Разделы

Телеком Техника Цифровизация Инфраструктура

Рынок телекоммуникаций: Микки Маус и Крутой Жужжик помогут преодолеть кризис

Виталий Солонин






Содержание:

  1. Экономический ракурс
  2. Сотовая связь
    1. Расширение зоны обслуживания и абонентской базы
    2. Тарифная политика
    3. Новые услуги
    4. Новые устройства
    5. 3G-сети
    6. Регулирование, стандарты
  3. Традиционная и IP-телефония. Интернет. Широкополосная связь
  4. Спутниковая связь

1. Экономический ракурс

Аналитическая группа Synergy Research Group обнародовала результаты исследования «Рынок телекоммуникационного и сетевого оборудования по результатам 1-го квартала 2002 года». По совокупному объему продаж этого оборудования вендоры выстроились следующим образом: Cisco Systems (13% от общего объема рынка), Siemens (12,8%), Alcatel (9,9%), Nortel (9,7%), Ericsson (9,6%) и Lucent (9,6%).

Продолжающийся кризис затронул большинство как американских, так и европейских производителей, которые чувствуют себя далеко не лучшим образом. Действительно, Siemens собирается продать непрофильные бизнесы за $1,69 млрд., Avaya намерена сократить 2500 рабочих мест, Alcatel отказалась от участия в выставке Telecom World 2003, мотивируя это решение «текущим состоянием рынка и необходимостью уложиться в программу сокращения расходов», снижены кредитные рейтинги Ericsson и Alcatel, во втором квартале чистые убытки Ericsson составили $296 млн., а у Motorola достигли рекордного значения в $2,3 млрд., продолжает оставаться убыточной Lucent... Исключение из общего правила составляет, пожалуй, финская Nokia, чистая прибыль которой по итогам второго квартала выросла на 46%.

Однако больше всего от финансовых неурядиц, по-видимому, страдают операторы. Самый яркий пример – крупнейшее в истории телекоммуникационного сектора банкротство американского гиганта WorldCom. Долги компании оцениваются в $32,8 млрд., что составляет почти третью часть от ее рыночной капитализации в марте! Но и эта цифра, по мнению ряда экспертов, может быть занижена. Согласно американским законам, компания, испытывающая финансовые трудности, имеет право провести реорганизацию, и на это время (от 9 до 12 месяцев) ей предоставляется защита от кредиторов. Чем и решило воспользоваться руководство WorldCom. Однако это не спасло компанию от исключения ее с 30 июля из листинга ценных бумаг на бирже NASDAQ.

В центре нового финансового скандалa в США вполне может оказаться и другой гигант – Qwest Communications International. Руководство этого телекома признало, что результаты продаж оптоволоконных линий этой компании за период 1999-2001 гг. были завышены примерно на 18%, т. е. более чем на $1 млрд. Если эта информация подтвердится, у Qwest есть все шансы пополнить уже достаточно длинный список американских компаний, оказавшихся в центре финансовых скандалов, обанкротившихся или оказавшихся на грани банкротства – Enron, Xerox, WorldCom, Global Crossing и других.

Немногим лучше обстоят дела на европейском телекоммуникационном рынке. Испанская Telefonica SA, к примеру, заморозила операции своих дочерних операторов мобильной связи в Австрии, Германии, Италии и Швейцарии, списав $4,8 млрд. на удешевление активов и на связанную с ними реструктуризацию. Самый вероятный сценарий дальнейших событий – продажа филиалов с молотка. Telefonica, как предполагает ComputerWire, уйдет с европейского рынка сотовой связи и сосредоточится лишь на своей стране и на Латинской Америке. Рынок отреагировал на сообщение однозначно – акции компании упали сразу на 14%, до $9,5.

Партнер Telefonica по Group 3G UMTS GmbH в Германии и Ipse 2000 в Италии, финский оператор Sonera полностью списал свои инвестиции на сумму $4,2 млрд. По заявлению компании, чистые убытки которой в первом полугодии составили 2,663 млрд. евро, совет Group 3G решил прекратить бизнес-операции компании из-за дороговизны и задержки ввода в действие связи 3-го поколения.

Уход Telefonica с европейского рынка и списания Sonera увеличили нестабильность рынка. Европейским телекомам не остается ничего другого, как избавляться от затратных активов. До конца года долг France Telecom может вырасти с нынешних $56 до $70 млрд., поэтому компания согласилась продать свое подразделение по телерадиовещанию TDF за $1,6 млрд. и голландского кабельного оператора Casema. Возможна также продажа спутниковых операторов Eutelsat и Stellat.

France Telecom представил доказательства своих успехов в первом полугодии (доход увеличился на 10%, до $22,5 млрд.) и запросил у своего главного акционера – французского правительства – новые займы, которые нужны ей для того, чтобы обеспечить рост и на второе полугодие. Французский Минфин рассматривает несколько возможностей помощи FT – подписку на новый пакет привилегированных акций, выпуск новых облигаций или просто выдачу займа, но любое из этих решений должно будет пройти подтверждение в Евросоюзе.

