Разделы

Телеком

Рынок мобильного контента: Передача данных и неголосовые услуги

В рамках аналитического исследования, подготовленного Департаментом консалтинга РБК, предлагается описание некоторых сегментов быстрорастущего рынка неголосовых услуг, а именно, рынка мобильного контента, передачи данных и доступа в интернет. Исследование охватывает описание и стратегию работы крупнейших российских мобильных операторов, включает наиболее заметных поставщиков мобильного контента, а также их взаимоотношения с операторами. Информационным поводом исследования стал факт преодоления уровня проникновения пользователей сотовой связи отметки в 10% населения, а также тенденции операторов по увеличению ARPU путем продвижения и популяризации различных неголосовых услуг.

Итак, количество пользователей сотовой связи в России на начало октября 2002 г. составило 15,6 млн. человек. А начатая недавно "Вымпелкомом" и продолженная МТС стратегия неявного повышения тарифов с целью увеличения ARPU не может быть абсолютно успешной без продвижения неголосовых услуг, и операторы это понимают. Мобильные операторы последовательно идут к своей цели - созданию такой информационной среды для своих пользователей, которая отчасти заменит им интернет, путеводитель, газету и игровую приставку.

На сегодняшний день у мобильных операторов есть необходимая клиентская база для массового внедрения неголосовых услуг. Общее число новых подключений в октябре 2002 года превысило 900 тыс. абонентов, а проникновение на конец октября составило 10,8% и увеличилось за месяц на 0,6%.

На сегодняшний день в России существует 3 компании, которые занимают более 80% рынка и постоянно увеличивают свою долю за счет поглощения небольших операторов, расширения географии услуг и подключения новых абонентов. Безусловный лидер по количеству абонентов - Москва. Это обуславливается столичным статусом города и достаточно высоким уровнем жизни. Не случайно 90% московских абонентов принадлежат двум крупнейшим российским операторам.

Рост абонентской базы сопровождается снижением ARPU. Символично, что активность продвижения неголосовых услуг обратно пропорциональна ARPU крупнейших операторов. Лидеры рынка настроены повторить путь западных компаний и увеличивать ARPU и трафик за счет неголосовых услуг. При этом динамика роста рынка мобильного контента и ассортимента неголосовых услуг впечатляет.

Зарождением рынка мобильного контента и неголосовых услуг принято считать январь 2000 года, когда "Вымпелком" и концерн Nokia подписали соглашение о поставке оборудования GPRS (Global Package Radio System) для сети "Би Лайн GSM" в Московском и Центральном регионе РФ. "ВымпелКом" стал первой в России компанией, приступившей к внедрению технологий высокоскоростного доступа в Интернет с мобильного телефона.

Весной 2000 г. "ВымпелКом" и Ericsson подписали соглашение о поставке и установке системы WAP на сети "Би Лайн GSM", а в мае WAP-сервис был запущен в опытно-коммерческую эксплуатацию.

Следующим шагом в расширении набора услуг стал проект "БиОнЛайн-Портал". Произошло это в июне 2000 года. Проект дал возможность абонентам сети "Би Лайн" получать разностороннюю информацию с помощью самых современных тогда технологий мобильной связи, таких как SMS, WAP, GPRS. Коммерческая эксплуатация портала началась в конце 2000 года.

А уже в конце 2000 года компания "Северо-западный GSM" (ныне Северо-западный филиал "Мегафона") также стала продвигать информационные голосовые и SMS-услуги.

15 января 2001 года в новосибирском филиале МТС была введена услуга SIM-service. Услуга была реализована с использованием технологии SIM-toolkit и позволяет иметь в SIM-карте абонента дополнительную справочную информацию о телефонных номерах фирм и организаций Новосибирска.

В середине 2001 года компания "Соник Дуо", московский представитель сети "Мегафон", с помощью компании Sonera ввела в коммерческую эксплуатацию службу SIM-Toolkit. Основным отличием этой службы была возможность определения местонахождения абонента в любой момент времени.

И лишь в конце 2001 года компания МТС предложила в Москве своим абонентам ряд услуг, среди которых МТС-Инфо, различные услуги SMS по запросу, заказ логотипов и мелодий, т.е. обычный набор неголосовых контентных услуг.

С начала 2001 года в России начали появляться и первые поставщики мобильного контента, а интерес выйти на этот рынок начали проявлять традиционные информационные и справочные службы, а также СМИ.

