Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

CPM в агропромышленном секторе: опыт Группы «Черкизово»

Внедрение информационных систем, ориентированных на задачи управления эффективностью предприятия, для российского агропромышленного сектора пока в большей степени новаторство, нежели само собой разумеющееся явление. Для сельскохозяйственной отрасли это особенно характерно: сказывается изначальный низкий уровень технологического развития. Однако высокие информационные технологии проникают и в эту сферу. В 2013 году Группа «Черкизово» совместно с AT Consulting автоматизировала процессы годового и оперативного планирования в сегменте птицеводства, а также процессы формирования GAAP-отчетности. О целях проекта, его этапах и первых результатах рассказывают Максим Гапоненко, заместитель финансового директора Группы «Черкизово», Денис Горбунов, ведущий менеджер проектов Группы «Черкизово», а также Антон Шубин, партнер компании AT Consulting, директор практики CPM.

CNews: Какие стратегические задачи стоят перед ИТ-департаментом Группы «Черкизово»?

Денис Горбунов: Наши стратегические задачи на 2013–2015 года следующие: централизация существующих сервисов, кластеризация ИТ на местах, строительство ЦОД для всех корпоративных информационных систем, переход на единый стандарт в части инфраструктуры и внедрения централизованных ИТ-решений.

Кроме того, активно идет проект внедрения системы электронного документооборота, и недавно стартовал ERP-проект с MES-составляющей. Большая потребность в этих решениях исходит из общей логики развития как отдельно Группы «Черкизово», так и всего агропромышленного сектора России. Еще несколько лет назад рынок сельхозпроизводителей не проявлял интереса к крупным промышленным ИТ-решениям. В 2010–2011 годах ситуация изменилась, и ведущие игроки рынка начали активно смотреть в эту сторону.

CNews: Как вы считает, с чем связано такое бурное развитие ИТ в последние годы?

Максим Гапоненко: Думаю, это связано с тем, что рынок достиг определенной стабилизации, а до этого шло стремительное развитие. Сегодня, когда особо расти некуда, предприятия задумываются о повышении эффективности производства и продаж, оптимизации затрат, сокращении издержек. Чтобы это сделать, нужно понимать, из чего затраты состоят.

Лидеры нашей отрасли, как правило, состоят из большого количества юридических лиц, и у каждого своя история, свое наследие, в том числе информационные системы, бизнес-процессы. Когда вести учет и формировать бюджет на предприятии, включающем в себя множество компаний, вручную становится неэффективно, а порой и невозможно, обращают внимание на крупные промышленные системы.

CNews: Какова структура группы компаний «Черкизово»?

Максим Гапоненко: Группа «Черкизово» включает пять сегментов. Четыре сегмента уже состоялись: мясопереработка, птицеводство, свиноводство и растениеводство. Один сегмент сегодня только формируется. Совсем недавно мы создали совместное испано-российское предприятие по производству мяса индейки. «Черкизово» – вертикально-интегрированный холдинг, ориентированный на полный цикл производства: от выращивания зерна на корма до производства конечного продукта. Всего в составе «Черкизово» около 80 юридических лиц.

CNews: Как и почему был инициирован проект по внедрению систем бюджетирования и GAAP-отчетности?

Денис Горбунов: Внедрение системы бюджетирования мы начали с одного сегмента, составляющего примерно половину нашего бизнеса: «Птицеводство». С приростом новых компаний, каждая из которых имеет устоявшиеся бизнес-модели, процессы бюджетирования и формирования управленческой отчетности не удовлетворяли требованиям значительно выросшей компании. Специализированное ИТ-решение отсутствовало. Распределенное планирование и формирование отчетности осуществлялось в Excel, некоторые исторические данные брались из 1С. Процесс сбора данных занимал слишком много времени, бизнес испытывал потребность в точной, хорошо структурированной и своевременной информации. К тому же, усилия по поддержке существующей бюджетной модели и модели трансформации были слишком велики. Нужна была единая и прозрачная система, с должным уровнем контроля.

Максим Гапоненко: Хочется отметить огромный плюс от внедрения автоматизированных средств: эффект документированности работы с системой, ведь деятельность посредством программы Excel по определению не может быть документирована. Если люди, принимавшие участие в формировании бюджета, по какой-то причине не могут выйти на работу (уволились, уехали и пр.), предприятие сталкивается с огромными проблемами.