Более ощутимы успехи у британского оператора мобильной связи Vodafone – ему удалось увеличить за год число своих абонентов на 2,7 млн. и довести их до 103,9 млн., что на 100 тыс. превысило усредненный прогноз аналитиков рынка телекоммуникаций. Хотя клиентская база Vodafone в Великобритании сократилась за последний квартал на 177 тыс. (в основном за счет отключения неактивных абонентов предоплаченных тарифных планов), средний годовой доход в расчете на одного абонента вырос на 2 фунта стерлингов и достиг 278 млн. фунтов.

Похоже, британским сотовым операторам везет больше всех – MmO2, входящий в BT Group, получил неожиданно большую прибыль от использования SMS в «застекольном» телешоу «Большой Брат» («Big Brother»). Чего не скажешь о ведущем операторе сотовой связи Японии NTT DoCoMo, который продолжает терять рыночную стоимость и намерен списать несколько миллиардов долларов в связи с удешевлением принадлежащей ему AT&T Wireless.

Что касается российской отрасли связи в целом, то она, в отличие от телекоммуникационного сектора развитых стран, если верить официальным данным Министерства по связи и информатизации, испытывает ощутимый подъем. Действительно, в 1-м квартале этого года доходы от основной деятельности операторов связи выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34,2% и составили 54,25 млрд. руб. При этом альтернативные операторы по совокупному уровню доходов (25,28 млрд. руб.) подбираются к традиционным (28,97 млрд. руб.). Стремительно росли капвложения и инвестиции – за январь-март 2002 года капитальные вложения в отрасль составили 6,36 млрд. рублей, что на 74,2% больше показателя годичной давности, а инвестиции из-за рубежа выросли на 87,7%, до $180,2 млн. В первом квартале 2002 года было введено в эксплуатацию 11 спутниковых наземных станций и 20 телевизионных передатчиков, а также проложено более 11 тыс. километров кабельных линий связи.

Наибольшая выручка получена от услуг беспроводной радиосвязи (15,53 млрд. руб.) и междугородной телефонной связи (15,52 млрд. руб.). С учетом того, что в 1-м квартале прошлого года доход от междугородной связи превышал доход от беспроводной связи – 12,66 млрд. руб. против 10,71 млрд. руб., – можно говорить о переломе в отрасли в пользу «беспроводников». Другие показатели также подтверждают факт изменения тренда – если за год количество телефонных аппаратов, установленных на городских и сельских телефонных сетях, выросло всего на 5,7% и составило на 1 апреля 2002 года 34020 тыс. шт., то число абонентов подвижной связи увеличилось на 125%, до 9 млн. 312 тыс. чел. Количество пользователей сотовой подвижной связи к концу квартала cоставляло 9 млн. 026 тыс. чел. (годовой рост 128,9%).

Перевес в сторону беспроводной (главным образом, сотовой) связи позволяет аналитикам строить прогнозы о том, что в недалеком будущем число пользователей мобильной связи в некоторых российских регионах может превысить число обладателей стационарных телефонов. Первым таким регионом уже стала Самарская область – суммарная абонентская база трех местных сотовых операторов – «Мегафона», СМАРТС и «Би Лайн Самара» – уже превысила 350 тыс. пользователей, в то время как численность абонентов стационарных телефонов в городе составляет порядка 200 тыс. человек. Наиболее близко к паритету сотовой и фиксированной связи подошли сотовые компании Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Краснодара. Например, в Москве и области насчитывается 5,8 млн. пользователей стационарной связи, а абонентская база сотовых компаний достигла 5,4 млн.

Среди основных причин этого феномена – наличие, как правило, нескольких мобильников в одной семье при одном стационарном телефоне и отсталость фиксированных сетей в России:на начало текущего года очередь на установку телефонов составляла 5 млн. человек, и удовлетворить этот спрос «проводные» компании не могут.

2. Сотовая связь

Расширение зоны обслуживания и абонентской базы

Похоже, что те операторы мобильной связи, которые не потратили колоссальных сумм на 3G-связь, в тяжелые времена чувствуют себя довольно неплохо. Так, крупнейший сотовый оператор США Verizon Wireless, совместное предприятие Verizon Communications и Vodafone Group, объявил об увеличении во втором квартале 2002 года на 1,1 млн. количества новых абонентов, привлеченных через собственную розничную сеть, что на 34% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и об уменьшении показателя текучести абонентов до уровня 2%. По-видимому, не последнюю роль в таком успехе сыграл обанкротившийся WorldCom, бывшие абоненты которого и пополнили абонентскую базу Verizon Wireless. Последняя заключила с WorldCom соглашение, чтобы облегчить оставшейся 310-тысячной части клиентов WorldCom возможность заключать контракты непосредственно с Verizon Wireless.

Другой счастливчик – оператор беспроводной связи Nextel Communications . Он объявил о рекордных финансовых результатах за второй квартал 2002 года.

«Расширяются» и ведущие российские сотовые операторы. Так, ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») сообщил о расширении зоны покрытия «Би Лайн GSM» в московском метро. С середины июля 2002 года началась опытная эксплуатация фрагмента сети на станциях «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская» столичного метрополитена в дополнение к уже оборудованному Таганскому узлу и станции «Марксистская». В течение полугода «Би Лайн» планирует подключить к сети станции «Баррикадная», «Краснопресненская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» и обе станции «Китай-город». К сентябрю оператор надеется запустить фрагмент сети «Би Лайн 800» на Пушкинском узле, а к концу 2003 году «Би Лайн» планирует «радиофицировать» еще 24 станции московского метрополитена. Для сравнения напомню, что МТС уже обеспечивает связь на станциях, переходах и эскалаторах следующих пересадочных узлов: «Таганская» кольцевая – «Таганская» радиальная – «Марксистская»; «Тверская» – «Чеховская» – «Пушкинская»; «Театральная» – «Площадь революции» – «Охотный ряд»; «Арбатская» – «Боровицкая» – «Библиотека им. Ленина» – «Александровский сад».

