Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Высокая планка: кто получает гранты «Сколково»

За последние три года более чем 180 резидентов фонда «Сколково» получили гранты на общую сумму более i5,1 млрд. ИТ-кластер лидирует и по количеству профинансированных компаний, и по объемам инвестиций: с начала его работы 80 резидентов получили в общей сложности i2,5 млрд. Многие из этих компаний сумели добиться успеха не только на отечественном, но и на глобальном рынке, а потому в «Сколково» не намерены опускать планку при отборе проектов.

Гранты «Сколково» выдаются на мероприятия, прошедшие всестороннюю экспертизу (юридическую, финансовую, экспертную, причем не только внутреннюю (фонда), но и внешнюю) и защиту на Грантовом комитете. «Все требования к проектам сформулированы в грантовой политике фонда: они и только они применимы ко всем получателям грантов. При этом чтобы система не была чрезмерно жесткой, при необходимости в отношении конкретного проекта грантовый комитет может согласовать в пределах двух исключений из общего числа требований, — сообщил вице-президент по грантам и экспертизе фонда «Сколково» Кирилл Булатов. — Мы ищем проекты, совмещающие в себе и научную составляющую, и возможность коммерциализации. Наличие только одной составляющей снижает шансы на положительное решение».

Размер гранта зависит от бюджета инновационного проекта. На каждый государственный рубль ожидается пропорциональное привлечение частных денег. «Все наши проекты делятся на три стадии. Первая — от идеи до создания технического задания на будущий продукт, на этом этапе мы финансируем до 75% затрат участника. Вторая стадия — от ТЗ до создания бета-версии продукта, прототипа, который готов для тестирования у потенциального заказчика (финансирование 50 на 50). Третья стадия — от бета-версии к промышленному образцу, здесь фонд готов предоставить до 25% бюджета», — рассказывает вице-президент Фонда, исполнительный директор Кластера информационных технологий Игорь Богачев.

Процедура получения безвозмездной денежной субсидии кому-то дается легко, а другие компании могут «застрять» в оформлении не на один год. «Формулировка заявки — достаточно трудоемкий процесс. Нужно принять во внимание очень много факторов, требований и правил, учитывая цели и задачи этапа проекта, на который подается заявка. Однако фонд обеспечивает всестороннюю консультационную поддержку по всем вопросам, связанным с подготовкой заявки. Это очень сильно нам помогло», — вспоминает Владимир Абрамов, генеральный директор компании «НетКутюр», получившей грант в декабре 2014 г.

В фонде «Сколково» постоянно ищут возможности для усовершенствования работы, с этой целью ведется постоянный мониторинг пожеланий участников и проблем, которые они могут испытывать. Периодически грантовая политика претерпевает незначительные изменения. Так, в декабре 2014 г. была усовершенствована мартовская документация. «Были конкретизированы требования к расходам на мероприятия, касающиеся вопросов интеллектуальной собственности. А именно, в Сколково начал работу специализированный Центр Интеллектуальной Собственности (ЦИС), его цены гораздо ниже среднерыночных, ему и передана обязанность осуществлять расчет стоимости соответствующих работ, запланированных по гранту. Если услуги ЦИС дешевле, грантополучатель обязан пользоваться именно ими для решения задач по защите результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках гранта», — пояснил Кирилл Булатов.

Среди наиболее успешных компаний ИТ-кластера можно назвать RockFlow Dynamics, которая создает софт для моделирования нефтяных месторождений. Сейчас ее продуктом пользуется большинство крупных нефтяных компаний во всем мире. Или Datadvance, разработавшую программное обеспечение для оптимизационных расчетов в машиностроении: в частности, новый самолет Airbus 350 был создан с помощью ПО сколковского резидента. Из более потребительских брендов стоит упомянуть News360, агрегатор новостей, который позволяет получать новости, исходя из предпочтений пользователя. Этот продукт входит в пятерку мировых лидеров и имеет больше миллиона скачиваний в AppStore. Или компанию RAIDIX, чей программный продукт позволяет обеспечивать компрессию и хранение данных на внешних дисковых массивах любых производителей. Оптимизация актуальна и дает серьезный экономический эффект, поскольку объемы дисковых накопителей не растут так же быстро, как объемы информации.

«Мы смотрим на возможность технологии конкурировать на внешних рынках. ИТ — это глобальная отрасль, — подчеркивает Игорь Богачев. — Именно поэтому у нас на сегодняшний день из 344 резидентов более 40 имеют экспортную выручку».

В конце января 2015 г. был опубликован отчет «Сценарии инновационного развития и глобализации российской отрасли информационных технологий» (подготовлен EY по заказу РВК). В нем описывается три возможных варианта. Стоит отметить, что в обоих позитивных сценариях развития ИТ-отрасли указывается, что благодаря государственной поддержке и реализации (более или менее предпочтительной) стратегии импортозамещения сохранятся благоприятные условия для появления отечественных продуктов, востребованных на глобальном или «на некоторых внешних рынках». Ситуация, при которой создаваемые технологии, призванные заместить зарубежные аналоги, будут использоваться на изолированном рынке, лишенном здоровой конкуренции, относится к пессимистическому сценарию, названному «Потерянное десятилетие».

Недавно некоторые грантосоискатели указывали, что заявка может быть отклонена на основании того, что проект недостаточно инновационный — аналогичное решение уже существует за рубежом. Возможно, сейчас, в связи с трендом на импортозамещение, грантовая политика изменится, и наличие зарубежного аналога уже не будет таким строгим противопоказанием? В фонде эти предположения отвергают: «Сам факт существования аналогов на Западе никогда не был стоп-фактором для инновационного проекта на пути в Сколково, однако такой проект должен существенно лучше решать имеющиеся на рынке проблемы. Если мы говорим о таком импортозамещении, то мы продолжаем двигаться в выбранном направлении, — подчеркивает Кирилл Булатов. — В ближайшее время действительно можно ожидать увеличения числа проектов по импортозамещению в связи с повышенным интересом к этой теме».

