Разделы

Future (Networked society)

Глава Ericsson в России о тенденциях в мобильном ШПД

Мобильный интернет в последнее время развивается бурными темпами. Растет количество устройств и приложений, сети становятся доступнее, выстраивается инфраструктура мобильной широкополосной связи. Своим видением будущего технологии MBB (Mobile BroadBand) поделился Дмитрий Масельский, генеральный директор Ericsson в России.

CNews: Как, по вашим оценкам, вырос спрос на технологии MBB в России и в мире за последние годы? С чем вы связываете такую динамику?

Дмитрий Масельский: Мобильному ШПД в последнее время уделяется очень много внимания. Появилась масса новых доступных устройств и огромное количество интересных и, главное, полезных приложений. Причем это все произошло буквально на глазах, за считанные месяцы. Как будто совсем недавно мы только в теории обсуждали, как должен работать мобильный интернет и какими приложениями хотели бы пользоваться. И вот сегодня мы проснулись в другом мире. И во многом это произошло благодаря активному проникновению смартфонов. Параметры роста в итоге обусловлены не только доступностью устройств и приложений, но, конечно же, доступностью сетей и их качеством. Все просто: если загрузка интернет-страницы, видео или реакция приложения занимает более 4 секунд, то десять процентов людей не станут ждать, перейдут к другому ресурсу или приложению. Если ждать приходится 10 секунд, то 40 процентов прекратит запрос. Вот вам и простой параметр качества – секундная реакция. Такой технологический аспект, как время отклика, становится решающим фактором. Тогда использование мобильного интернета растет. Плюс рост количества устройств. В совокупности трафик передачи данных как минимум удваивается каждый год. Это тоже простое правило, которое мы видим практически в каждой мобильной сети у операторов во всем мире.

Можно с уверенностью говорить, что основная черта будущих поколений, проявляющаяся и определяющая поведение уже сегодня, – это потребность постоянно оставаться подключенным к сети, иметь постоянный доступ к информации, развлекательному контенту и возможность общения.

CNews: В каких новых сферах начинает применяться MBB?

Дмитрий Масельский: Моя любимая аналогия, когда мы говорим об инфраструктуре и применении технологий MBB, – это железные дороги во времена их начального строительства. Как вы думаете, было ли тогда у людей четкое представление, как эта инфраструктура повлияет на нашу жизнь, какие новые возможности откроет, особенно в тех удаленных местах, где до этого ничего не было? Конечно, нет! Беспрецедентное развитие технологий – и тогда, и сейчас. Мы только в середине этапа построения инфраструктуры мобильной широкополосной связи. Вы спрашиваете, в каких сферах мы начинаем ее применять? Практически во всех сферах жизни и бизнеса, и это только первые попытки. Следуя параллели, могу сделать вывод, что пройдет еще несколько лет, и вы увидите такие области применения, которых сегодня даже в проектах нет.

К 2020 году, как думаем мы в Ericsson, в мире будет насчитываться порядка 50 млрд различных подключенных устройств. Это означает, что в сфере доставки мобильного интернета и передачи данных будут заняты компании из самых разных индустрий. Разумеется, мобильные операторы будут оставаться ключевыми игроками на этом рынке.

Дмитрий Масельский: Основная черта будущих поколений – потребность постоянно оставаться подключенным к сети

Приведу в пример популярный сервис Spotify. Идея возможности прослушивания музыки на подключенном устройстве в любом месте, в любое время может показаться простой, но это отличный пример того, как реализация возможностей ИКТ в рамках одной индустрии практически в одночасье изменила все привычные бизнес-модели в музыкальном бизнесе. Изменяя правила для всей отрасли, Spotify наглядно иллюстрирует, каким трансформирующим потенциалом обладают широкополосный доступ, мобильность и облачные сервисы. И внедрение решений на базе ИКТ не ограничено одной индустрией, возможности их применения, действительно, впечатляют.

Например, для Maersk, крупнейшей судоходной компании в мире, внедрение технологий мобильной связи обеспечивает целый ряд возможностей, связанных с внедрением новых методов эффективного управления морским транспортом, контроля сроков поставки, улучшения связи между судами, а также с оперативным решением возникающих проблем, налаживанием быстрого информационного обмена с клиентами и даже повышением энерго-эффективности.

Безусловно, различные отрасли трансформируются разными темпами. И в случае музыкальной индустрии эти изменения более очевидны. Еще один интересный сектор – это банковские услуги. И это только вопрос времени, какие отрасли будут следующими.