Так, компания Infon была образована в январе 2001 годав Санкт-Петербурге. Infon стал первым российским провайдером информационно-развлекательных услуг для абонентов сотовых сетей стандарта GSM. С июня 2001 года в бесплатном тестовом режиме начала действовать услуга по загрузке картинок и мелодий для мобильных телефонов Nokia. Воспользоваться услугой могли только абоненты "Северо-западного GSM", но популярность сервиса быстро росла. В сентября услуга стала платной, и количество пользователей временно снизилось. Однако в декабре 2001 года услугой воспользовались уже 100 000 человек.

В октябре 2001 года в Санкт-Петербурге был запущен проект "Логотон", крупнейший неголосовой сервис Северо-западного филиала "Мегафон". Проект был запущен совместно с "Санкт-Петербургской информационной компанией", 60% которой принадлежит основному акционеру "Мегафона" "Телекоминвесту". Сейчас для проекта "Логотон" поставляют информацию 5 контент-провайдеров, а "Логотон" генерирует 70% трафика контентных услуг Северо-западного филиала "Мегафона".

В декабре 2001 года компания MavicaNet-WAP, входящая в состав холдинга NNT Group, запустила в эксплуатацию еще один амбициозный проект на рынке мобильного контента - SMSZone. SMSZone предлагал способ массовой рассылки SMS-сообщений группам адресатов с возможностью проследить за доставкой каждого из них.

Проект SMSZone расширял возможности технологии SMS, адаптируя ее к задачам корпоративных клиентов. SMSZone предназначался для проведения рекламных кампаний, direct marketing компаний, а также являлся дополнительным способом корпоративного общения. Сокращая рекламные расходы, SMSZone позволял доставлять рекламную информацию непосредственно на дисплеи мобильных телефонов избранной аудитории, обеспечивая тем самым ее прочтение.

Несмотря на серьезность и кажущуюся прибыльность проекта, NNT Group не удалось договориться с операторами и заинтересовать их, поэтому проект вскоре пришлось закрыть.

Сегодня к поставщикам мобильного контента можно отнести широкий спектр компаний, таких как РБК, "Никита", "Афиша", Jippii, СПН, "Сотка.ру", РИА Новости, Финмаркет, Мэп Мейкер, Прайм-Тасс, Издательство "Евро-Адрес", Газета.Ру, информационно-развлекательный сайт InOut, WWF, Sony Music, Хит-FM, О.С.П. студию, проект "От Жванецкого", "Оперативная справка", "Информ-Мобил" и многих других.

Доступ к WAP-ресурсам обеспечивали все ведущие операторы. При этом 90% посещений WAP-сайтов приходилось на сайты мобильных операторов, а крупные независимые проекты не преуспели. Сейчас даже тот небольшой интерес к WAP-доступу постепенно спадает, и количество регулярных пользователей крупнейших операторов не превышает десятка тысяч.

Доступ в интернет с помощью GPRS набирает популярность, хотя технология еще окончательно не сформировалась. С середины 2001 года по март 2002 года предоставление услуг на базе GPRS было бесплатным для абонентов "Вымпелкома". На конец этого периода количество абонентов, пользующихся GPRS, возросло почти до десяти тысяч, ежемесячный трафик составлял сотни гигабайт. С введением услуги в коммерческую эксплуатацию количество пользователей резко упало, но уже к концу этого года выросло до нескольких десятков тысяч. Можно провести аналогию с SMS, ведь вводили эту технологию в том же режиме, что и GPRS. Когда-то сервис SMS был бесплатен, и трафик, по мере роста популярности услуги, увеличивался довольно быстро. Потом SMS сделали платной услугой, и трафик резко снизился. Но со временем пользователи привыкли к SMS, и теперь это самая популярная неголосовая услуга. Предполагается, что сценарий развития технологии GPRS будет схожим.

Осенью 2002 года московская сеть "Мегафон" также ввела для своих абонентов услугу передачи данных на основе технологии GPRS. В отличие от предшественников, "Мегафон" решил не проводить опытно-коммерческой эксплуатации новой услуги.

МТС ввела GPRS в коммерческую эксплуатацию только в Новосибирске, посчитав в Москве эту услугу нецелесообразной и пока неприбыльной. Северо-западный филиал "Мегафона" планирует вводить в коммерческую эксплуатацию GPRS одновременно с MMS в 1-ом квартале 2003 года.

