Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Интеграция ИС в банке — проект штучный. Опыт «Синимекс»

Потребность в интеграции ИС начинает испытывать любой банк, как только количество используемых им ИТ-систем переваливает за десяток. Среди заказчиков компании «Синимекс», имеющей богатейшую экспертизу по данному направлению, весомая часть банков из российского Топ-10. Андрей Сыкулев, соучредитель компании «Синимекс», в интервью CNews рассказал, как формировался уникальный опыт интегратора в банковском секторе, в чем традиционная специфика его проектной практики и на решение каких задач ориентируется компания сегодня.

CNews: В чем вы видите специфику развития ИT-трендов на российском рынке по сравнению с западным?

Андрей Сыкулев: Стоит заметить, что российский банковский сектор намного моложе западного и отечественные финансовые предприятия имеют гораздо меньший багаж унаследованных ИТ-приложений. Это и хорошо, так как у наших банков ИТ-структуры более свежие. Несмотря на то, что у западных банков, может быть, больше ресурсов и возможностей развивать ИТ, я точно могу сказать, что по некоторым направлениям, таким, например, как мобильный банкинг или ДБО, российский банковский рынок обгоняет западный.

CNews: Как вы позиционируете вашу компанию на рынке? Какова экспертиза «Синимекс»?

Андрей Сыкулев: Основная деятельность компании заключается в интеграции банковских систем на базе промышленных решений, таких как IBM и Oracle. Однако в наших решениях мы используем и другие продукты класса Enterprise, которые позволяют строить системы, способные выдерживать колоссальную нагрузку.

Мы развиваем это направление с 2000-х годов, когда начался бум на интеграционные решения. С наращиванием количества информационных систем ИТ-службы банков осознали, что каждое новое внедрение превращается буквально в кошмар. Предположим, что в банке уже есть сотня-другая систем, которые взаимодействуют друг с другом, и, чтобы внедрить новую систему, в каждую из предыдущих требуется внести определенные поправки. Это становится настоящей проблемой.


Андрей Сыкулев: Экспертиза по интеграции — главный, но не единственный продукт «Синимекс»

Преодолеть ее позволяет простое решение: разрубить прямые связи между системами, проложить между ними шину и к ней подключить все эти системы. Гениальность идеи очевидна — равно как и появление стандартных розеток и вилок для подключения к электричеству. Что бы было, если бы все вилки и все розетки были разные? Вам бы тогда для каждой пары вилка-розетка пришлось бы изобретать строго индивидуальный переходник. Невозможно представить? Однако были времена, когда в программном обеспечении все «вилки и розетки» были разные. И смысл наших интеграционных решений заключается как раз в подобной унификации.

CNews: Да, идея проста. А насколько сложны проекты, которые ее воплощают?

Андрей Сыкулев: Задача состоит в том, чтобы заставить все системы общаться стандартным образом с внедряемой нами шиной. Необходимо стандартизовать все сообщения, которыми системы между собой обмениваются. Работа по выстраиванию этого взаимодействия — огромный кропотливый труд.

В начале 2000-х годов во многих банках возникла проблема модернизации связей между системами. Одним из первых наших заказчиков стал «Альфа-Банк». Вместе с тем мы начали создавать решения и для других банков — например, для «ЮниКредит Банка». В нем параллельно шло внедрение второй АБС, и нам приходилось буквально на ходу перестраивать интерфейсы, потому что та или иная функциональность «переезжала» из одной системы в другую. Мы делали работу, похожую на замену двигателя на летящем самолете.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Решение, которое мы строили с ВТБ, касалось интеграционной платформы (ИП). В настоящее время ИП находится в эксплуатации у банка уже несколько лет и выполняет задачи взаимодействия таких систем, как «Операционный день Банка», расчетной системы, централизованной АБС филиалов, ДБО, а также других систем. Помимо этого, наша компания оптимизировала производительность концентратора финансовых транзакций (КФТ) для ВТБ. КФТ фактически является интеграционной шиной между платежными системами (в частности SWIFT) и компонентами ИС ВТБ.

В «Газпромбанке» участие нашей компании заключалось в создании ядра системы управления взаимодействием. Мы использовали интересный подход, когда происходит полная инкапсуляция прикладных систем в интеграционном решении. Иначе говоря, прикладные решения «думают», что они единственные, и «не знают» о существовании друг друга. В любой момент можно заменить какую-либо систему, и остальные банковские приложения этого даже не «заметят». Банк работает в привычном режиме.

Можно вспомнить наши проекты в «Райффайзенбанке» по созданию и внедрению ИС: система по автоматизации бизнес-процесса выдачи кредитных карт по различным типам заявлений; система маршрутизации и проведения платежных документов, позволяющая существенно оптимизировать текущие процессы; унифицированная система взимания комиссий. Все эти системы так или иначе являются разновидностями интеграционных решений, все они в процессе работы обеспечивают взаимодействие множества различных приложений.

Мы плотно сотрудничаем также и с Нордеа Банком, для которого разработали интеграционное решение. Первоначальная задача состояла в реализации межфилиальных расчетов и внедрении услуги Cash Management. Выполненный проект дал возможность банку успешно перейти на новую централизованную АБС и в конечном итоге построить новую ИТ-инфраструктуру, основанную на сервисно-ориентированной архитектуре.