CNews: В чем преимущества MBB для конечного потребителя? Какие новые возможности для потребителей открывает MBB?

Дмитрий Масельский: Всем будет открыт доступ к преимуществам технологий, соединяющих общество. Философия компании Ericsson построена на идеях свободного общения, эффективного взаимодействия и непрерывного движения вперед. Именно в таком направлении и будет развиваться мир. И тем, кто открыт для новых идей, современные технологии предлагают неограниченные возможности. Для абонента важно находиться на связи, когда он в дороге, путешествует, едет на встречу.

За последний год проникновение смартфонов в России значительно выросло, и мы ожидаем, что к концу года оно достигнет отметки в 30%. Стационарные компьютеры и Wi-Fi по-прежнему остаются востребованными, но вскоре рынком будут править смартфоны, планшеты и мобильный интернет. А о новых возможностях, которые это открывает для потребителей, как я уже сказал, мы будем узнавать с каждым днем все больше и больше. Новая инфраструктура и устройства – это как платформа для инноваций. Мы подстегнули эти инновации, дав возможность разработчикам приложений проявить себя.

CNews: Как применение технологии MBB влияет на рост потребления данных? Приведите, пожалуйста, статистику.

Дмитрий Масельский: В 2009 году случилось знаковое событие – мобильный трафик впервые превысил трафик голосовой, и сегодня количество подключений к мобильно интернету стабильно увеличивается наряду с постоянным увеличением объема передаваемых данных на одно подключение.

В ближайшие годы трафик данных покажет существенный рост, главным образом, за счет активного развития видеосервисов. Согласно нашим прогнозам, к 2018 году мировой трафик данных увеличится в 15 раз. А если взять отдельно сегмент смартфонов, то трафик там увеличится в 20 раз.

Антон Анпилов, SberJazz: Будущее ВКС невозможно без искусственного интеллекта
Телеком

Наибольшая доля в структуре трафика сейчас приходится на видео. При сохранении текущей динамики, объем видеотрафика будет расти примерно на 60% в год до кона 2018 года. В некоторых сетях средний показатель потребления видеотрафика в месяц на одно подключение составляет 2,6 гигабайт. Однако огромная популярность видеосервисов не означает, что абоненты проводят много времени, скачивая или просматривая видео или пользуясь другими «тяжелыми» сервисами. Большую часть времени они все же проводят в социальных сетях, в среднем до 85 минут в день. По нашим прогнозам, через пять лет среднемесячное потребление трафика на один смартфон будет составлять 1.1 гигабайта, на один планшет 3.2 и на один компьютер – 8 гигабайт.

CNews: Как вы считаете, пересмотрят ли операторы (малые, средние, крупные) в ближайшее время подходы к MBB? Какие факторы могут существенно ускорить процесс пересмотра? Необходимо ли вести разъяснительную работу с небольшими операторами, продвигать технологию?

Дмитрий Масельский: Вопрос так называемой монетизации услуг – один из тех, что я слышу от операторов наиболее часто. Может показаться, что математика, что называется, не сходится. Трафик растет быстро, а рост доходов оператора остается на уровне нескольких процентов. На примере многих передовых операторов мы видим, что они могут увеличить свои доходы и чистую прибыль за счет серьезных инвестиций, прежде всего – в новые технологии и качество сети, а также грамотно построенной тарифной и маркетинговой политике.

Конечно, как я уже отметил, на рынке мобильного интернета появляются и будут появляться новые игроки, которых привлекают возможности использования новой инфраструктуры. Поэтому успешность бизнеса операторов зависит во многом от того, как быстро они смогут адаптироваться к новым условиям, пересмотреть бизнес-модели и подходы к работе с партнерами. В России на долю мобильного трафика приходится лишь малая часть доходов операторов, тогда как в Японии, Корее или США он составляет более 50% выручки.

CNews: Как вы считаете, следует ли ожидать роста индекса, отражающего влияние уровня развития ШПД на валовой национальный продукт? Какова в этом возможная роль MBB?