В мае 2002 года на выставке "Связьэкспоком" сразу два московских оператора, "Вымпелком" и "Соник Дуо"(Мегафон), продемонстрировали посетителям возможность пересылки MMS-сообщений. МТС тестировала эту услугу еще в феврале. Все три оператора решили не запускать услугу поддержки MMS-сообщений до появления в продаже большого количества телефонов, анонсированных производителями, поскольку сегодня только Sony Ericsson i68 и Nokia 7210 поддерживают эту услугу, а количество этих телефонов у населения мизерно.

SMS

В 2002 году наиболее динамично развивался рынок SMS-услуг. Ожидается, что рост рынка SMS-услуг за год составит сотни процентов. Рынок SMS-услуг составляет единицы процентов от рынка Великобритании в денежном выражении и аналогичную долю по количеству пересылаемых SMS. Если же сравнивать рынок SMS-услуг Португалии и России, то по количеству пересылаемых в месяц SMS страны практически сравнялись; более того, в ближайшее время снижение темпов роста в России не ожидается, в то время как в Португалии количество пересылаемых SMS за год выросло всего лишь на 1,2%. Что касается сравнения в денежном выражении, то рынок SMS-услуг Португалии примерно в 2 раза больше российского.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

До недавнего времени сдерживающим фактором развития SMS-услуг являлась острая конкурентная борьба между операторами, и отсутствие обмена SMS между разными российскими операторами было одним из инструментов ведения конкурентной борьбы. А в апреле 2002 года наконец был открыт SMS-обмен между двумя крупнейшими российскими операторами. Очевидно, что это принесет выгоду обоим операторам.

В феврале 2002 года "ВымпелКом" уже договорился об обмене SMS с "МегаФоном", третьим московским оператором GSM (его интересы в Москве представляет компания Sonic Duo). Переговоры "МегаФона" с МТС еще продолжаются, возможно "Мегафон" вскоре откроет передачу SMS в одностороннем порядке. Тем более, что после того как компания "Мегафон" организовала обмен короткими сообщениями с "Вымпелкомом", абоненты столичной сети "МегаФон" стали отправлять в два раза больше SMS-сообщений. По сути, МТС осталась единственной компанией, с абонентами которой пользователи "Мегафона" пока не могут обмениваться SMS, ведь на обмен сообщениями с региональными и зарубежными GSM-сетями никаких ограничений нет.

На рынке Санкт-Петербурга, куда МТС вышла в декабре прошлого года, оказавшись в положении догоняющего, обмен SMS-сообщениями с местным оператором Северо-западный филиал "Мегафон" также до сих пор не налажен. Проблема здесь в том, что руководство "Мегафона" готово идти на компромисс только путем централизованного урегулирования обмена - в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах, а не только в отдельно взятом городе.

По количеству пересылаемых SMS в Москве лидирует "Вымпелком", так как традиционно услуги этого оператора рассчитаны в большей степени на молодежь, которая активно пользуется SMS.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

В целом по России второй по количеству абонентов оператор "Вымпелком" лидирует по количеству пересылаемых SMS с незначительным отрывом от крупнейшего оператора МТС. Объясняется это лидерством "Вымпелкома" на самом емком рынке России - в Москве.

Львиную долю рынка SMS-услуг составляет простой обмен SMS между абонентами. Кроме того, абоненты крупных операторов традиционно генерируют больший SMS-трафик из расчета на одного абонента. Объясняется это более широким ассортиментом SMS-услуг, предлагаемых крупными операторами своим абонентам. Между тем тарификация у крупных операторов примерно одинакова.

Лидером на рынке мобильного контента является "Вымпелком", отчасти из-за того, что первым и единственным ввел в коммерческую эксплуатацию GPRS. Полтора месяца назад в коммерческую эксплуатацию GPRS ввел и московский филиал "Мегафона".

Чтобы стимулировать рост SMS-трафика, операторы мобильной связи совместно с поставщиками контента продвигают большой ассортимент контентных услуг делового и развлекательного характера. Сегодня неголосовые услуги, которые используют в качестве носителя короткие сообщения, дают операторам существенную долю выручки. Причем большую часть трафика SMS составляет просто пересылка сообщений между частными пользователями, не стимулируемая специально операторами.

WAP

Весной 2000 года "ВымпелКом" и Ericsson подписали соглашение о поставке и установке системы WAP на сети "Би Лайн GSM". 10 мая 2000 года WAP-сервис впервые в России был запущен в опытно-коммерческую эксплуатацию.

