Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Первый замгубернатора Югры: от ИТ к когнитивным центрам

Александр Ким, первый заместитель губернатора Югры, рассказал CNews об информатизации региона. Основной системой, используемой в Ханты-Мансийском автономном округе, является Территориальная информационная система Югры (ТИС Югры). С ее помощью можно осуществлять мониторинг и анализ процессов базовых секторов экономики, планировать и прогнозировать социально-экономическое развитие региона. В перспективе ТИС станет ядром сети когнитивных центров округа, с помощью которых будут моделироваться варианты развития событий.

CNews: Какие стратегические цели стоят перед регионом, и какую роль в их достижении играет информатизация?

Александр Ким: Наша главная цель – это повышение качества жизни населения. Именно на достижение этой цели направлена Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года. В окружной Стратегии сформулированы основные направления формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной, а также указаны меры по повышению эффективности государственного управления.

Информационные технологии в современных условиях – это одновременно и инструмент повышения качества жизни, и качества управления. Тут все взаимосвязано. Не случайно еще в одном важном документе, уже не окружном, а общероссийском, подчеркивается, что масштаб влияния отрасли информационных технологий на решение ключевых задач государственной политики значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты. Я имею в виду принятую в прошлом году Стратегию развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, основными принципами которой мы руководствуемся в нашей работе.

При этом хорошо известно, что инновационные «точки роста» в ближайшие 40 лет (в период 6-ого технологического уклада) будут сосредоточены в таких направлениях, как: биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, когнитивные технологии, технологии рационального природопользования, технологии виртуальной реальности, технологии «проектирования будущего» и некоторые другие. В развитии всех перечисленных направлений информационные технологии определенно сыграют весьма значимую роль, выступая в качестве инструментария для реализации методов математического и имитационного моделирования, методов обработки временных рядов, распознавания образов и параллельных вычислений.

Понимая это, а также учитывая специфику автономного округа, в декабре 2013 года Правительством округа заключено соглашение с Российской академией наук о научно-техническом сотрудничестве, преследующее цели обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса Югры, а также достижение технологического лидерства по ряду важнейших направлений, в том числе посредством использования и развития информационно-коммуникационных технологий.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о самых значимых проектах округа за 2013–2014 года.

Александр Ким: Начать хотелось бы с одного из самых известных наших проектов – проекта обучения социально-незащищенных слоев населения компьютерной грамотности по программе «Электронный гражданин». Подчеркну, что повышение грамотности населения в области информационных технологий и развитие человеческого капитала является одним из основных направлений реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации.

Свою работу мы начали еще в 2006 году и были по данному направлению одними из первых в России. Всего за это время обучение по программе «Электронный гражданин» прошли свыше 75 тысяч человек (более 4% жителей автономного округа), из них свыше 20 тысяч граждан пенсионного возраста. Сама программа постоянно развивается, и сейчас в ее рамках действует сразу несколько дополнительных подпрограмм, направленных на разные группы населения.

Так, подпрограмма «Электронная коммерция» рассчитана на студентов высших и средних специальных учебных заведений и представителей малого бизнеса. В рамках подпрограммы «Эффективное использование сервисов электронного правительства» слушатели учатся пользоваться Порталом государственных и муниципальных услуг (включая регистрацию и открытие «Личного кабинета»). Существует и специальная программа по обучению работе на компьютере слепых и слабовидящих людей, которая реализуется на базе специализированных Центров общественного доступа (ЦОД). Таких центров, оборудованных брайлевскими дисплеями, речевыми синтезаторами, тифлофлешплейерами, у нас в округе действует 5. А всего ЦОДов в Югре – 217, причем 65 из них работают в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, где доступ в Интернет обеспечивается через станции спутниковой связи.