Дмитрий Масельский: Два года назад мы провели исследование, в ходе которого смогли подтвердить наличие четкой связи между средней скоростью широкополосного доступа в стране и темпом развития экономики. Удвоение средней скорости ШПД увеличивает ВВП на 0,3%.Развитие ШПД способно стимулировать рост экономики за счет повышения эффективности деятельности бизнеса, общества и рядовых потребителей. Исследование также показало, что каждое последующее удвоение скорости ШПД может привести к дальнейшему росту экономики помимо первоначального показателя прироста в 0,3% (т. е. рост скорости в четыре раза выразится в росте ВВП на 0,6%). Таким образом, в современном мире доступность ШПД, а также рост средней скорости доступа придают мощный импульс развитию экономики.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

В этом году мы перешли от национального уровня на уровень отдельных домохозяйств и к изучению микроэкономических показателей в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), а также БИК (Бразилия, Индия и Китай). Мы пришли к следующим выводам: при повышении скорости ШПД с 4 до 8 Мбит/сек в странах ОЭСР общий доход домохозяйства в месяц вырастал на $120. Что касается стран БРИК, то рост дохода семьи в месяц составлял $46 при увеличении скорости ШПД с 0,5 до 4 Мбит/сек. Важно отметить, что рост доходов не происходит именно по факту подключения домохозяйства к сети. Главное — это те возможности, что открывает подключение, и их использование, применение ресурсов и сервисов, работа с которыми без ШПД невозможна или затруднена.

CNews: На ваш взгляд, какие изменения на рынке мобильной связи и мобильного ШПД в России стоит ожидать в ближайшее время? Какие факторы станут катализаторами преобразований?

Дмитрий Масельский: В России радиоволны распространяются так же, как и во всем остальном мире, а пользователи точно также хотят быть все время на связи, как и абоненты операторов в Европе или США. Объемы мобильного ШПД трафика удваиваются каждый год. За счет новых устройств, их доступности, доступности сетей, прежде всего, 3G и роста использования мобильных приложений.

Смартфоны совершают настоящий переворот в области мобильной связи. Как только пользователь переходит с обычного телефона на смартфон, его требования к качеству сети и мобильным сервисам резко возрастают. Я уверен, что именно этот фактор и станет толчком дальнейшего развития мобильного рынка, где на первый план уже вышел пользовательский опыт.

CNews: Какова стратегия развития вашей компании в этом контексте?

Дмитрий Масельский: Мы, прежде всего, технологическая компания. Огромное число инноваций и новых разработок в каждом из поколений мобильной связи – это именно вклад компании Ericsson. Мы стояли у истоков мобильной связи, и будем продолжать делать ставку на технологическое лидерство. В том числе за счет серьезных инвестиций в R&D – $5 млрд в год. И все последние годы мы неизменно ставили в качестве приоритета разработки, двигающие вперед бизнес операторов. Как пример приведу одну из передовых концепций, в рамках которой мы предлагаем двигаться: гетерогенные сети. Говоря простым языком, она состоит в построении сетей, обеспечивающим оптимальный пользовательский опыт в зависимости от количества абонентов, типа приложений, и так далее. Гетерогенные сети включают в себя помимо развития макро, также и микроуровень – малые соты, Wi-Fi. Но все-таки, что касается бизнеса операторов, если раньше все было очевидно, то, как я уже отмечал выше, сегодня меняется сама парадигма бизнеса. Нам нужно говорить о совершенно новом взгляде на ИКТ, что требует преобразования отраслевой среды и бизнес-моделей. Впечатляет количество новых компаний, которые, осознав огромный потенциал технологий, активно участвуют в их освоении. Поэтому мы будем, с одной стороны, продолжать фокусироваться на наших заказчиках – операторах связи – и делать все, чтобы они преуспели в этих новых условиях.

С другой стороны, мы как никто иной осознаем, что на новом этапе освоения построенной инфраструктуры мобильного широкополосного доступа нам надо будет трансформировать бизнес. Поэтому сегодня идет активный поиск, инвестиции в новые для нас направления, так или иначе связанные и основанные на MBB. Это и области OSS-BSS где мы уже сегодня являемся крупнейшим в мире поставщиком решений для операторов, это и сервисные услуги расширенной поддержки, где у нас опять-таки лидирующие в мире позиции, и, к примеру, решения в области телевидения. У нас есть решения для новых индустрий, таких как электроснабжение или транспорт – компанию Maersk я в пример приводил.

Так что уже сегодня мы видим свою задачу прежде всего в том, чтобы способствовать формированию новой цифровой инфраструктуры и помогать бизнесу и обществу реализовывать неограниченные возможности технологий, соединяющих общество, создавая вместе с нашими партнерами прочную платформу для дальнейших инноваций.