Разделы

Облака Маркет

Станислав Другалев: Рост облаков – результат технологических, экономических и законодательных изменений

Станислав Другалев, генеральный директор телекоммуникационной компании Caravan, рассказал CNews о ситуации на рынке виртуального хостинга и облачных услуг в России. Прогнозируя востребованность облаков даже в сложных экономических условиях, осенью 2014 года компания запустила центр облачных решений – Caravan Aero. Сейчас его выручка растет примерно на 60% в месяц.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка публичных облачных сервисов в 2015 году по сравнению с 2014 годом в рублях? Какой была динамика в 2014 году?

Станислав Другалев: Облачное направление у нас появилось только в сентябре 2014 года. И об общем спросе на облака я сужу не только по динамике его развития, но и по достижениям других провайдеров за прошедший период. Сейчас очевидно, что потребность в облачных сервисах довольно высока. Более того, по темпам роста они опережают весь российский ИТ-рынок.

Как таковой аналитики по публичным облакам в России немного. Причем в основе существующих исследований лежат разные принципы оценки. В результате мы имеем разные данные об объеме рынка. Но, на мой взгляд, только за 2014 год сегмент облачных услуг вырос более чем на треть, составив около p14 млрд. Что касается 2015 года, то подводить итоги преждевременно. Но, по моей предварительной оценке, за год объем рынка увеличится примерно на 25%. При этом драйвером развития остаются СМБ-компании.

CNews: Как динамика финансовых показателей вашей компании коррелирует с рыночной динамикой?

Станислав Другалев: Если говорить о Caravan Aero, нашем центре облачных решений, то сложно ответить однозначно. Ведь центр был открыт только год назад. Сейчас на базе него предоставляются услуги виртуального хостинга, VPS (аренда виртуального выделенного сервера), IaaS (аренда облачной инфраструктуры) и VDC (виртуальный дата-центр). Все они были запущены в разные периоды.

В настоящее время ежемесячный темп роста выручки Caravan Aero – порядка 60% в денежном выражении. При этом стоит учесть, что, с одной стороны, это новое бизнес-направление, с другой – спрос на облачные услуги в России еще не удовлетворен.

В целом мы придерживаемся среднерыночных цен на свои услуги. Динамика финансовых показателей по виртуальному хостингу, который был запущен намного раньше других продуктов Caravan Aero, сейчас коррелирует с общерыночной. IaaS и VPS, выпущенные позже, по финансовым показателям пока опережают соответствующие сегменты рынка. А делать выводы о виртуальном дата-центре преждевременно. Мы запустили его только в этом сентябре.

CNews: Какие факторы тормозят или способствуют развитию рынка виртуального хостинга и облачных сервисов (экономические, законодательные, возможно, технологические)?

Станислав Другалев: Сегодня на российский хостинг влияют разные факторы. С одной стороны, экономическая ситуация вынуждает бизнес сокращать ИТ-бюджеты. Он оптимизирует уже реализуемые проекты, откладывает запуск запланированных. С другой стороны, его стремление минимизировать расходы повышает востребованность ИТ-аутсорсинга, в частности публичных облаков.

Рост доллара и евро способствует тому, что компании переключают внимание с иностранного хостинга на российский. Это обостряет конкуренцию между отечественными провайдерами. В результате они расширяют свои  продуктовые портфели, совершенствуют техподержку, SLA, тарифные планы.

Другим мощным аргументом в пользу российских хостеров стали недавние поправки к закону «О персональных данных». У предприятий, подпадающих под их действие, уже не так много способов остаться в правовом поле России. И один из них – переход в облако на серверах, размещенных в нашей стране. Правда, далеко не все провайдеры могут обеспечить сейчас защиту персональных данных в соответствии с требованиями законодательства. В результате они начинают терять свою долю рынка.


Станислав Другалев: Облака – общемировой тренд, спрос на них в B2B-секторе с каждым годом все выше

Финансовый кризис не отменяет развитие бизнеса, связанного с интернетом. К нему относится, например, онлайн-ритейл, электронные платежи, мобильные приложения, игры. Это также повышает спрос на услуги провайдеров, в частности на виртуальный хостинг и VPS.

Технологических факторов, влияющих на современный виртуальный хостинг и облака, тоже немало. Перечислю несколько. Во-первых, это виртуализация систем хранения данных, которая позволила повысить их отказоустойчивость и надежность. Во-вторых, изменение подхода к хранению информации за счет развития программно-определяемых хранилищ данных (SDS). Они заметно снижают общую стоимость хранения информации и облегчают переход к облаку. В-третьих, совершенствование и распространение твердотельных накопителей (SSD), которые представляют собой дорогой, но эффективный способ повысить скорость обработки информации. Плюс рост объема структурируемых и неструктурируемых данных, стимулирующий развитие систем их анализа, обработки, а также других технологий.

