Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

На базе 1С создана единая информационная система Клинического центра МГМУ имени И.М.Сеченова

Информатизация системы здравоохранения России постепенно набирает обороты. На пути к созданию Единой государственной информационной системы предстоит сделать еще немало, но успешные локальные проекты уже есть. Примером может служить опыт Клинического центра Первого МГМУ имени И.М.Сеченова, где в результате комплексной автоматизации создана медицинская информационная система. В интервью CNews об итогах проекта рассказала заместитель директора клинического центра Екатерина Кузнецова.

CNews: Согласны ли вы с тем, что назрела масштабная информатизация медицинских учреждений в России?

Екатерина Кузнецова: Это действительно так. Работа сотрудников медицинских учреждений сопряжена не только с выполнением непосредственных обязанностей по оказанию помощи пациентам и их консультированием, но и с ведением обширной документации, в том числе документов, связанных непосредственно с лечебно-диагностической деятельностью, а также с заполнением различных отчетных форм. Естественно, что ведение такого документооборота отнимает массу времени. Снизить трудозатраты помогает внедрение современных информационных систем.

В рамках модернизации российской системы здравоохранения власти уделяют внимание информатизации клиник. Как известно, к 2018 г. поставлена задача создать Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ). По планам Правительства, к этому времени не менее 95% граждан станут обладателями электронных медицинских карт. А пока ряд медицинских учреждений, в том числе наш Клинический центр Первого МГМУ имени И.М.Сеченова, при поддержке государства начали совершенствовать свои информационные системы.

CNews: Расскажите о вашем Клиническом центре. Что включал проект развития ИТ в нем?

Екатерина Кузнецова: Клинический центр Первого МГМУ имени И.М.Сеченова обладает самым большим количеством коечных мест среди федеральных медучреждений – 3000 коек. Ежегодно около 50 тысяч человек в нем лечатся стационарно и около 350 тысяч – амбулаторно. Медицинские услуги оказываются по более чем 40 направлениям. В штате центра более 5000 сотрудников, в том числе более 1200 врачей и около 1600 работников со средним медицинским образованием.

В рамках федеральной программы модернизации здравоохранения и в соответствии с концепцией создания единой государственной информационной системы здравоохранения клинический центр Первого МГМУ имени И.М. Сеченова получил 47 миллионов рублей на развитие информационных технологий. Благодаря этому удалось реализовать в Клиническом центре Университета комплексный проект, включавший в себя поставку ИТ-оборудования, создание защищенного сегмента локальной вычислительной сети и внедрение единой автоматизированной информационной системы на линейке продуктов «1С:Медицина». Фирма 1С курировала этот проект, что во многом обеспечило успех внедрения единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) МГМУ.

CNews: С чем связан выбор решения 1С для создания единой информационной системы центра?

Екатерина Кузнецова: Сейчас на рынке представлено множество решений для автоматизации медицины. Выбор платформы 1С был обусловлен их победой на конкурсе на автоматизацию нашей организации.

Екатерина Кузнецова: За счет внедрения электронной регистратуры в ходе проекта количество регистраторов в регистратурах подразделений Клинического центра сократилось в два раза

Для автоматизации здравоохранения фирма 1С разработала целую линейку специализированных решений для медицины. При создании этих решений специалистами 1С использованы методические рекомендации и материалы, подготовленные Медицинским информационно-аналитическим центром Российской академии медицинских наук (МИАЦ РАМН). Центральное место в разработанной линейке занимает «1С:Медицина. Больница» – именно на этом решении нам удалось создать комплексную медицинскую информационную систему, оптимизировать управление потоками пациентов, ввести персонифицированный учет оказанной медицинской помощи и взаиморасчеты с контрагентами. Создание ЕАИС в Клиническом центре Первого Московского государственного медицинского университета (МГМУ) имени И.М.Сеченова стал самым крупным в отрасли.

CNews: Как раньше строилось информационное обеспечение клинического центра и каковы были цели внедрения системы 1С?

Екатерина Кузнецова: Ранее сотрудникам приходилось использовать разнородное программное обеспечение для решения каждой задачи – работы регистратуры, учета услуг, пациентов, аптеки, склада, диетического питания. Из-за отсутствия интеграции данных одну и ту же информацию о пациенте приходилось вводить многократно.

Используя решения «1С:Медицина», мы планировали реализовать в единой среде уже автоматизированные процессы и персонифицировать учет оказанных медицинских услуг, наладить управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь, обеспечить персонифицированный учет лекарственных средств, автоматизировать службу диетпитания, внедрить систему электронной записи к врачу, обеспечить информационное взаимодействие с компонентами федерального уровня ЕГИСЗ, обеспечить проведение анализа деятельности и формирование отчетности.

CNews: Какого результата удалось достичь?

Екатерина Кузнецова: По результатам внедрения ЕАИС руководство Клинического центра особо отметило, что удалось стандартизировать процессы оказания медицинской помощи, учитывая специфику различных клиник, входящих в состав центра. Это большой успех.

В рамках проекта автоматизированы все подразделения Клинического центра в 19 корпусах в различных частях Москвы, на сегодня создано 800 автоматизированных рабочих мест. Внедрение, вместе с обучением персонала, заняло 4 месяца, за это время проведена модернизация компьютеров, сетевой инфраструктуры. Организация и централизованного и индивидуального обучения пользователей «по ролям» позволила, не прекращая работы лечебных учреждений, перевести все объекты в эксплуатацию за это короткое время.