CNews: В чем состояли задачи проекта?

Антон Шубин: Задачи проекта надо разделять на две составляющие: с одной стороны, это производственное и финансовое планирование, а с другой – консолидация фактических данных, причем консолидация от первичных учетных систем до конечной GAAP и управленческой отчетности.

В бюджетной составляющей задача, поставленная перед нами бизнесом, – как сегментом «Птицеводство», так и финансовыми структурами головной организации, – заключалась в том, чтобы поддержать высокий уровень детализации планирования и все необходимые управленческие аналитики.

Второй блок задач был связан с консолидацией данных по всему холдингу и подготовкой GAAP-отчетности по всем направлениям бизнеса. Задача осложнялась тем, что проект включал в себя интеграцию с учетными системами на местах, приведение данных к единым учетным аналитикам, реализацию ряда автоматических корректировок и формирование отчетности. Полученные данные должны служить источником как для отчетности на биржу, так и для целей управленческого и план-факт анализа.

CNews: Какой наблюдается эффект от внедрения систем бюджетирования и GAAP-отчетности уже сейчас?

Максим Гапоненко: Бюджет на 2014 год формировался уже в новой системе. Теперь у нас есть единая версия бюджета – официальная, утвержденная. Во время обновления прогнозов все пользователи видят только один вариант документа. То преимущество, которое мы уже успели увидеть во внедрении системы GAAP-отчетности (системы консолидации, трансформации отчетов), это, пожалуй, переход на ежемесячное закрытие. Раньше мы делали квартальный отчет, сейчас – ежемесячный. И это большой шаг. Но самое главное – это возможность детализации данных, причем настолько глубокой, насколько это потребуется. Раньше о таком мы и не мечтали: Excel просто падал при попытке настроить эту функцию. Теперь мы можем детализировать по контрагентам, по каналам, можем более детально смотреть себестоимость и т.д.

Важно то, что система теперь позволяет не только осуществлять закрытие РСБУ локального учета понятно и прозрачно, но и отслеживать изменения. Внести корректировки в учет задним числом сегодня просто невозможно.

CNews: Какая технологическая платформа была выбрана для реализации проекта?

Денис Горбунов: Мы выбрали продукты компании Oracle. Oracle – лидер рынка в области корпоративных решений CPM и, в частности, бюджетирования. Корпоративные решения Oracle функциональны, производительны и рассчитаны на большие объемы данных, и, что важно, могут поддержать дальнейший рост бизнеса. К тому же в «Черкизово» накоплена экспертиза по продуктам Oracle.

Как устроены системы? Есть два набора приложений. Один – это Oracle Hyperion Planning, второй – Oracle E-Business Suite. Внутри Hyperion есть несколько массивов данных, выполняющих разные крупные задачи бюджетирования в приложениях. Из Oracle E-Business Suite мы используем два приложения: главная книга и основные средства.

CNews: Какие отчеты вы имеете возможность сегодня формировать?

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Максим Гапоненко: Детальные, подробные. Очень глубокая степень детализации была выбрана не случайно, уровень данных, например, таков: вакцинация, кормление, посадки, а горизонт планирования – каждый день. Кроме этого, мы получаем стандартные отчеты на верхнем уровне при консолидированном бюджете. Формы финансовой отчетности соответствуют стандартам.

CNews: Потребовало ли внедрение внести существенные изменения в инфраструктуру? Как вообще проходила интеграция?

Денис Горбунов: С точки зрения оборудования, все было просто. На старте проекта аппаратная инфраструктура только планировалась, и мы могли вписаться в этот процесс достаточно безболезненно. С точки зрения инфраструктуры приложений, сервисов, с которыми потребовалась интеграция, то здесь все было сложнее. Систему GAAP-учета необходимо было интегрировать с большим количеством различных конфигураций, версий . Это потребовало значительных усилий, но с этим справились. Интеграция внутри самой системы была несложной: данные передаются с помощью Oracle Financial Data Quality Management – стандартного инструмента для интеграции финансовых данных.

CNews: Когда был запущен проект? Расскажите о его этапах и сложностях, с которыми вы столкнулись на каждом из них.