CNews: Какие сегменты российского рынка виртуального хостинга и облаков растут наиболее динамично, почему? Какие сегменты можно считать максимально перспективными в долгосрочном периоде?

Станислав Другалев: У российских хостинг-провайдеров доля выручки от облачных сервисов постепенно растет, доля от услуг colocation и виртуального хостинга – сокращается. По мнению экспертов, в ближайшие два года последняя снизится еще на 20%. Динамика выручки от сервисов на базе виртуализации у виртуального хостинга минимальна. По данным РАЭК, например, в 2014 году рост сегмента был 15%, а в 2015 – около 8%. Подобное снижение закономерно: данный хостинг появился намного раньше остальных услуг.

Второе место по динамике развития, на мой взгляд, у облаков. Топ-3 облачных услуг в нашей стране образуют по убыванию спроса: SaaS, IaaS и PaaS. Со временем рост SaaS будет замедляться, рост IaaS и PaaS – ускоряться. Драйвер рынка уже не столько крупный, сколько СМБ-бизнес.

Я считаю, что среди всех продуктов на базе виртуализации у публичных облаков наибольший потенциал. Но сейчас первое место по востребованности у VPS. Это не новая услуга, но владельцы небольших интернет-проектов нередко выбирают именно ее, а не IaaS. Причина – в невысокой цене и простоте использования.

CNews: Почему гибридные облака пользуются интересом у российских организаций? Какую архитектуру предпочитают предприятия развитых рынков?

Станислав Другалев: Популярность гибридных облаков в России действительно постепенно растет. На них переходят Enterprise-компании, которые в силу масштаба бизнеса и политики безопасности использовали частные облака. В отличие от развитых стран, в России гибридная модель пока мало распространена. Повышенное внимание к ней связано с экономическим кризисом. Ведь прежние методы ведения бизнеса уже не оправдывают себя. Бизнесу необходима максимальная концентрация на его ключевых задачах, бОльшая гибкость в управлении, иные подходы к работе с информацией и, конечно, оптимизация расходов. Гибридное облако – ответ на запрос рынка. Оно сочетает в себе частную (от компании) и публичную (от провайдера) облачные среды. Поэтому дает бизнесу общие для этих двух моделей преимущества.

Сейчас к гибридной модели обращаются тогда, когда нужно временно увеличить объем вычислительных ресурсов. Зачем? Например, для тестирования нового ИТ-продукта или работы с большим объемом информации в период пиковых нагрузок. Иногда компании используют публичное облако для резервирования своих данных. Это обеспечивает их сохранность и быстрое возобновление обработки при сбое в собственном ЦОДе. Некоторым организациям необходим доступ к своей информации из любой точки мира. Поэтому, подчиняясь требованиям регулятора, они переносят некритичные данные в публичное облако на базе ЦОДа в России и сохраняют критичные в собственном облаке.

CNews: Каковы основные тенденции в ценообразовании на российском рынке публичных облачных сервисов? Как на ценообразование влияют экономический кризис, политика импортозамещения, санкции, изменения законодательства?

Станислав Другалев: Я бы остановился на двух тенденциях в ценообразовании. С одной стороны, растущий спрос на облака повышает спрос на дополнительные мощности. При этом большинство российских провайдеров закупает западное оборудование. Чтобы компенсировать разницу в курсах валют, они вынуждены повышать стоимость своих облаков. С другой стороны, на нашем рынке есть ряд крупных операторов ЦОД с многолетним опытом работы. Их инвестиции в дата-центр уже окупились. Необходимость в приобретении новых серверов у них возникает реже, чем у остальных поставщиков услуг. А вендоры, как правило, предоставляют им скидки с учетом объема заказа и длительности партнерства. Таким провайдерам проще удерживать прежнюю стоимость и даже понижать ее. Эти две тенденции определяют относительную стабильность цены на рынке, удерживая ее в среднем диапазоне.

CNews: Широко анонсируется, что публичные облачные сервисы позволяют клиентам экономить за счет отказа от инвестиций. Однако многие компании говорят, что расходы при обращении к аутсорсерам почти не сокращаются. Какова может быть реальная выгода для бизнеса?

Станислав Другалев: Сейчас публичное облако для бизнеса – оптимальный способ быстро развернуть новые ИТ-решения, получить гибкость в их управлении и сэкономить на операционных расходах. Компании не нужно приобретать новое оборудование для развития своей ИТ-инфраструктуры, оплачивать электропитание, работу и обучение ИТ-штата, круглосуточную техподдержку. Она платит только провайдеру за фактически потребленные ею вычислительные ресурсы. Причем может отказаться от них в любой момент.