За счет внедрения электронной регистратуры в ходе проекта количество регистраторов в регистратурах подразделений Клинического центра сократилось в два раза, время обслуживания 1 пациента с учетом использования автоматической проверки полисов ОМС и однократности ввода информации стало минимальным, пациент проводит в регистратуре не более 5 минут.

Персональные данные пациента однократно вводятся в регистратуре при первом посещении, хранятся в системе, и доступны всем службам любого из корпусов МГМУ.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Медицинская информационная система интегрирована с аптечной, лабораторной системой, а также системой диетического питания. Так, результаты лабораторных исследований становятся оперативно доступны врачу на его АРМ. Чтобы согласовать требования на лекарства, медсестре достаточно сформировать их в системе, при этом учитывается наличие препаратов на складе отделения. Отправив заказ в Централизованную аптеку, можно оперативно получить ответ, узнать, когда будет выполнен заказ. Назначенная врачом пациенту диета становится сразу видна на рабочем месте врача-диетолога и автоматически участвует в формировании заказов на питание и дальше в заказе на необходимые продукты.

Движение каждого пациента от его первой амбулаторной консультации до выписки из стационара стало прозрачным, а информация о нем оперативно консолидируется в отчетные формы. Информация об оказанных Клиническим центром услугах в автоматическом режиме поступает в программу фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). А с помощью решения «1С:Медицина. Федеральные регистры» мы взаимодействуем с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

То, что в информационной системе требуется только однократный ввод информации о пациенте, позволило значительно улучшить качество обслуживания. В Клиническом центре выросла производительность труда работников, уменьшилось число ошибок и неточностей. Отмечу, что прозрачность административно-хозяйственных процессов позволяет достоверно и быстро оценивать рациональность использования кадровых ресурсов и материально-технической базы. Сводный отчет для администрации по коечному фонду всего Клинического центра формируется в течение 5 минут на ежедневной основе, до внедрения это была кропотливая ручная работа по сбору и консолидации информации. Используя систему ЕАИС, сотрудники могут принимать обоснованные решения по оптимизации тех или иных процессов, своевременно и правильно перенаправлять потоки пациентов.

CNews: Расскажите, пожалуйста, подробнее о возможностях сервиса электронной регистратуры.

Екатерина Кузнецова: С помощью электронной регистратуры любой пациент может удаленно записаться на прием к медицинскому специалисту нашего Клинического центра.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Наши потенциальные пациенты получили возможность записаться на прием к профильным специалистам через интернет, сейчас они сами выбирают врача-консультанта, а также удобную дату и время приема. На завершающем шаге регистрации на сайте пациент может распечатать свой талон записи на прием, сверить адрес медицинского учреждения, дату и время посещения, тип услуги, ФИО, специализацию и кабинет врача.

CNews: Что представляет собой автоматизированное рабочее место пользователя ЕАИС?

Екатерина Кузнецова: АРМ пользователя – это компьютер под управлением операционной системы AltLinux с установленным «тонким клиентом «1С:Предприятие 8» Выбор операционной системы был абсолютно обоснован: в результате использования свободного ПО решение имело лучшую стоимость одного рабочего места медицинской информационной системы по сравнению с конкурентами.

Вход в систему осуществляется по смарт-картам (авторизация LDAP плюс Kerberos) через специальное считывающее устройство. Уходя с рабочего места, врач вынимает карту из устройства – и система тут же блокируется. Таким образом, смарт-карта – это не только входной билет, но и удостоверение личности, гарантия ответственности. Параметры запуска «тонкого клиента» «1С:Предприятие 8» хранятся в LDAP в защищенной таблице и выбираются при запуске.

CNews: Не могли бы вы описать движение информации в системе?

Екатерина Кузнецова: Естественно, все начинается с регистратуры. Все сведения о запланированном приеме пациента становятся доступны врачу, который отмечает каждого принятого пациента, используя настроенные специально для каждой специальности шаблоны, указывает его диагноз, назначает медикаментозное лечение, клинические исследования, диету для госпитализированного пациента. Старшие медсестры отделений видят в системе как назначения врача, так и наличие медикаментов в отделении. В случае отсутствия необходимых лекарств их можно оперативно заказать из Централизованной аптеки. Назначенные диеты пациентов доступны на рабочих местах в центральном пищеблоке, где автоматизирована калькуляция и списание продуктов со склада. Направления врача на лабораторные исследования видны в клинической лаборатории, результаты исследований после их завершения тут же становятся доступны врачам. Все пользователи системы формируют регламентированную отчетность из системы.

CNews: Не могли бы вы назвать конкретные направления по развитию системы?

Екатерина Кузнецова: Единая автоматизированная информационная система Клинического центра Первого МГМУ имени И.М.Сеченова имеет четкие ориентиры для развития. Она будет совершенствоваться с учетом требований концепции создания ЕГИСЗ в России и с учетом возрастающих требований всего медперсонала. Так, в перспективе планируется внедрение электронной медицинской карты. Также руководство центра планирует увеличить число автоматизированных рабочих мест, для повышения надежности и безотказности функционирования системы есть планы создания резервного серверного узла, а также подключение в общую сеть новых узлов локальной вычислительной сети.

Андрей Арсентьев