный и общественный.

CNews: Ваша организация не государственная, хотя по статусу максимально приближена к около правительственным кругам. Не стоит ли этим воспользоваться?

Андрей Колесников: Доменное пространство – ресурс национальный и общественный. Вообще в России регулирование доменного пространства может стать примером организации отраслевого саморегулирования. Соблюдается баланс интересов и пользователей, и администраторов доменных имен, и регистраторов. И вмешательства государства на самом деле не требовалось ни разу за всю историю развития не только .РФ, но и .RU. Но, естественно, отношения с государственными органами мы поддерживаем достаточно активно. Министерство связи и массовых коммуникаций – наше отраслевое министерство, представитель министерства является членом совета КЦ и участвует в его работе. У него даже есть право вето в отношении решений, принимаемых советом, но этим правом тоже еще ни разу за всю историю существования совета КЦ никто из министерства не воспользовался. При этом государство оказывает поддержку наших проектов. Так, если помните, одним из инициаторов появления домена .РФ был Дмитрий Анатольевич Медведев. И его поддержка, его регулярные высказывания в пользу запуска национального кириллического домена во многом сделали .РФ столь популярным у наших граждан. Важно, что в домене .РФ зарегистрированы интернет-ресурсы госорганизаций, включая сайты правительства, министерств и ведомств.

CNews: Вы неоднократно говорили, что готовите на рассмотрение Думы некий законопроект, который обяжет русифицировать все ИТ-товары и ИТ-продукты. Знаете ли вы подобные инициативы в других государствах и были ли они подхвачены и проведены успешно?

Андрей Колесников: Мы не готовим такого законопроекта, но мысль кажется правильной. Сам я неоднократно высказывался в пользу того, чтобы поддержка русскоязычных доменов верхнего уровня (это сегодня у нас есть только .РФ, а завтра будут и .ДЕТИ, и .МОСКВА, и .РУС, и другие) была законодательно закреплена для всех производителей программного обеспечения, поставляющих свою продукцию в Россию. Мы боремся за поддержку других языков в интернете, за мультикультурность в сети, за возможность и право пользователя интернета не знать английского языка и все равно пользоваться таким благом цивилизации как интернет. Фактически это борьба за цифровое равенство.

CNews: Самое слабое место домена .РФ, по-вашему.

Андрей Колесников: Наверное, все-таки отсутствие полноценной электронной почты. Думаю, что как только почта в .РФ заработает, домен в течение очень небольшого времени подрастет процентов на 20–25. Этот фактор сдерживает рост домена .РФ в наибольшей степени.

CNews: Почему вы не проводите каких-то акций, не поддерживаете отечественный бизнес, ориентированный на внутренний рынок, продукты потребления которого действительно легче было бы искать и находить в сети исключительно по-русски?

Андрей Колесников: Ну как это мы их не поддерживаем? Ресурс, которым мы управляем, – это доменное пространство, и у отечественных производителей уже три года как есть возможность зарегистрировать для себя доменное имя на русском языке и использовать его в рекламе, что, кстати, многие и делают. Посмотрите на щиты с наружной рекламой – многие используют домены на русском языке в зоне .РФ. Так что можно сказать, что кириллический домен нашел свою нишу: он часто используется в наружной рекламе и в радиорекламе. Очевидно, что кириллическое написание доменного имени является здесь явным преимуществом. В .РФ сейчас зарегистрировано более 800 тысяч доменных имен, их число постепенно растет, увеличивается количество делегированных доменов.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Сейчас наши регистраторы проводят акцию «Два домена лучше чем один», где пользователь может зарегистрировать два домена – один в .РФ и один в .RU – по цене одного домена. Это, думаю, тоже неплохая поддержка отечественного бизнеса.

CNews: Про инициативы КЦ мало слышно или все самые публичные заканчиваются образовательными программами и конкурсами, собираетесь ли вы выходить из тени и проводить акции для представителей более взрослой аудитории?

Андрей Колесников: Координационный центр – это некоммерческая организация, и одно из направлений нашей деятельности – запуск социальных проектов, направленных на развитие и популяризацию интернета в России. Очевидно, что, когда мы говорим о таких целях, начинать нужно с образования, с обучения детей, то есть знакомить их с возможностями глобальной сети, этикетом, объяснять, как функционирует интернет. Причем желательно заниматься этим на уровне начальной школы. Чем раньше человек получит интернет-знания, тем лучше будет подготовлен к взрослой жизни, ведь сеть затронула сейчас практически все профессии и сферы жизни.

Интересно, что идея просветительства в области интернета родилась у нас в процессе подготовки Первого российского форума по управлению интернетом. Мы, как, собственно, и большинство остальных людей, в тот момент имели не слишком четкое представление о том, как интернетом можно управлять и что из этого получается. Поэтому к форуму мы выпустили книгу Йована Курбалийи «Управление Интернетом», где в достаточно популярной форме излагались основные принципы этого процесса, а попутно еще давались разъяснения того, как интернет устроен и функционирует. Неожиданностью для нас стало то, что тираж книги разошелся в течение буквально пары недель: мы подарили книгу всем участникам форума, а после форума нас буквально завалили просьбами выдать еще сколько-нибудь экземпляров книги. Мы даже выложили книгу на сайт, но все равно тираж пришлось допечатывать. И тут стало понятно, что люди хотят знать об интернете как можно больше, а знания им получить неоткуда.

Идея работы со школьниками и студентами оформилась в 2010 году на прошедшей в Ярославле конференции в Ярославле конференцию «Интернет и школа. Поколение .РФ», которую мы проводили совместно с Департаментом образования Ярославской области и Ярославским центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании за неделю до запуска кириллического домена .РФ. Там состоялись молодежные дебаты по вопросу «Кто управляет интернетом?». Выяснилось, что ребятам это интересно, мы решили разработать простую и понятную любым возрастам игру, которая раскрывает принципы и устройство интернета. Думаю, что многие педагоги согласятся со мной: лучшая форма обучения – игровая. Так и появилась онлайн-игра «Изучи Интернет – Управляй Им».

CNews: Как бы вы объяснили важность своей деятельности не профессионалам и отраслевикам, а простым людям? Кстати, какая она, потенциальная и нынешняя аудитория доменной зоны .РФ?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Андрей Колесников: Наша основная задача, если говорить простым и понятным языком, – сделать так, чтобы российское доменное пространство функционировало нормально. То есть мы отвечаем за возможность всегда найти в сети любимые сайты в доменах .RU и .РФ, удобство их использования, размещения на российских доменах своих проекты и ведения собственного бизнеса в интернете. Наша аудитория – это все граждане России, мы стимулируем их развитие и образование, но при этом стараемся сделать так, чтобы незнание английского языка не становилось для них препятствием для общения в интернете. Так мы увеличиваем нашу интернет-аудиторию: в нее входят теперь не только социально активные слои населения, но и пожилые люди, дети, подростки.

CNews: Вы верите, что упрочение позиций русского языка в интернете не только поднимает престиж страны, но и повысит интерес к родному языку у наших граждан и иностранцев?

Андрей Колесников: Если отбросить пафос, кириллическая адресация – это удобное продолжение русскоязычного контента; обыкновенная логика и удобство для пользователя.