Разделы

Телеком

IP-телефония: Впечатляющий рост в России

Ноябрьская конференция по IP-телефонии зафиксировала впечатляющие результаты уходящего года — российский рынок в 2002 году существенно вырос, и IP-телефония стала рассматриваться в качестве корпоративной телефонии. Достижением самой конференции стало рекордное число участников — более 400. В течение четырех дней, с 26 по 29 ноября 2002 года, в подмосковном отеле Holiday INN прошла ежегодная 7-я конференция по IP-телефонии. Одновременно с конференцией работали компактная выставка и переговорный пункт. В отеле поселились около 250 участников. Кроме того, немало специалистов приезжало, чтобы принять участие в работе отдельных заседаний и секций.

Всего в работе конференции приняли участие 450 представителей 195 компаний из 65 городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Большинство компаний-участниц было из России — 168 компаний, или 86,2%. Из стран СНГ на конференции зарегистрировались 17 компаний, а еще 10 компаний — из стран дальнего зарубежья.

Первая пятерка городов-лидеров по числу компаний-участниц

Город Количество компаний-участниц В процентах от общего числа компаний
1 Москва 78 40%
2 Санкт-Петербург 10 5,1%
3 Нижний Новгород 8 4,1%
4 Новосибирск 7 3,6%
5 Киев 5 2,6%

Достойный результат

Уже на открытии конференции стало понятно, что в России рынок IP-телефонии за последний год существенно расширился. «Если в начале 2002 г. суммарный оборот российских операторов IP-телефонии составлял около $50 млн., то уже к концу 2002 г. эта цифра может достичь $70 млн.», — сказал Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ (Ассоциация документальной электросвязи). В то же время, начиная с 2001 г., рост продаж оборудования для IP-телефонии компании Cisco в странах СНГ составил 650%.

По словам Аркадия Кремера, в 2001 г. общий мировой IP-трафик составил только 5,5% голосового. Но в 2006 г., по прогнозам аналитиков, эта цифра вырастет до 45%, что в реальном денежном выражении составит около $90 млрд. Сегодня мировой трафик данных, передаваемых посредством IP-телефонии, превышает голосовой телефонный трафик. В США более 40% компаний с числом сотрудников свыше 500 перешли на IP-телефонию или собираются сделать это в ближайшее время.

Высокими темпами развивается рынок IP-телефонии в Европе — если два года назад он составлял $500 млн., то в следующем году может достичь $4 млрд. Так, 9 октября компания Telecom Italia объявила, что весь телефонный трафик между Римом и Миланом передается с помощью технологии VoIP (Voice over IP). И около 50% транзитного, то есть международного трафика передается таким же образом. Это составляет около 3 млрд. минут в среднегодовом выражении. То же происходит в других развитых странах и экономически активных регионах. Однако более 20% от всего международного трафика приходится на три самых крупных в мире оператора VoIP.

Прогноз роста мирового международного телефонного трафика, передаваемого с помощью технологии VoIP 2000–2006 гг.

Прогноз роста мирового международного телефонного трафика, передаваемого с помощью технологии VoIP 2000-2006 гг.

Источник: Probe Research 2001, Telegeography 2001

Российский рынок VoIP

«Около 20% исходящего международного трафика российских пользователей передается с помощью технологии VoIP (по неофициальной информации — от 60 до 90%), — говорит Андрей Воронин, генеральный директор VoIP eXchange. — Долю IP-телефонии от всего международного и междугородного трафика в России оценивают от десятых долей до 5%». И, конечно же, наш рынок имеет свою специфику.

IP-телефония в России сегодня — это рост числа шлюзов с появлением больших территориально-распределенных сетей VoIP, увеличение трафика, распространенность H.323-based, при появлении SIP и ожидании MGCP. Все операторы занимаются VoIP’ом, но оборудование разнородно, как, впрочем, и инсталляционная база. При этом в Москве объем услуг IP-телефонии более чем скромный. Дмитрий Красильников, директор по маркетингу «Корпорации ОСС», оценивает его в 5%.

Очевидно, что в ближайшем будущем этот рынок продолжит расти. Причины такого тренда заключаются в возможностях совместной передачи по сетям IP голоса вместе с данными, текстовой информацией и видео. В условиях роста IP-трафика увеличиваются продажи оборудования. По оценке специалистов, уже на начало 2001 г. в России было установлено около 10 тыс. IP-телефонных портов. При этом объем мировых поставок офисных АТС, поддерживающих IP-телефонию, уже к 2005 году может превысить рынок традиционных офисных станций.