Компания «Санкт-Петербург Телеком» (торговая марка FORA Communications) пошла несколько в другом направлении – она объявила о запуске дополнительной услуги для абонентов FORA, и теперь звонки с карточных таксофонов «Метроком», установленных на территории Петербургского метрополитена, на мобильные телефоны FORA с прямыми городскими номерами будут бесплатными. Для абонента FORA такой звонок тарифицируется как входящий городской звонок.

Вернемся к «ВымпелКому». Он расширяет свое присутствие не только в Москве и области, но и в регионах, которые не попадают в зону его лицензионного обслуживания. Так, оператор через свою дочернюю компанию «Вымпелком-Регион» недавно приобрел 77,6% акций ведущего (около 2/3 рынка) оператора мобильной связи Оренбургской области ОАО «Оренсот», заплатив около $14 млн. «Оренсот», работающий в стандартах D-AMPS и GSM-900/1800, по состоянию на 30 июня имел 65800 абонентов, которые за год принесли ему $2 млн. чистой прибыли.

Тем временем ближайший конкурент «ВымпелКома» – ОАО «Мобильные ТелеСистемы» – сделал еще один шаг в своей региональной программе на Северо-Западе, запустив сеть в Архангельской области – девятую из сетей компании в этом регионе. Таким образом, услуги МТС доступны теперь в 41 регионе России.

Кроме того МТС приобрела недавно за $2,4 млн. 100% акций ЗАО «Мобиком-Барнаул» – оператора сотовой связи стандарта GSM 900, который имеет лицензию на предоставление услуг в Алтайском крае, но не имеет собственной абонентской базы. Как считают в МТС, низкое проникновение сотовой связи в Алтайском крае (менее 1%) предполагает существенный неудовлетворенный спрос на эти услуги в регионе и открывает перед компанией большие возможности по развитию рынка.

Продвигается на восток и третий по величине российский оператор «МегаФон». В середине июля компания объявила о запуске сети в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Челябинске, а в перспективе – в Перми, Тюмени и Сургуте. Оператором сети «МегаФон» в Уральском регионе является ЗАО «Уральский Джи Эс Эм», GSM-сеть которого недавно подключена к транзитной сети МТТ. Всего же по состоянию на 10 июля к сети компании МТТ, предоставляющей услуги электросвязи, подключены 51 оператор сетей стандарта GSM-900/1800 и 43 оператора сетей стандарта NMT-450. Основу транзитной сети составляют семь транзитных центров коммутации, расположенных во всех округах РФ и связанных цифровыми каналами связи по принципу «каждый с каждым».

Кроме того, «МегаФон» запустил сеть в Дагестане, а количество абонентов этого оператора в Мурманске и Мурманской области превысило 50 тыс. человек. Но все-таки самая острая борьба за абонента разворачивается в Москве и области, где «МегаФон» завершил недавно очередной этап расширения. В середине лета базовые станции были установлены в ряде населенных пунктов Подмосковья и различных районах Москвы. Планируется, что до конца года в регионе будет работать порядка 600 базовых станций сети «МегаФон» (сегодня их более 470).

18 июля запущена в опытную эксплуатацию сеть GSM компании СМАРТС в Мордовии (в городах Саранск и Рузаевка). Ведутся работы по запуску сетей GSM компании СМАРТС в республиках Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Марий-Эл и в Саратовской области.

В ответ на действия конкурентов МТС подключила в Костромской области коммутатор емкостью 50 тыс. абонентов и открыла самый крупный в регионе центр продаж и обслуживания абонентов. По словам самой компании, она обеспечивает наибольшую, по сравнению с другими операторами, зону покрытия в Костромской области и занимает более 80% местного рынка.

Тарифная политика

Не секрет, что тарифная политика конкурирующих операторов рассчитана, в первую очередь, на привлечение новых абонентов, делающих выбор в пользу того или иного провайдера услуг мобильной связи. Безусловно, важным шагом операторов следует назвать введение посекундной оплаты разговоров, начиная с первой минуты. В этом направлении пошел «Вымпелком» – с 15 июля начата подписка на тарифный план «Классика GSM». И все было бы хорошо, если бы не несколько завышенная стоимость минуты местных соединений в $0,25 без учета налогов. Правда, в выходные и праздничные дни действует скидка в размере 60%, т. е. минута обойдется в $0,10 (тарифы здесь и далее без учета налогов). Исходящие вызовы на телефоны сети «Би Лайн GSM» стоят $0,14 в минуту в будни и $0,10 в выходные дни, а входящие вызовы с телефонов «Би Лайн», «МТС» и «МСС» бесплатные.

