Разделы

Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе

Школьные библиотеки ждет масштабная цифровая реформа

Российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру. Концепция модернизации предполагает даже онлайн-игру с симулятором карьеры учеников. Преобразования могут открыть новые возможности для отечественных разработчиков.

В конце ноября 2015 г. Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского организовали обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ). К 2020 г. школьные библиотеки будут модернизированы и превратятся в ИБЦ — информационные обучающие площадки нового поколения, где можно играть, учиться и общаться, используя новейшие технологии.

Концепция развития ИБЦ представляет школьную библиотеку как общественное пространство с зоной для совместной работы, медиатекой и базой знаний для учеников и педагогов. Обновленные библиотеки с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным Wi-Fi должны привлечь педагогов и учеников, стать местом, в котором можно интересно и с пользой провести время.

Кроме того, в рамках модернизации национальной сети информационно-библиотечных центров впервые в России будут использоваться современные игровые технологии для решения сложной проблемы выбора будущей профессии. Для этого планируется создать специальную онлайн-игру, в которой пользователи смогут попробовать себя в разных профессиях, выстроить виртуальную карьеру, приобрести навыки профессионального общения и совместной работы над проектами. Сотрудникам библиотеки будет отводиться в этой игре ключевая роль.

Модернизация и требования времени

За последние 20 лет процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома, и в процессе общения со сверстниками. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет- и мобильные устройства. Иногда школьники вовсе «отключаются» от школьной экосистемы, предпочитая обучение и общение вне школы. В то же время ученикам не хватает знаний об этике интернет-общения, навыков оценки информации и совместной работы, которые очень важны для будущей интеграции молодых людей в общество и для успешной карьеры. В большинстве стран идут поиски оптимальной модели школьного образования, которая могла бы решить эту проблему без негативного уклона в сторону полного контроля над инициативой и свободным временем детей.

Компьютер и интернет стали важной частью образовательного процесса

Библиотеки играют важную роль в создании дружелюбной и эффективной школьной экосистемы, а сотрудникам библиотек отводится роль лидера в обучении и работе с информацией. Российская концепция ИБЦ на первый взгляд учитывает все эти аспекты. Но сможет ли она помочь в адаптации сложившейся школьной системы к новым реалиям информационной эпохи?

Новая концепция: подробности от эксперта

О современных проблемах и путях развития школьных библиотек и российской системы образования в целом CNews поговорил с Алексеем Габовым, руководителем Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского.

CNews: Должны ли сохраниться библиотеки в нынешнем виде, или библиотека будущего — это исключительно мультимедийная площадка в интернете?

Алексей Габов: Библиотека как физическая площадка должна не только сохранить свою роль, но и расширить ее, стать общественным и культурным пространством. В первую очередь, библиотека – это место работы с информацией. Раньше основным предназначением было чтение печатных изданий, а теперь — работа с информацией, мультимедийными ресурсами, интернет-серфинг, использование сервисов онлайн-сотрудничества и многое другое. С приходом интернета возросла скорость обмена информацией и скорость ее создания.

Специалисты отмечают, что в современных мегаполисах не хватает площадок, где люди могут собираться, обсуждать, вместе работать, обмениваться идеями. Технологии пока не могут заменить живое общение. Коворкинговые центры, технопарки, хакспейсы, фаблабы активно развиваются именно потому, что людям нужно физическое место для общения.

Живое общение – непременный атрибут работы с информацией, поэтому в библиотеках появляются гибкие трансформативные пространства для коллективной работы. Если традиционный класс – это доска и ряды парт, то библиотечные зоны совместной работы больше похожи на переговорные комнаты в современных офисах, в которых можно по-разному двигать стулья в зависимости от формата встречи, проводить мозговые штурмы и так далее.

В ИБЦ досуговые зоны станут особым форматом live-соцсетей. Они по организации пространства больше похожи на антикафе: с мягкими пуфиками и журнальными столиками. Это тоже очень востребованный тип общественных пространств.

Таким образом, для библиотеки важно играть роль мультимедийной площадки в интернете, но все равно существует потребность и в оффлайновом центре. Так, законодательство в области авторских и смежных прав не дает возможности получать доступ к некоторым источникам информации. В частности, доступ ко многим научным журналам можно получить только через специальную подписку, оформить которую могут только организации.

Еще один важный момент — это потребность в особом оборудовании для работы с некоторыми информационными ресурсами. Сюда относятся дорогостоящие громоздкие системы виртуальной реальности, которые дома разместить невозможно. То же касается специальных брайлевских дисплеев для людей с нарушениями зрения. Библиотека могла бы предоставлять доступ к подобным технологиям. Так что, как физическая площадка библиотека будет востребована и в будущем.

CNews: На каких принципах будет строиться работа информационно-библиотечных центров (ИБЦ)? Какие ИТ-решения будут применяться?

Алексей Габов: В библиотеке школьники должны получать надпредметные знания, расширять кругозор, выстраивать собственную картину мира. А для учителей библиотека – это источник знаний о современных педагогических методиках. Библиотека – это центр работы с информацией, она должна помогать составлять информационные запросы: и в Google с помощью поисковой строки, и в электронный библиотечный каталог с помощью специальных библиотечных классификаторов, таких как УДК, ББК и ISBN.