Денис Горбунов: Проект стартовал в июле 2012 года, и каждая из систем внедрялась около года. Система бюджетирования – чуть дольше, чем ожидали, так как в процессе работы возросла сложность моделей.

Первым этапом стало создание концептуального дизайна – фаза проектирования. Нужно было расписать на бумаге то, что уже существует, вместе с новыми требованиями. Основные сложности возникли с системой бюджетирования. В процессе внедрения вскрылись маленькие, но очень важные отличия производственных предприятий друг от друга. Мы взяли одну площадку как эталон, рассчитывая, что сможем просто перенести разработанную модель на все остальные. Но у каждой площадки есть свои особенности, которые пришлось учитывать.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

В работе с системой GAAP-отчетности нам пришлось сделать дополнительный шаг, решая вопрос с миграцией данных. В новой системе мы начали готовить отчетность по третьему кварталу 2013 года, соответственно, данные за предыдущий период нужно было отдельно вводить в систему. Это заняло какое-то время.

CNews: Как поменялись бизнес-процессы на предприятии с внедрением данных систем?

Максим Гапоненко: С точки зрения бюджетирования процесс стал прозрачен и понятен, появилась стройная, достаточно обширная модель формирования бюджетов. Эта прозрачность высокой степени дает гораздо большие возможности для аналитики, чем мог позволить Excel.

CNews: Почему группа компаний «Черкизово» выбрала AT Consulting в качестве интегратора?

Денис Горбунов: Сначала мы определились с решениями, которые будем внедрять. Уже потом приступили к конкурсу на выбор исполнителя проекта. Мы рассматривали компании, имеющие статус платинового партнера Oracle и обладающие достаточной экспертизой, проектным опытом и необходимыми ресурсами. Всего было отобрано шесть интеграторов. Мы провели тендер, состоящий из двух частей: сначала квалификационная, а затем основная часть с ценовыми торгами среди тех, кто прошел первый этап. В итоге выбрали AT Consulting.

CNews: Как проходило погружение команды AT Consulting в бизнес-процессы, характерные для агропромышленной компании?

Антон Шубин: Этап погружения прошел довольно легко. В нашей команде работают методологи, которые аудировали похожие компании и понимают особенности учета. С первого дня эксперты внутри проектной команды говорили на одном языке. Да, этап анализа, описания методологии был длительным и непростым, но погружение прошло достаточно легко.

Антон Шубин: В нашей команде работают методологи, которые аудировали похожие компании и понимают особенности учета

CNews: Каковы планы по развитию используемых в проекте решений?

Денис Горбунов: Автоматизировать планирование в сегментах свиноводства, мясопереработки и растениеводства, а также реализовать модель стратегического планирования.

CNews: Какой опыт команда AT Consulting получила в этом проекте?

Антон Шубин: В части интеграционных проектов мы ранее практически не работали с предприятием агропромышленного сектора до проекта в «Черкизово». Организация, учет и связанные с этим бизнес-процессы в производственной компании сложнее, чем, скажем, в компании, занимающейся предоставлением услуг. Это в равной степени отражается как на задаче формирования бюджета, так и на задачи подготовки отчетности. Все это накладывает свои особенности, которые было необходимо учитывать в проекте. Опыт, полученный нами в совместной проектной деятельности с командой «Черкизово», действительно, велик.

CNews: Как можно оценить работу интегратора?

Денис Горбунов: Очень важным оказалось то, что партнер готов работать с недостаточно детализированными требованиями, вдобавок меняющимися в процессе реализации проекта. Коллеги готовы поддерживать возникающие изменения, и у них это не приводит к значимым сдвигам в сроках. Они ориентированы на результат и запускают сложные проекты – это главное.

Максим Гапоненко: Я еще добавлю, что эксперты AT Consulting – не просто технические специалисты. Они прекрасно разбираются и в бизнесе, а это очень ценно.

CNews: Планирует ли AT Consulting развивать данное направление?

Антон Шубин: Да. В настоящее время мы активно взаимодействуем с компаниями, в том числе производственного сектора. Уже сейчас у нас стартовали проекты, близкие по кругу задач с реализованным в Группе «Черкизово».