Другой новый тарифный план – «БИС» – компания ввела в системе услуг с предоплатой «БИ+GSM». В нем стоимость минуты исходящих звонков внутри сети «Би Лайн» составляет $0,10, входящие звонки с телефонов «Би Лайн» бесплатные, а стоимость минуты местных вызовов – $0,19 круглосуточно. Изменения коснулись и тарифов «Стандарт» сети «Би Лайн 800»: стоимость минуты любого местного соединения снижена до $0,10 круглосуточно.

Другой оператор – «Ярославль-GSM» – ввел в июле новые тарифные планы «Супер-Приз» c посекундной тарификацией с первой секунды разговора и «Ветеран», предназначенный для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

«Мобильные ТелеСистемы» объявили об изменениях в тарифе «Летний» – отмене дополнительной абонентской платы за второй «Любимый номер» при сохранении стоимости минуты разговора по этим номерам в $0,06 центов без учета налогов. Возможность выбрать третий «любимый номер» с абонентской платой $1 в месяц сохранена.

Повышают ценовую привлекательность своих услуг и «аналоговые» операторы. Так, компания «Корбина Телеком», предоставляющая услуги на базе стандарта TDMA 800, ввела новые тарифные планы с бесплатными входящими звонками.

Новые услуги

Другим способом повышения конкурентоспособности сотовых операторов можно назвать создание максимальных удобств для пользователей, например, при оплате услуг связи. Чтобы избавить абонентов от посещений пунктов приема платежей (жара плюс автомобильные пробки вряд ли кому-то доставят удовольствие), сеть «МегаФон» в Московском регионе предлагает своим абонентам стать клиентами «Системы Телебанк» Гута-банка и получить возможность круглосуточно и независимо от своего местонахождения пополнять свой лицевой счет в сети «Мегафон» через интернет, по телефону (мобильному или проводному), а также через WAP-браузер мобильного телефона. Однако посещать банк все же придется: во-первых, нужно открыть счет в «Системе Телебанк» в одном из офисов Гута-банка, а во-вторых, нужно пополнять и сам счет, если он иссяк. Другое нововведение от «МегаФона» в Московском регионе – предоставление своим абонентам возможности скачивать «новейшие музыкальные хиты для мелодий звонка и разнообразные логотипы для дисплея».

Сотовые операторы все чаще обращают свои взоры в сторону корпоративных клиентов. «ВымпелКом», к примеру, планирует внедрение новых услуг для юридических лиц с целью решения проблемы взаимодействия между компаниями и работниками. В частности, оператор займется разработками и выпуском программных решений на базе GPRS для автоматизации управления, и среди сфер предполагаемого использования программных решений выделяется схема управления поставками, а также автоматизация бизнес-процессов вне офиса компании. По расчетам экспертов, выработка определенной стратегии цепочки поставок с внедрением мобильных программных решений и других средств оптимизации в торговые предприятия позволит обеспечить рост объемов реализации от 10% до 40%, а также снизит до 75% издержки на логистику. Кстати, к разработке «мобильных рабочих мест» приступила корпорация Microsoft – она объявила о заключении партнерских соглашений с крупными системными интеграторами по совместной разработке и внедрению на рынок таких решений. Среди других новых услуг «ВымпелКома» – сервис «MAIL2SMS», позволяющий получать сообщения электронной почты на мобильный телефон.

Однако самые экзотические услуги и устройства рождаются в Японии. Прогнозируется, что в этой стране рынок автомобильных систем навигации к 2005 финансовому году вырастет до 3,2 млн. единиц, что на 45% больше, чем в 2001 году. В качестве примера можно привести новую навигационную систему, разработанную в IBM и Honda Motor Corp.. Автомобили Honda Accord, которые поступят в продажу в сентябре, будут оснащены системой с сенсорным экраном, способной распознавать около 150 голосовых команд. Для того чтобы пообщаться с автомобилем, водителю нужно будет нажать специальную кнопку на рулевом колесе и просто громко задать вопрос, а машина ответит через аудиосистему.

А две компании, работающие в сфере мобильной связи, – TCS и Mobileway – планируют создать крупнейшую в мире коммерческую сеть доставки SMS-сообщений. Она охватит 85 операторов по всему миру, обслуживающих 375 млн. пользователей мобильных телефонов с возможностью приема и отправки SMS и 675 млн. – с возможностью приема. Сеть будет управляться из единого центра TCS (TeleCommunications Systems, Inc) из города Аннаполис (штат Мериленд), обеспечит доставку SMS в Северную Америку, а Mobileway – в Европу и азиатско-тихоокеанский регион. Компании объединят свои SMS-узлы, находящиеся в Сиэтле (TCS), Париже и Сингапуре (Mobileway). О том, что сеть будет востребованной, говорит, к примеру, тот факт, что в Китае абоненты China Mobile Communications отослали в июне рекордное количество SMS-сообщений – 8,53 млрд. штук.

Ослабевший рынок связи, в конце концов, отличится «лавинообразным ростом» двух отраслей – мобильных информационных услуг и распространением приложений для мобильных телефонов. К такому выводу пришла компания Kinetic Information в своем отчете об исследовании состояния телекоммуникационного сектора. Консалтинговая фирма из штата Массачусетс предсказывает, что телефонные компании начнут уделять мобильной связи больше внимания, так как она наиболее прибыльна, а производители ПО более плотно займутся разработкой приложений для «маленьких экранов». В итоге мировой рынок мобильных информационных услуг в 2005 году вырастет до $12 млрд., а ПО – до $1,5 млрд. По словам президента Kinetic Стива Вайссмана (Steve Weissman), эти две области являются самым реальным шансом для операторов за короткий срок удивить Уолл-Стрит и клиентов своими прибылями. Основой этого роста будут снижение стоимости каналов связи и широкое распространение WLAN-сетей.