Но в долгосрочной перспективе выгода от этих особенностей под вопросом. По финальной стоимости эксплуатации облачные сервисы могут обойтись заказчику примерно в ту же сумму, что создание и поддержка ИТ-инфраструктуры своими силами.

CNews: Как меняются требования клиентов к провайдерам с точки зрения пунктов SLA?

Станислав Другалев: В кризис требования клиентов к хостинг-провайдерам возросли. Это касается многих аспектов взаимодействия, в том числе SLA, особенно для облачных сервисов. Ведь в этом случае речь идет о сохранности данных заказчика. И исполнитель отвечает за качественную работу как инфраструктуры ЦОД, так и самого «облачного» сервиса.

Заказчики стали больше погружаться в технические нюансы. Например, для некоторых уже принципиальна гарантированная производительность дисковой подсистемы для работы виртуальных серверов. Предоставить подобную гарантию можно. Но надо понимать, что это сложно – как с технической, так и с организационной точки зрения. С другой стороны, не все еще принимают, например, зависимость между повышением надежности сервисов, сокращением времени их простоя при аварии и готовностью оплачивать дополнительное резервирование ресурсов. Сейчас договоры часто требуют индивидуального подхода. Поиск оптимального соотношения «необходимые заказчику параметры SLA – их стоимость» подразумевает детальные обсуждения и расчеты.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о выходе компании Caravan на рынок публичных облачных сервисов, о динамике развития новых услуг.

Станислав Другалев: Свой центр облачных решений, Caravan Aero, мы открыли осенью 2014 года. К тому моменту конкуренция между сервис-провайдерами сильно обострилась. Но это было вполне продуманное решение. Во-первых, облака – общемировой тренд, спрос на них в B2B-секторе с каждым годом все выше. И игнорировать данный факт неразумно. Во-вторых, российская экономика такова, что бизнес вынужден регулярно искать способы оптимизации затрат. А значит, популярность ИТ-аутсорсинга будет только расти. В-третьих, к нам все чаще стали поступать запросы на облачные сервисы, причем как от потенциальных клиентов, так и от действующих.

В отличие от ряда российских провайдеров нам не нужно было искать физическую площадку для запуска облаков. У нас уже шесть лет функционировал свой ЦОД в Москве. Первым сервисом на базе Caravan Aero, закономерно стал IaaS. Как телеком-провайдер, мы располагали необходимой для этого инфраструктурой и могли обеспечивать стабильное интернет-соединение. Кроме того, IaaS – один из ключевых продуктов для СМБ-бизнеса – драйвера публичных облаков в России. В июне 2015 года мы запустили VPS, в сентябре – VDC, или виртуальный дата-центр. А в текущем октябре на новую платформу Caravan Aero были перенесены и услуги виртуального хостинга компании Caravan. Таким образом, все наши продукты на базе виртуализации продвигаются теперь под единым брендом. Сейчас динамика их развития повышается в такой последовательности: виртуальный хостинг, IaaS, VPS, VDC. На это влияют сроки запуска сервисов и общий спрос на рынке.

CNews: Каковы различия между пользователями того или иного сервиса Caravan Aero, какие типовые проблемы вы можете назвать?

Станислав Другалев: В настоящее время у Caravan Aero порядка 2000 клиентов. Основные пользователи виртуального хостинга и VPS – СМБ-компании, реализующие небольшие интернет-проекты. Это представители самых разных отраслей. У VPS функциональность шире, чем у виртуального хостинга. Это вариант размещения ресурсов, которые уже «переросли» виртуальный хостинг, но пока не нуждаются во всех возможностях IaaS. Что касается IaaS, то сервис позволяет решать задачи разной сложности – от простого размещения web-ресурса до развертывания целой ИT-инфраструктуры компании. Пользователь нашего IaaS – преимущественно средний бизнес.

Виртуальный дата-центр, или VDC, – тот же IaaS, но с более широкими функциональными возможностями и более тонкими сетевыми настройками для работы с виртуальными ресурсами. Он создавался с учетом потребностей крупных компаний. Это оптимальный вариант для нестандартных и масштабных ИТ-проектов.

Сейчас запросы в техподдержку по IaaS и VDS составляют примерно 8% и 2% соответственно от всех обращений по услугам Caravan Aero в неделю. Остальные 90% приходятся на виртуальный хостинг и VPS. Такое распределение закономерно. У пользователей облачной инфраструктуры техническая грамотность выше, чем у остальных наших заказчиков. Такие пользователи изначально знают, что представляет собой их продукт и как им управлять. Последние полгода типичными поводами для обращения в техподдержку были: по VPS – администрирование самой системы, по IaaS – уточняющие вопросы по интерфейсу контрольной панели. Независимо от типов запросов мы стараемся оперативно реагировать на каждый из них, предоставляя исчерпывающую информацию.