«Мы все равно будем держать высокую планку, — подтверждает Игорь Богачев. — Любые санкции — это временный процесс. Если снизить планку, у нас будут ИТ-продукты второго сорта. А потребитель не должен страдать, получать худшее качество или худшие информационные технологии, поэтому мы будем продолжать требовать мирового уровня. Тем более в ИТ, в телекоме это реально: у нас отличный задел, есть ресурсы, образованные люди, рынок. Поэтому мы отдельно стимулируем выход наших компаний на международный рынок, чтобы они там конкурировали, получали новую выручку, новых заказчиков и, соответственно, развивали свои технологии».

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Характерно, что и в последнее время наиболее крупные гранты выданы именно таким перспективным с точки зрения выхода на внешние рынки компаниям: «НетКутюр» и «ЭсДиАй Рисеч».

Проект «ЭсДиАй Рисеч» — «Семантическое управление справочными данными на предприятиях машиностроительного профиля» был профинансирован в декабре на i21,8 млн. В рамках проекта планируется завершение НИР по разработке онтологической модели справочных данных, создание семантической MDM (Master Data Management) системы нового поколения и вывод ее на российский рынок в 2015 г. «У нас эта процедура <<получение гранта. — CNews>> заняла два года, — говорит Андрей Андриченко, генеральный директор «ЭсДиАй Рисеч». — Сначала нам отказали. Мы провели несколько презентаций, прежде чем смогли привести аргументы в нашу пользу. Одним из них стала наша текущая коммерческая деятельность: за эти два года наш проект предыдущего поколения был внедрен на ФГУП «Салют», затем в Объединенной двигателестроительной корпорации. Существование предыдущей версии тоже вызывало вопросы: а что нового вы собираетесь предложить? В общем, защита на грантовом комитете походила на защиту кандидатской диссертации, а может, даже докторской».

На Западе MDM-системы стали применяться в 2006 г. в торговле. В России, как указывают в материнской компании SDI Solution, MDM начали продвигать именно они. «Мы поняли, как это применить в машиностроении, со своей спецификой, семантикой: объекты торговли не взаимосвязаны друг с другом, а машиностроительные производственные объекты (например, станок и инструмент) связаны, отсюда семантика, — рассказал Андрей Андриченко. — По сути, мы перенесли наши знания в САПРовской области в MDM, наделили его спецификой машиностроения и работы с инженерными данными. И доказали, что выгодно интегрировать MDM с темой САПРа. Но для этого MDM должен иметь актуальные базы данных, нести в себе семантическую составляющую и т.д. Одним из доказательств нашей состоятельности был интерес к нашему решению со стороны, например, Siemens или мирового лидера в области САПР компании Autodesk, который подчеркнул перспективы решения «ЭсДиАй Рисеч» на глобальном рынке». «Рынок MDM-систем старый, он давно известен, но сегодня нет машиностроительных предприятий, которые бы внедрили единую MDM-систему. Это связано с тем, что очень сложно учесть все возможные варианты данных, анализируя, для какого бизнес-процесса будет использован тот или иной элемент», – рассказал Богачев.

«НетКутюр» работает совсем на другом рынке – потребительском и разрабатывает программный продукт, который позволит создать цифровую модель стопы, сделав несколько фотоснимков простой камерой смартфона. «Наша технология решает задачу удаленного подбора обуви с помощью математического 3D-моделирования взаимодействия реальных физических объектов – ноги человека и обуви», — поясняет Владимир Абрамов. Принимая решение выделить грант, эксперты приняли во внимание две принципиальные вещи: научно-техническую новизну и огромный рынок с точки зрения коммерциализации. Торговля переходит в интернет, где у покупателей нет возможности примерить разные модели обуви. Выбирая по картинке, угадать удобство сложно. Если заказ не подошел, покупатель рискует потратить деньги впустую. А если магазин заберет покупку обратно за свой счет, то, конечно, себестоимость накладных расходов будет заложена в цену обуви. Таким образом, трехмерная модель стопы, созданная по технологии «НетКутюр», позволит снизить затраты интернет-магазина на логистику, а значит, будет способствовать удобному и дешевому онлайн-шоппингу. Проект Fittany компании «НетКутюр», собирается потратить грант Сколково на создание программного продукта.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

«На первой стадии они разработали математическую модель, которая позволяет оцифровывать ногу. А теперь они делают программный продукт, который будут продавать интернет-магазинам по всему миру», — комментирует Игорь Богачев. «У нашей технологии есть аналоги, но рынок виртуальных примерочных обуви находится в стадии зарождения, имея все возможности для быстрого развития. Персонализация покупок, предоставление покупателям новых удобных сервисов, использование мобильных средств в электронной торговле — требования сегодняшнего дня. На внешнем рынке мы также имеем хорошие шансы, особенно в США и Европе. У нас есть конкурентные преимущества, которыми мы и будем пользоваться» — так описал перспективы разработки Владимир Абрамов.

«Сейчас у нас в работе находится порядка 20 проектов, которые хотят получить грантовое финансирование. Мы помогаем им готовить документы, надеемся, что они скоро выйдут на грантовый комитет при условии успешного прохождения внешней экспертизы», — делится планами ИгорьБогачев. В ближайшие три месяца 2015 г. кластер ИКТ планирует одобрение около i200 млн грантов для реализации инновационных проектов порядка 10 компаний.