Среди других применений мобильников, упоминавшихся в июльских релизах, стоит назвать использование телефонов в качестве сканеров штрих-кодов (проект компаний Bango.net и International Wireless) и кредитных карточек при снятии или внесении денег через банкомат (проект японского банка IYBank), при мобильном обмене фотографиями от AT&T Wireless и голосовом доступе к электронной почте от Copytalk и, конечно, как источников развлекательных неголосовых услуг, на которые в этом году, как ожидается, западноевропейские абоненты мобильной связи истратят 23 млрд. евро.

Новые устройства

По поводу «гибридов» было сломано немало копий, однако, поскольку эти устройства продолжают появляться, можно предположить, что спрос на них (пусть небольшой) все же имеется. Очередную модель под названием Jornada 928 WDA (Wireless Digital Assistant), работающую под управлением Microsoft Pocket PC 2002, представила компания Hewlett-Packard. Устройство с 3,5-дюймовым отражающим цветным сенсорным TFT-дисплеем (65536 цветов, 240 x 320 пикселов) и дополнительным дисплеем для основных функций телефона, с возможностью звонить без загрузки операционной системы, с процессором OMAP 710 от Texas Instruments, с 66-мегагерцовой шиной, с двухпроцессорной архитектурой ARM7/ARM9, с 32 МБ флэш-памяти, с 64 МБ SDRAM, с двумя аккумуляторами (встроенным и сменным), с последовательным и инфракрасным портами, стереозвуком, голосовым набором, диктофоном, автоответчиком и виброзвонком функционирует в сетях стандарта GSM/GPRS и имеет вес менее 200 грамм. За все эти прелести и контракт у оператора Vodafone в Великобритании нужно заплатить 390 фунтов стерлингов.

А интернет-магазин ShoppingPDA начал продажи GSM/GPRS-модуля Audiovox RTM 8000 в форм-факторе Compact Flash Type I, и теперь владельцы всех карманных компьютеров на платформе Pocket PC смогут за $283 оснастить своих цифровых помощников функциями полноценного коммуникатора (модуль RTM 8000 позволяет передавать не только данные, но и речь). Модуль трехдиапазонный EGSM 900/GSM 1800/GSM 1900, а GPRS работает по классу B, то есть одновременно находиться в сети и вести телефонный разговор не получится. Среди дополнительных «примочек» – внешняя антенна, слот для SIM-карточки, гарнитура handsfree, возможность выбора любой мелодии звонка в формате WAV, возможность сопряжения с «большими» компьютерами, например, ноутбуками, оснащенными слотом PCMCIA и переходником на Compact Flash.

Законодатели «мобильной» моды в США пытаются внести в сознание американского потребителя полезность одноразовых устройств. Производитель дешевых и одноразовых мобильных телефонов Hop-On сообщил о получении сертификата Федеральной Комиссии США по Связи (FCC) на «одноразовый» CDMA-телефон. Одноразовым этот аппарат, не имеющий собственного микрофона и динамика (для его использования необходим комплект «свободные руки»), можно назвать весьма условно, так как абонент может пополнять счет и перезаряжать аккумулятор.

Вряд ли все эти устройства дойдут до России, зато известно, что до конца этого года у нас может появиться дешевый GPRS-телефон. Motorola анонсировала недавно линейку T720, Accompli 008 и серию С330, представленную несколькими аппаратами, из которых в Россию по официальным каналам поставляться будет только один – С336. Самые дешевые из новинок – телефоны серии C330, ориентировочная цена которых составит 120-130 евро; другие трубки будут существенно дороже: Accompli 008 – 390 евро, T720 – 370 евро. Нетрудно предположить, что наибольшим спросом будут пользоваться телефоны серии С330, которые, несмотря на небольшую цену, поддерживают WAP и GPRS, а также позволяют отправлять SMS и EMS (улучшенный вариант SMS). Андрей Быченко, менеджер по поддержке продукции сектора средств персональной связи Motorola – Россия и СНГ, в интервью CNews.ru отметил, что Accompli 008 уже доступен для покупателей, однако в Россию он пока не отгружается. По его словам, T720 и С336 должны появиться в российских салонах связи к ноябрю этого года.

Тем временем японская компания Sharp этой осенью начнет поставлять на европейский рынок свой новый GSM/GPRS-мобильный телефон со встроенной видеокамерой и цветным экраном. Первыми пользователями этой модели станут абоненты британской компании mmO2, работающей в четырех европейских странах. Sharp также ведет переговоры с другими операторами, в частности, с Vodafone.

В самой Японии большую активность развернул ведущий сотовый оператор NTT DoCoMo. Во-первых, он представил две новые модели мобильных телефонов со встроенной цифровой камерой, поддерживающих технологию i-shot для передачи изображения фотографий, полученных с мобильных телефонов со встроенной цифровой камерой, – «mova D251i», «mova F251i».