Александр Ким: Информационные технологии в современных условиях – это одновременно и инструмент повышения качества жизни, и качества управления

Для тех жителей округа, которые хотят повысить свою компьютерную грамотность, что называется, «не выходя из дома», департаментом информационных технологий округа создан портал «Электронный гражданин Югры» (www.eduhmao.ru). На нем размещен полный видеокурс из шестидесяти шести серий программы «Электронный гражданин», включающий три тематических блока: «Основы работы с компьютером», «Информационное общество» и «Электронное государство», а также аудиокурс, адаптированный к потребностям слепых и слабовидящих и видеокурс, предназначенный для слабослышащих. Здесь же организована электронная запись на очные курсы. И это только один проект, реализуемый в округе в рамках государственной программы «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011–2015 годы».

CNews: Как обстоят в округе дела с формированием региональной инфраструктуры электронного правительства?

Александр Ким: В этой сфере нами тоже достигнуты неплохие результаты. Кстати, по рассчитанному CNews в прошлом году рейтингу, мы вообще находились на первом месте в Российской Федерации.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Если конкретно, то на конец 2013 года жители округа имели возможность получать в электронной форме, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru и регионального портала автономного округа 86.gosuslugi.ru 120 подуслуг, входящих в состав 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года №1993-р, а также 164 подуслуг, входящих в состав 123 государственных и муниципальных услуг, не относящихся к первоочередным услугам. Указанные сервисы относятся к сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности, значительная доля услуг относится к сфере социальной защиты населения.

Кроме того, выполнено тиражирование программных решений для обеспечения предоставления 36 муниципальных услуг в органах местного самоуправления автономного округа по единообразным административным регламентам; доработаны программные решения по 4 государственным (муниципальным) подуслугам под приложения для коммуникаторов и планшетов, а также выполнена доработка программных решений по 15 государственным (муниципальным) подуслугам для встраивания информационно-платежного шлюза с целью предоставления услуг, предполагающих оплату.

Параллельно департамент информационных технологий автономного округа занимается развитием системы межведомственного электронного взаимодействия автономного округа (СМЭВ). К настоящему времени посредством СМЭВ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления автономного округа имеют возможность получить 72 документов (сведений), необходимых при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Примечательно то, что, согласно статистике, представленной «Ростелекомом», количество обращений к федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа по каналам СМЭВ по состоянию на конец 2012 года составило 498 704 запросов, по состоянию на конец 2013 года – 6 998 474 запросов, то есть количество запросов увеличилось в 16 раз.

Естественно, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Мы убеждены в необходимости более глубокой информатизации государственного сектора, оказывающего услуги населению. И прежде всего значительную роль в этом вопросе могло бы сыграть создание федеральными органам исполнительной власти и передача субъектам РФ вертикально-интегрированных информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг по переданным полномочиям согласно единообразным для всех субъектов административным регламентам.

CNews: Что делается в округе в плане повышения эффективности управления с использованием ИКТ?

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Александр Ким: Из перечисленных выше составляющих 6-ого технологического уклада хочу обратить ваше внимание на технологии «проектирования будущего». Они предполагают создание в каждом субъекте Российской Федерации так называемого «когнитивного центра» – ситуационного центра, в котором используются алгоритмы, моделирующие отдельные процессы принятия решения человеком – от постановки задачи и ее формализации – до выработки альтернативных сценариев ее решения, оценки сконструированных сценариев путем их проигрывания в среде имитационного моделирования той или иной отрасли с целью прогноза последствий реализации того или иного сценария на практике. Когнитивные центры должны непрерывно взаимодействовать друг с другом, с тем чтобы в режиме online обмениваться лучшими подходами, алгоритмами и моделями, апробированными на практике.

Понимание значимости указанного направления привело к принятию в 2010 году Правительством автономного округа решения о создании Территориальной информационной системы Югры (ТИС Югры), которая в дальнейшем должна составить ядро когнитивного центра автономного округа. Основной целью проекта является повышение эффективности и улучшение качества государственного и муниципального управления.

За 2011–2013 годы были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по реализации 1-й, 2-ой 3-ей очереди ТИС Югры, в рамках которых: разработано нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение процессов создания, использования, эксплуатации и развития ТИС Югры; выполнено технорабочее проектирование и внедрение ведомственных информационных систем. ТИС Югры в октябре 2013 года переведена в промышленную эксплуатацию.