Две стороны медали и… два события года

Примечательно, что, как отметил в своем выступлении Арсений Тарасов, менеджер по развитию бизнеса компании Cisco, «ни одна ведущая компания-производитель PBX не вкладывает деньги в R&D традиционных систем — только в IP-телефонию». Затраты в этой сфере у 3Com и Alcatel составили 10% и 6% от общих затрат на R&D соответственно. Но больше всего они у Cisco — 55%. Компания даже открыла в интернете специальную демонстрационную комнату для рассказа о преимуществах использования IP. Более того, компания проводит специальные конкурсы идей новых бизнес-приложений для IP-сетей. Всего же на рынке оборудования выделяется несколько крупных известных игроков.

Магический квадрант Единой телефонной связи предприятия, 2002 EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка)

Магический квадрант Единой телефонной связи предприятия, 2002 EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка)

Все выступавшие отмечали, что IP-услуги в первую очередь выгодны конечным пользователям. И это приводит к появлению многочисленных операторов, например, в России с начала лицензирования было выдано более 1000 лицензий, а также вызывает перестройку телекомов. Результатом становится увеличение продаж оборудования и приложений для IP-телефонии.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Доход от продаж оборудования для VoIP (по сегментам рынка, весь мир)

Доход от продаж оборудования для VoIP (по сегментам рынка, весь мир)

Рассматривая этапы, направления и тенденции развития IP-телефонии, Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek, отметил, что главным итогом семилетнего развития IP-телефонии стали миллионные заработки при потере многих миллиардов. За последние 10 лет цены на трафик — основной источник доходов телекомов — упали более чем на два порядка. Это произошло в связи с демонополизацией отрасли связи в развитых странах, появлением и развитием IP-телефонии и технологическим прогрессом (DWDM).

Перестройка телекомов продолжается

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Перестройка телекомов продолжается

Надо также отметить два важных события года. В их числе — появление востребованных решений, которые предлагаются разными компаниями-разработчиками под общим названием Softswitch. Другое значительное достижение — IP-сервис уже стал вторым реальным и массовым сервисом, после интернета. «Но перестройка телекоммуникационной индустрии и связанных с ней рынков, инициированная появлением IP-телефонии, только начинается», — утверждает Игорь Масленников.

IP-сервис — катализатор либерализации и дерегулирования

«IP-телефония является одним из важных катализаторов либерализации и дерегулирования отечественного рынка связи, что ведет к пересмотру и изменению существующих в отрасли норм, — говорит Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ, известной влиятельной общественно-государственной организации. — Российский рынок IP-телефонии выгодно отличается от многих рынков Центральной и Восточной Европы. Прежде всего — в силу более раннего создания благоприятной ситуации с регулированием. Сотни лицензий, выданных Минсвязи России операторам на предоставлении услуги IP-телефонии, обеспечивают существенный рост этих услуг в секторе связи». По его словам, «сейчас главной задачей, от решения которой будет зависеть ход процессов регулирования IP-телефонии в России, является согласование правил взаимодействия операторов IP-телефонии и телекомов».

Эти слова — не пустой звук. К примеру, печальная история IP-телефонии на Украине, о которой упоминали на секции «Проблемы операторов IP-телефонии». Осенью около десяти компаний с лицензиями поделили рынок, а безлицензионным блокировали доступ к сетям операторов. Причем, ставка оплаты за лицензию составляет около $150 тыс. Cтоимость звонков с использованием IP сразу же возросла и теперь мало отличается от тарифов телекомов. Конечно, пока IP-трафик незначителен, потери традиционных российских операторов невелики. Но он растет при отсутствии законодательной базы и органов, призванных контролировать качество предоставляемых услуг. Именно по причине дискредитации названия «IP-телефония» его перестали писать многие операторы на своих карточках.

Но, несмотря на все трудности, IP-телефония уже прошла несколько значительных этапов в своем развитии — от «карточного бизнеса» к терминации трафика, а затем к транзиту, биржам, клиринг-хаузам. Следующими этапами, по словам Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса CompTek, являются корпоративное обслуживание (Centrex) и предоставление услуг населению. У этого сервиса есть свои большие плюсы — здесь очень мало технологических проблем, бизнес масштабируется хорошо. Но, вместе с тем, представление об этом сервисе в массовом сознании остается неадекватным.

Согласно данным корпорации ОСС, только около 5% опрошенных москвичей используют IP- телефонию и еще 7% отчетливо представляют, что это за услуга. В то же время, 52% в ответ на вопрос, «согласны ли вы платить в 2 раза дешевле, но набирать более 14 цифр», ответили утвердительно. Получается, что операторы делят между собой всего около 5% рынка и не предпринимают консолидированных усилий для популяризации услуги.

Ближайшие перспективы развития IP-услуг, в том числе IP-телефонии, связаны с развитием IP-коммуникаций в реальном времени с использованием различным приложений и сервисов. Подробнее о ситуации на отечественном рынке можно прочесть в обзоре Рынок IP-телефонии в России: на пути к цивилизации и специальном исследовании Российский рынок IP-телефонии

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок программного обеспечения
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)
  • Современная наука

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.