Во-вторых, NTT DoCoMo анонсировал выход новых телефонов стандарта PHS (personal handyphone system), оборудованных возможностью видеосвязи. Для того чтобы видеть своих телефонных собеседников, последние должны иметь или такой же аппарат, или любой другой, совместимый с 3G-сервисом FOMA, т.е. стандартом 3G-324M. Поскольку FOMA-телефонов с видеосвязью только два (модели P2101V и D2101V), их пользователям практически некому позвонить.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

В-третьих, NTT DoCoMo представил терминал на базе платформы FOMA SH2101V, оснащенный встроенной камерой, которая обеспечивает возможность осуществления видеоконференцсвязи со скоростью передачи 64 Кбит/сек в реальном масштабе времени одновременно с использованием абонентского терминала для голосовой связи. Такой терминал может быть использован как обычный мобильный телефон, а также для доступа к электронной почте и в качестве пульта управления при воспроизведении музыкальных записей.

А другой японский производитель – компания Brother Industries – выпустила специальный принтер на термобумаге для мобильных устройств. «Малыш» MW-100 с размерами 10 x 16 x 1,75 см и весом 300 грамм спокойно умещается на ладони и предназначен для печати небольших документов формата A7 (74 x 105 мм) с разрешением 300 dpi (точек на дюйм) и скоростью печати 4 листа в минуту. Подключается принтер через USB или инфракрасный порт IrDA. Компания позиционирует его как устройство для Windows-совместимых компьютеров и устройств на базе Pocket PC/2002. Поскольку ожидаемая цена MW-100 зашкаливает за $400 (специальная бумага тоже недешева), то в Brother не питают особых надежд по поводу спроса на свой продукт. Отсюда понятен объем выпуска – на первый год намечено сделать всего 2 тысячи экземпляров.

Мобильные терминалы благодаря Nokia и SGI, которые планируют разработать стандарт трехмерной графики для мобильников, могут в скором времени приобрести новое лицо. По заявлению SGI, «возможности этих мобильных терминалов будут поистине безграничными, варьируясь от интерактивных игр-бестселлеров и видеоклипов, синхронизированных текстом, до трехмерных систем позиционирования (GPS) и трехмерных представлений зданий и ландшафтов».

Тем временем компания Socket Communications объявила о начале продаж набора для Bluetooth-соединения ноутбуков c мобильными телефонами для операционных систем Windows и Pocket PC, а в Германии скоро появится смартфон Sony Ericsson P800, конкурирующий с также еще не выпущенным смартфоном Nokia 7650.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Детей (и себя в случае хороших прибылей) порадует компания Motorola, которая в результате сделки с Walt Disney Co. будет выпускать детские переносные радиостанции (walkie-talkies) и радиотелефоны, мелодии которых будут озвучены голосами диснеевских персонажей – Микки Мауса и Крутого Жужжика. Благодаря данному соглашению подразделение Motorola, специализирующееся на переносных радиостанциях, получит возможность расширить свой рынок сбыта, привлекая в ряды своих покупателей родителей 6-12-летних детей. Первые две модели радиостанций стоимостью $60 будут иметь 14 каналов и работать в радиусе двух миль. В беспроводных телефонах, которые будут подключаться к станции, предусмотрены возможность определения звонящего и функция повторного набора номера.

А в Перми появился первый «мобильный» таксофон – к ХХХIV чемпионату Европы по боксу связисты запустили передвижной таксофон стандарта NMT-450, созданный на базе автомобиля «Баргузин». Он перемещается по городу и останавливается в местах проведения соревнований. Если опыт окажется удачным, то после чемпионата передвижной таксофон будет использоваться во время других массовых мероприятий.

3G-сети

Японский филиал компании Gartner опубликовал свой прогноз рынка сотовой связи страны до 2006 года. В 2001 году его оборот составил 1,7 трлн. иен, а прирост за год по количеству проданных аппаратов – 2,3% (до 40,58 млн. единиц). За счет высококлассных дорогих моделей с поддержкой Java и встроенными камерами оборот вырос на 15%. Ежегодный рост до 2006 года в среднем составит 11,7%.

Что касается перехода на 3G-связь различных стандартов, в том числе и W-CDMA, компания считает, что спрос на нее будет расти только с 2005 года. Gartnet Japan предсказывает, что количество продаваемых телефонов будет расти с 2002 по 2006 г. на 5,3%. В 2002-2003 годах на рынке ожидается тенденция к замене аппаратов на модели со встроенной камерой стандарта cdma2000 1X и с высокоскоростной пакетной связью PDC. Переход на W-CDMA ожидается не раньше, чем через три года, потому что к 2004 году количество базовых станций W-CDMA сравняется с PDC и все большее число абонентов будет нуждаться в высокоскоростных системах связи для отправки электронной почты с фотографиями или для загрузки Java-программ.

Лидер японского рынка и пионер 3G-сетей NTT DoCoMo будет продвигать i-mode в Европе – компания объявила о намерении создать собственный филиал в Амстердаме. DoCoMo i-mode Europe B.V. будет предоставлять консультационные услуги в области новой технологии i-mode и маркетинга, а также оказывать поддержку при установке и эксплуатации сервисов i-mode. В Европе первыми клиентами нового филиала стали такие операторы, как KPN Mobile, E-Plus Mobilfunk, BASE и Bouygues Telecom в Нидерландах, Германии, Бельгии и Франции, соответственно.