В дальнейшем WAP-сервисы предложили и другие операторы. Вплоть до конца 2001 года операторы связывали определенные надежды с сервисом по доступу в псевдо-интернет, но в России популярность WAP оказалась даже меньшей чем в Европе. Сегодня в России создано не более сотни WAP-сайтов, единственный достаточно серьезный и независимый от операторов проект Mavica по предоставлению деловых и развлекательных информационных услуг был свернут из-за нерентабельности. На сегодняшний день более 90% посещений приходится на домашние ресурсы операторов, которые удобно посещать, используя встроенные в SIM-карту меню.

GPRS

Опытную эксплуатацию GPRS (General Packet Radio Service) "Вымпелком" начал летом прошлого года. 1 октября 2002 года GPRS в коммерческую эксплуатацию ввела и компания Sonic Duo(Мегафон). У "Мобильных ТелеСистем" (МТС) коммерческая эксплуатация GPRS введена только в Новосибирске, а в Москве услуга находится в фазе опытно-коммерческой эксплуатации.

Несмотря на относительно небольшое количество пользователей GPRS, операторы пророчат этой услуге большое будущее и готовы продвигать ее и стимулировать спрос. Дело в том, что сейчас видна тенденция сближения SMS и GPRS — они сливаются в новую технологию MMS (multimedia messaging service), реализованную на базе GPRS. MMS-сообщения — это сообщения принципиально нового качественного уровня. Это мультимедийные сообщения, которые могут содержать и изображения, и музыку, и текст. Это стало возможным благодаря тому, что передача MMS-сообщений основана на технологии GPRS.

Нужно отметить, что услуги SMS чрезвычайно популярны среди молодежи. Поэтому операторы считают, что у MMS реальные перспективы и на российском рынке. MMS-телефоны оснащены цветными экранами. Они позволяют записать аудиосообщение и передать его, подключить цифровой фотоаппарат и передавать снимки.

Так что возможности у технологии MMS очень широкие. Независимые же аналитики сомневаются, что услуга MMS будет доступна значительному числу целевой аудитории - молодежи из-за дороговизны передачи данных и абонентского оборудования.

Выводы

В 1-ом квартале 2003 года операторы планируют ввести в коммерческую эксплуатацию услуги по пересылке MMS по GPRS в Москве и Санкт-Петербурге. В мае 2002 года "Мегафон" и "Вымпелком" уже провели опытное тестирование этой услуги, еще раньше то же самое сделала МТС. Аналитики прогнозируют, что отсутствие соответствующих абонентских терминалов у населения, а также дороговизна услуги не позволят ей стать массовой.

В целом тенденции развития рынка мобильного контента достаточно радужны. Рынок вступил во вторую фазу - формирования. Уже не будет роста в тысячи процентов, как на этапе зарождения, зато высока вероятность опережающего развития. Если в 2002 году рынок мобильного контента оценивался в 10% рынка неголосовых услуг, то в 2003 году объем рынка может достигнуть 12-14% также растущего рынка неголосовых услуг. Такие темпы роста сохранятся в ближайшие несколько лет. Изменения темпов роста возможны в случае массового внедрения сетей 3G, удешевления абонентских терминалов, а также при активном продвижении и популяризации услуг на рынке мобильного контента. Стратегии крупнейших мобильных операторов подразумевают подобные шаги при благоприятной конъюнктуре телекоммуникационного рынка, а значит темпы роста могут превысить текущие прогнозы.


Департамент консалтинга РБК специализируется на проведении инициативных и заказных исследований по отдельным рынкам и продуктам.

Специалисты Департамента консалтинга имеют опыт выполнения широкого спектра исследовательских работ: корпоративных исследований, мониторинга рынка по определенному продукту или услуге, исследований, связанных с использованием информационных технологий. За прошедшие годы в Департаменте сформировалась сплоченная команда высококвалифицированных специалистов: маркетологов, консультантов, инвестиционных и финансовых аналитиков.

Услугами Департамента воспользовались множество клиентов, среди которых Росбанк, Минатом РФ, Радио Свобода, Sumitomo Corporation, клиника «Новый взгляд», КМБ-Банк, крупнейшие ИТ-компании, администрации ряда округов и областей.

Если Вы заинтересованы в наших услугах, обращайтесь к Дарье Глобус по телефону 363–11–14, или по e-mail: research@rbc.ru.

Описание исследования и демо-файл можно посмотреть по адресу: http://research.rbc.ru/rev_short.shtml?10094.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок программного обеспечения
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)
  • Современная наука

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.