В первую очередь, всем ИБЦ необходим общий электронный каталог и единая библиотечная система. Со стороны может показаться, что АИБС (автоматизированная информационно-библиотечная система) – это простая учетная система, но на самом деле в системах такого класса огромное количество подводных камней.

В настоящее время реализовано мало качественных АИБС, и каждая школьная библиотека вынуждена самостоятельно заводить записи о поступающей литературе. В итоге для того, чтобы можно было найти необходимый материал, библиотекарь должен тщательно заполнить карточку издания, на это уходит примерно 20 минут. В нашей стране 45 тысяч школьных библиотек и в каждой десятки тысяч изданий. Представьте, сколько человеко-часов можно сэкономить с помощью единого каталога.

Поскольку библиотека должна стать центром методической поддержки школы, обязательно нужен портал, на котором будут доступны все методические наработки. Это банк педагогических инноваций: с удобным поиском и возможностью публикации авторских методик, которые создаются в школах. Этот портал нужно модерировать, чтобы исключить дублирование и обеспечить правильную группировку и удобный поиск по методикам.

Обязательно нужны технологии для поддержки работы учителя, это касается и подготовки к занятиям: сервисы компоновки раздаточных материалов, формирования электронного педагогического портфолио. Также необходимы системы поддержки занятий с учениками, такие как сервисы онлайн-сотрудничества, среды электронного обучения, платформы блогов и многое другое.

Нужна система работы с электронными ресурсами, которая позволит получить доступ к закрытым информационным ресурсам, не нарушая авторских прав.

Онлайн-игра — особое направление

Особое место в Концепции развития Национальной сети ИБЦ занимает ролевая онлайн-игра, которая поможет школьникам выбрать будущую профессию и понять принципы построения успешной карьеры. В игре пользователи смогут выбирать разные профессии, изучать их особенности и набирать игровые баллы на уроках, олимпиадах и в интеллектуальных играх.

За рубежом зоны для коворкинга (совместной работы) широко используются для практического обучения

Онлайн-игра будет построена на профессиональных траекториях из реальной жизни. Аналогами игровых сообществ и миссий станут группы по интересам и совместные обучающие проекты. При этом сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и будет помогать выбирать оптимальные сценарии и решать проблемы.

По словам руководителя Библиотеки им К. Д. Ушинского, данный онлайн-проект совместит игру и обучение. При этом для работника библиотеки игра может стать средством привлечения школьников в библиотеку и одним из способов выстроить сотрудничество с учителями.

«Сейчас и дети, и взрослые любят играть в онлайн-игры, — отмечает Алексей Габов. — В проекте игры для ИБЦ можно совмещать учебу с "прокачкой" персонажа, и его развитие будет развитием самого школьника. Дополнительные "ачивки" (достижения) и игровые бонусы можно будет получать выполнением заданий на уроках, участием в олимпиадах или просто прочтением книг».

Сюжетная проработка — это дело будущего, сроки реализации и конкретного разработчика онлайн-игры пока назвать сложно. В идеале, в проекте должно быть большинство реальных ключевых профессий. Это должна быть полноценная расширяемая игровая вселенная, в которой есть и предприниматели, и госслужащие, и социальные работники, имитируется процесс найма и серьезная экономика. Создание такой уникальной игры — процесс долгий, и пока этот процесс на стадии концептуального проектирования.

В России и за рубежом существуют разные более простые образовательные игры. Эта сфера активно развивается, но пока это игровое обучение каким-то конкретным знаниям, то есть в игровую форму переводится получение отдельного образовательного модуля.

Современные ролевые онлайн-игры пользуются популярностью у детей и взрослых. Подобные игры можно использовать для обучения

Полина Абаимова, Softline: Kubernetes выиграл в негласной гонке оркестраторов, поэтому мы развиваем данное направление
Маркет

К примеру, за рубежом есть игра Classcraft, но в ней акцент сделан не на профориентацию, а не работу в классе. Это не симулятор карьеры, а скорее вариант Dungeons & Dragons и других настольных ролевых игр. В основе игрового сюжета лежит выполнение домашних заданий, хорошее поведение на уроке и тому подобное.

Можно вспомнить игру Minecraft, которая введена в обязательную образовательную программу Финляндии. Или Second Life, которая тоже используется для образования. И то, и другое — игровые вселенные, но в них образование и выстраивание карьеры не являются основой игрового сюжета.

Инициатива и свобода

Концепция модернизации школьных библиотек предполагает привлечение школьников и педагогов к самостоятельному обучению и саморазвитию с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и комфортных рабочих зон.

Каталогизация — отдельная серьезная проблема школьных библиотек, которую планируется решить в ИБЦ

В модернизированных библиотеках учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания.

Для учеников новые библиотеки должны стать местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике. При этом вход в школьную библиотеку будет открыт всем желающим, а не только школьникам. Это касается и сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.


Как убедить директоров промышленных предприятий в нужности цифровизации? Мнение «Росатома»
Цифровизация

Некоторые технологии невозможно использовать дома. В библиотеке для них можно предусмотреть отдельные помещения

Авторы концепции ИБЦ особую роль отводят сотрудничеству с разработчиками и поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции: шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество в этой области открывает возможности для всех участников и поможет быстро внедрять новые технологии в образовательный процесс. Таким образом, информационно-библиотечные центры станут для российских ИТ-компаний площадкой для тестирования и внедрения передовых разработок.