Среди других подвижников новых сетей – французская Alcatel. Она открыла центр технологий третьего поколения (3G Reality Centre) в португальском городе Кашкаиш.

А Lucent Technologies выиграла контракт на поставку технологии третьего поколения (3G) CDMA2000 ведущему южнокорейскому оператору беспроводной связи KTF, обслуживающему более 10 млн. абонентов. В ходе выполнения контракта Lucent проведет модернизацию сети KTF второго поколения, установив новые канальные карты и программное обеспечение CDMA2000 1X. В модернизированной сети вдвое увеличится голосовая емкость и станет возможным оказание высокоскоростных (до 153 кбит/с) услуг передачи данных, включая беспроводной доступ в интернет и потоковое видео. Кроме того, Lucent поставила беспроводную сеть третьего поколения 3G CDMA 2000 1X компании Telecom New Zealand – первую в Австралии и Новой Зеландии. На сегодняшний день Lucent установила коммерческие сети 3G CDMA2000 1X у более чем 15 операторов мобильной связи на пяти континентах.

29 июля компания «Соник Дуо», оператор сети «МегаФон» в Московском регионе, и pоссийское представительство компании Ericsson провели семинар для членов Национальной Ассоциации операторов сетей связи третьего поколения 3G (А3G), представителей Министерства связи РФ и научно-исследовательских институтов, посвященный работам по тестированию опытного фрагмента сети UMTS «Соник Дуо». На семинаре были представлены результаты тестирования фрагмента сети UMTS, развернутого на оборудовании Ericsson, и обозначены основные направления работ по дальнейшему развитию фрагмента опытной сети. Особое внимание было уделено процессу селекции приложений с точки зрения их потенциальной востребованности рынком. В качестве примера таких приложений были представлены мобильные игры; порталы, предоставляющие информационные услуги, зависящие от местоположения; услуги обмена мультимедийными сообщениями и анимационными клипами; приложения администрирования мобильной рабочей силы, а также приложения навигации и защищенного мобильного доступа в корпоративные сети.

Регулирование, стандарты

Вслед за принятием Государственной думой в первом чтении проекта закона «Об основах технического регулирования в Российской Федерации» последовало предположение «Ассоциации CDMA» о том, что в скором времени в России стандарт CDMA (IS-95) получит статус мобильного, пишет ComNews.ru. По мнению директора исполкома «Ассоциации CDMA» Валентина Косых, после принятия данного закона Минсвязи РФ лишится оснований для ограничения функциональности стандарта CDMA. В «Ассоциации CDMA» радуются уже не первый раз – в апреле текущего года комиссия Министерства по антимонопольной политике признало незаконным требование Минсвязи и ГКРЧ к мобильным операторам освободить частоты в полосе 800 МГц до 2010 года. Однако в Минсвязи не смогли подтвердить или опровергнуть информацию о грядущем изменении статуса CDMA. Абонентская база сетей CDMA российских операторских компаний в настоящее время составляет свыше 250 тыс. человек, то есть менее 3% от общего числа абонентов сотовой подвижной связи в России.

А вот судьба стандарта GSM вполне однозначна. На заседании Научно-технического Совета Минсвязи России одобрена новая редакция «Генеральной схемы создания и развития федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования России стандарта GSM». В Генсхеме приведены краткая техническая характеристика систем сотовой подвижной связи стандарта GSM и данные о текущем состоянии и предполагаемом развитии рынка услуг федеральной сети GSM. Предполагается, что общее количество абонентов сети GSM к 2010 году достигнет 23 млн., что потребует, как минимум, пяти кодов негеографического доступа (DEF).

В Генсхеме также приведены материалы, касающиеся организации систем идентификации, сигнализации, синхронизации и управления, обеспечения функций СОРМ и информационной безопасности. Даны также предложения по корректировке существующих нормативно-технических документов.

Тем временем Nokia порекомендовала Международному Союзу Электросвязи (ITU) присвоить стандарту сотовой связи CDMA2000 1xEV-DV статус «стандарта третьего поколения». Помимо Nokia, спецификацию поддержал ряд крупных компаний, среди которых Motorola, Sprint и Texas Instruments. CDMA2000 1xEV-DV (Evolution Data and Voice) является потомком базового стандарта «второго с половиной поколения» CDMA2000 1x и его расширения CDMA2000 1xEV-DO (Data Only). Отличие первого стандарта от второго – в появлении возможности голосовой связи дополнительно к обмену данными.

CDMA2000 1xEV-DV позволяет обмениваться данными на максимальной скорости до 3-5 Мбит/с, а нормальная пропускная способность в канале 1,25 МГц составляет 1 Мбит/с. Кроме того, стандартпозволяет автоматически регулировать ширину канала в зависимости от его занятости, что экономит диапазон занимаемых частот. CDMA2000 1xEV-DV полностью совместим со стандартами CDMA2000 1x и IS-95. Nokia, лидирующая на рынке телефонов CDMA2000 1x и IS-95, намерена занять первое место и среди производителей аппаратов нового стандарта.

