Разделы

Цифровизация Инфраструктура

HPE OneView: как управлять настройками дата-центра одним кликом

Усложнение структуры дата-центров и новые требования к гибкости конфигураций требуют внедрения новых средств управления инфраструктурой. Упростить процесс настройки оборудования и сократить время, затрачиваемое на нее, помогают шаблоны типовых задач, используемые в современных программных средствах, в частности HPE OneView.

Современная ИТ-инфраструктура крайне сложна, она объединяет множество разных элементов, включая сетевые устройства, серверы, СХД, она может включать как традиционные физические, так и виртуализированные компоненты. Объемы трафика и данных для хранения постоянно растут, увеличивается число необходимых вычислительных ресурсов, что влечет за собой неизбежное усложнение ИТ-систем. При этом, чтобы наладить любой сервис в дата-центре, необходимо выполнить множество задач: обновить firmware, настроить RAID-контроллеры и подключения к сетям Ethernet, подключить системы хранения данных (СХД), на которых, в свою очередь, нужно сформировать тома и презентовать их серверам. В результате возникает вопрос — как наладить эффективное управление «зоопарком» ИТ-компонентов, чтобы выполнение рутинных задач не парализовало работу дата-центра?

Как решить стандартные проблемы

Традиционно в этих целях использовалось специальное прикладное ПО, которое было написано «от устройств», то есть максимально учитывались возможности оборудования, а вопросы юзабилити и временных затрат отходили на второй план. В результате выполнение любой задачи требовало участия группы людей, которые использовали целый пакет прикладного ПО для настройки сервисов, из-за чего на конфигурацию системы уходили дни, недели и даже месяцы.

Первоначально такой подход казался оправданным, так как оборудование необходимо было настраивать один раз для работы на длительный срок. Задачи по настройке техники носили разовый характер и не привлекали много внимания. Однако с развитием виртуализации и облаков дата-центрам потребовалась более гибкая инфраструктура — реконфигурировать сервисы приходится практически каждый день. В результате затраты на управление дата-центром значительно выросли, так как практически каждый день специалистам приходилось производить перенастройку сервисов.

Эту проблему призвано решить прикладное ПО нового поколения, которое консолидирует типовые задачи по настройке оборудования в дата-центре в одной простой утилите, где с помощью шаблонов можно развернуть любой сервис: сконфигурировать сервер, сетевое подключение, настроить СХД и выделить на ней том, выполнить настройки сети SAN. Однажды сформированный шаблон можно воспроизводить многократно, таким образом, значительно сокращается время, необходимое для развертывания сервисов. Кроме того, снижаются требования к специалистам дата-центров, которым ранее требовались очень обширные знания в области аппаратного обеспечения, чтобы правильно настроить оборудование. Как результат — прикладное ПО нового поколения позволяет значительно снизить операционные издержки дата-центра. 

Новые возможности

К такому классу решений относится приложение HPE OneView, которое позволяет быстро конфигурировать оборудование Hewlett Packard Enterprise (blade-серверы с модулями Virtual Connect, стоечные серверы HPE ProLiant DL и СХД 3PAR) по шаблонам. Приложение было разработано в 2013 г, и с тех пор набор типовых задач постоянно пополняется. Если в дата-центре используется оборудование нескольких вендоров, то OneView может использоваться в качестве одного из кубиков управления ЦОД «под зонтиком» утилиты более высокого уровня. C точки зрения управления дата-центром, это нижний уровень конфигурации, который имеет дело непосредственно с серверами, коммутаторами и СХД, но не распространяется на операционные системы и пользовательские приложения. HPE OneView способен работать как с традиционными, так и с виртуальными средами. К продукту предусмотрены плагины для работы с виртуализационными платформами VMware, Microsoft, Red Hat, которые чаще всего используют заказчики Hewlett Packard Enterprise. Кроме того, HPE OneView предполагает возможность интеграции с платформами других производителей, если это потребуется.

По умолчанию HPE OneView поставляется вместе с серверным оборудованием Hewlett Packard Enterprise, при этом предусмотрено два режима эксплуатации: бесплатный, который предполагает только мониторинг инфраструктуры без возможностей конфигурирования, и платный, который позволяет настраивать оборудование по шаблонам. В последнем случае создается программный образ сервера с заданным набором характеристик, которые потом легко копируются на необходимое количество машин. Такой подход позволяет значительно экономить на эксплуатации. Например, при выходе новой версии firmware достаточно обновить образ сервера, обновление остальных серверов можно произвести одним кликом компьютерной мыши.

Практический опыт

На российском рынке HPE OneView был представлен в 2014 г., а в 2015 г. начался перевод заказчиков на новую систему. Сейчас пользователи этого приложения есть в различных отраслях: нефтегазовый сектор, банки, телекоммуникации. Приложение поставляется по умолчанию вместе с серверами Hewlett Packard Enterprise, и предполагается, что с 2016 г. все решения более или менее крупного масштаба будут работать на HPE OneView.

Программа лицензируется по серверам, стоимость лицензии немного ниже, чем стоимость набора программного обеспечения прошлого поколения, которое ранее поставлялось вместе с оборудованием HPE (приложения Insight Control и Virtual Connect Enterprise Manager). Для сетевых устройств и систем хранения данных лицензии не требуются. «Сейчас происходит корректировка цены с учетом пожеланий клиентов и роста возможностей продукта. С момента релиза стоимость снизилась, итоговую цену определит рынок», — отмечает Александр Светлаков, руководитель направления HPE Blade System московского представительства Hewlett Packard Enterprise.

Выгоды от внедрения решения можно рассмотреть на примере крупной финансовой компании, которой необходимо было развернуть call-центр на 12 площадках. При традиционном подходе работы заняли бы 66 дней, однако с помощью OneView центр был сконфигурирован за одну ночь: по одинаковым шаблонам настройки были проведены во всех дата-центрах. Экономия на операционных затратах составила десятки процентов. В среднем, на развертывание 40 «полок» HPE заказчик тратит столько же времени, сколько раньше уходило на настройку одной «полки». В целом, чем крупнее инфраструктура заказчика и чем чаще ему приходится манипулировать настройками, тем больше выгода от внедрения One View.

«Вот уже третий год в офисе КРОК функционирует центр решений на базе технологий Hewlett Packard Enterprise. Это тестово-демонстрационная площадка для заказчиков, где инсталлировано несколько классов программных продуктов — от инструментов управления ИТ-сервисами до решений по оптимизации хранения информации, совмещенных с аппаратными продуктами HPE. Возможность автоматизированного управления ИТ-инфраструктурой — довольно перспективное направление. Ведь это позволяет существенно упростить и в разы ускорить перенастройку оборудования, сократить трудозатраты ИТ-специалистов. Мы уже видим интерес со стороны рынка. Поэтому в ближайшее время планируем протестировать и внедрить продукт HPE OneView в нашем центре решений», — комментирует Феликс Скворцов, руководитель направления «Управление ИТ-процессами и инфраструктурой» компании КРОК.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Технологии развиваются очень быстро, и одно поколение оборудования сменяет другое раз в несколько лет. В такой ситуации системы управления инфраструктурой превращаются в «маяки» во времени, которые надолго переживут оборудование, в комплекте с которым они сейчас поставляются. «На смену нынешним серверам, системам хранения данных, сетевым устройствам  придут новые поколения техники, а платформа HPE OneView, реализующая концепцию простого и гибкого программного управления инфраструктурой центров обработки данных, останется надолго», — комментирует Александр Светлаков.

Павел Лебедев

Соломатин Павел