Разделы

UEC

ЕЦПиБ станут драйвером проекта УЭК

Осенью 2014 года число заявлений на выдачу универсальных электронных карт превысило знаковую отметку в полмиллиона. Ряд регионов сделали важные шаги к распространению УЭК, приступив к развитию Единых центров процессинга и биллинга. В Московской области при участии уполномоченной организации реализуется масштабный транспортный проект.

Проект «Универсальная электронная карта» (УЭК) продолжает развиваться. К концу ноября в пункты приема по всей России поступило уже более 540 тыс. заявлений на выдачу многофункциональных пластиковых документов. Напомним, что УЭК служит идентификатором личности, содержит банковское приложение ПРО100, является ключом к различным государственным, муниципальным и коммерческим услугам. Также карта выступает в качестве полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) и свидетельства пенсионного страхования (СНИЛС), в ее составе можно бесплатно оформить квалифицированную электронную подпись.

Единые центры как драйверы проекта

В последнее время несколько регионов подключились к инициативе уполномоченной организации «УЭК» по созданию Единых центров процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) – комплексов, которые призваны обеспечивать учет начислений за услуги ЖКХ, а также служить операторами безналичного расчета за транспортные услуги с применением универсальной электронной карты, включая обслуживание общественным транспортом льготных категорий граждан.

О создании ЕЦПиБ в Кемеровской области объявлено в середине ноября. По словам губернатора области Амана Тулеева, задача органов государственной власти – обеспечить гражданам комфортные условия проживания, в том числе сделать более доступным получение госуслуг. По его мнению, проект ЕЦПиБ обеспечит контроль за качеством услуг и позволит навести порядок в сфере жизнеобеспечения – прежде всего, чтобы предприятия снижали свои расходы и не перекладывали издержки на плечи жителей.

Президент компании «Универсальная электронная карта» Алексей Попов считает, что упорядочить ЖКХ можно, в первую очередь, за счет единой базы данных, чтобы все организации и управляющие компании начали говорить на одном языке – это и обеспечит новый центр. «Причем в ходе реализации проекта жители смогут получать и оплачивать квитанции в электронном виде. Это позволит избежать многих ошибок в платежных квитанциях, кроме того, будет снижена комиссия за оплату услуг», - говорит Алексей Попов.

Эксперимент по безналичной оплате проезда на транспорте с помощью электронных карт начнется в Кемерово и Новокузнецке весной 2015 г.

Ранее была достигнута договоренность о создании Единого центра процессинга и биллинга в Чувашии. Республика заинтересована в создании единой базы начислений за услуги ЖКХ, а также организации эффективного канала расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями. Власти региона рассчитывают внедрить единый платежный документ для организации взаиморасчетов между поставщиками и потребителями услуг ЖКХ, а также хотят вести электронные паспорта домов с формированием эталонной базы данных.

По словам Алексея Попова, создание единой базы данных и единой расчетной системы, оптимизация расходов управляющих компаний, прозрачность расчетов и исключение нецелевого использования средств позволят в кратчайшие сроки доказать состоятельность данного проекта в Чувашии.

Деятельность ЕЦПиБ в настоящее время проходит апробацию в Новочебоксарске. Глава Чувашии Михаил Игнатьев соглашается, что необходимо продолжить работу по обеспечению прозрачности, публичности и объективности при начислении платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Равнение на лучших

Пока субъекты-новички только подключаются к проекту, ряд регионов уже успешно используют возможности центров процессинга и биллинга и строят планы по их развитию. Так, о готовности к расширению функционала своего ЕЦПиБ сообщили в Орловской области. В рамках деятельности центра c 20 июня 2014 г. в регионе была внедрена система электронного учета проезда льготных категорий граждан. В рамках системы ежемесячно около 20 тыс. единых социальных проездных билетов реализуется в электронном виде.

Как заявил заместитель председателя Правительства Орловской области Николай Злобин, благодаря эксплуатации системы исключена подделка проездных билетов, обеспечен прозрачный учет поездок граждан и компенсации за проезд перевозчикам, а также повышена эффективность использования бюджетных средств. В планах региона - продолжить внедрение системы безналичной оплаты проезда в городских округах Орловской области, а также перевести все бумажные проездные билеты в г. Орле в электронную форму.

Александр Мельников, KYFO: Уже сегодня многие услуги при задержке рейса можно получить по посадочным талонам
Цифровизация

В рамках деятельности ЕЦПиБ в области также ведется активная работа по заключению агентских договоров с управляющими и ресурсоснабжающими предприятиями с целью формирования единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Дальше всех шагнули власти Тульской области. Кстати, в этом регионе уже принято около 100 тыс. заявлений на выдачу УЭК. С конца октября туляки могут получать квитанции за ЖКХ в виде единого платежного документа (ЕПД). Формат ЕПД позволит потребителю видеть общую сумму счетов за ЖКУ, наглядно отражать расщепление платежей за индивидуальное и коллективное потребление. Кроме того, единая квитанция поможет оперативно убедиться в обоснованности начислений: они публикуются с указанием нормативов потребления, тарифов и единицами измерения по каждому ресурсу.

Первый заместитель главы администрации города Тулы Роман Мурзин назвал внедрение ЕПД средством по оздоровлению системы ЖКХ, которое сделает оплату жилищных коммунальных услуг более прозрачной, понятной и надежной.

Развивать использование единого платежного документа также намерены власти республики Марий Эл. Принято решение о переходе на новую систему оплаты поэтапно. В ноябре новые квитанции получат около десяти тысяч Йошкар-Олы. Постепенно к эксперименту присоединятся районы республики, а по окончании тестового периода (март 2015 г.) на новую систему будут переведены все потребители жилищно-коммунальных услуг в регионе.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Транспортный интерес

Помимо развития проекта «Универсальная электронная карта», уполномоченная организация участвует в создании системы «Единая транспортная карта» (ЕТК). EТК – это средство платежа, обеспечивающее возможность безналичной оплаты проезда на общественном транспорте. Карта является неперсонализированной и пополняемой, предназначенной для оплаты проезда в транспорте на маршрутах регулярного сообщения.

Недавно был подписан договор о внедрении ЕТК в Подмосковье. «УЭК» инвестирует в проект 6 млрд руб. Губернатор Московской области Андрей Воробьев подчеркнул, что ЕТК обеспечит контроль и прозрачность денежных потоков в системе общественного транспорта. Пилотный проект уже успешно реализован в Одинцовском районе.

Оборудованием для приема ЕТК оснастят весь транспортный парк ГУП «Мострансавто». Пополнить баланс карты можно будет в отделениях Сбербанка и его партнеров – всего более 6000 пунктов. Также будет возможность удаленного пополнения карт, в том числе через мобильные устройства. Запуск системы в промышленную эксплуатацию намечен на апрель 2015 г. Ожидается, что в 2015 г. охват пассажиров ЕТК в Московской области составит 40%, а в 2016 г. уже 70%.

«Проезд при безналичной оплате c помощью ЕТК будет стоить существенно дешевле, чем проезд за наличную оплату. Кроме того, ЕТК очень удобна в использовании. Мы планируем представить для граждан целый ряд различных средств для пополнения карт - от мобильных устройств до банкоматной сети Сбербанка России, которая насчитывает несколько тысяч устройств в Московской области», - рассказал Алексей Попов. Президент «УЭК» также выразил уверенность, что подобные транспортные карты будут востребованы во всех регионах России.

Андрей Арсентьев