3. Традиционная и IP-телефония. Интернет. Широкополосная связь

Среди крупнейших российских проектов проводной связи следует отметить строительство «Ростелекомом» совместно со шведской компанией Telia с декабря 2001 года волоконно-оптической линии передач «Балтийская кабельная система» (БКС). В июле оператор объявил о завершении строительства первого участка этой сети, что позволит расширить пропускную способность на участке между Москвой и Санкт-Петербургом. Существующая инфраструктура линий связи «Ростелекома» была модернизирована оборудованием NEC, обеспечивающим пропуск информации со скоростью 2,5 Гбит/с.

Предполагается, что полностью строительство БКС будет завершено в ноябре текущего года. Реализовав данный проект, «Ростелеком» получит возможность передачи международного трафика России на Европу и США, международного трафика от стран Балтии на Европу и Россию, транзита международного трафика от Восточной и Западной Европы, США и стран Скандинавии через Россию в страны Азии.

Компания «Инфотел» также озабочена увеличением пропускной способности международных и российских каналов своей сети, используемых для передачи голосового и интернет-трафика. Необходимость расширения каналов объясняется значительным приростом объема трафика, передаваемого по каналам сети «Инфотел». Модернизацию каналов планируется закончить к середине августа. Одновременно с этим будут введены в эксплуатацию несколько новых резервных каналов передачи данных. В настоящее время технические специалисты компании заканчивают установку и настройку дополнительного оборудования на магистральных узлах сети «Инфотел» в Лондоне и Нью-Йорке.

А в Орле заработал новый узел цифровой сети связи РОСНЕТ. Он предоставляет традиционный спектр основных телекоммуникационных услуг (местная, междугородная и международная телефония, передача данных по протоколам Х.25, IP и FrameRelay), а также ряд дополнительных услуг: установление связи за счет вызываемого абонента, организацию телеголосования, услуги телефонной связи в режиме телеконференции и голосовой почты и другие.

Одной из тенденций развития традиционной телефонии является выбор в пользу комплексных интеграционных решений. По такому пути пошла компания «АйСиэС Новые Системы», партнер Lucent Technologies, которая завершает создание единой телекоммуникационной сети города Краснокаменска (Читинская область). Сеть построена на основе коммутационной системы Lucent Technologies 5ESS-2000, которая обеспечивает производительность более 1500000 попыток соединения в часы наибольшей нагрузки.

Для россиян, собирающихся провести свой отпуск в Турции, появилась новая возможноcть для связи. С 11 июля 2002 года ОАО «Ростелеком» начало предоставлять новую услугу – «бесплатный вызов из Турции». Связь будет бесплатной для звонящего на определенный телефонный номер в России, но оплачивать ее будет компания-заказчик услуги. Своими клиентами «Ростелеком» видит туристические, страховые и другие фирмы, желающие предоставить своим сотрудникам или клиентам возможность поддерживать связь с фирмой. Реализация этой услуги стала возможна после технических испытаний и переговоров с турецким национальным оператором связи Turk Telekom. В планы «Ростелекома» входит предоставление подобных услуг и из других стран мира.

Таким образом «Ростелеком», по-видимому, пытается конкурировать с многочисленными провайдерами IP-телефонии, которые «оттянули» на себя значительные прибыли, получаемые главным образом от международного трафика.

Компании же все больше склоняются в пользу решений, основанных на протоколе IP. Так, Cisco Systems и call-центр «Горячие линии» группы компаний «Имиджленд» подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым Cisco поставляет сетевое оборудование и технологии для проектов Центра. Таким образом, оборудование традиционной телефонии и программное обеспечение call-центра производства компании Nortel Networks уступает место оборудованию Cisco IP Contact Center (IPCC), рассчитанному на 60 операторских рабочих мест и поддерживают до 45 одновременных сессий автоматической обработки вызовов. В дополнение к традиционным услугам call-центра IPCC обеспечивает возможность связи с потребителями через разнообразные каналы коммуникаций – электронную почту, обращения через сайт, чаты и видеоконференции. Кроме того, возможна организация географически распределенного центра обработки клиентских обращений, когда операторы работают в разных городах и даже часовых поясах. Согласно подписанному соглашению, Cisco Systems в дополнение к собственному демонстрационному залу решений и разработок для корпоративной IP-телефонии теперь может знакомить своих заказчиков с практическим использованием технологий Cisco в бизнес-процессах Центра. Фактически «Горячие линии» становятся постоянно действующей площадкой демонстрации самых современных сетевых решений Cisco.

Другой пример развития call-центров в России связан с открытым в мае этого года в Москве пейджинговым оператором «Мобил ТелеКом» call-центром, который будет развиваться с использованием инфраструктуры компании в 60 субъектах Федерации. Крупнейшая в России пейджинговая сеть «Мобил ТелеКом» развернута сейчас в 300 городах России. Ввод в действие call-центров будет происходить в этой сети поэтапно: вначале call-центры будут построены в крупных городах, где есть представительства «Мобил ТелеКом», а затем центры будут увязываться в единую систему по мере их ввода в строй.

И если в России внедрение подобных проектов носит единичный характер, то в Европе и Америке VoIP-решения распространены гораздо более широко. К примеру, американский оператор Comcast Corporation будет использовать программные продукты Lucent Technologies для внедрения услуг телефонной связи на базе передачи голоса поверх IP (VoIP). Comcast планирует использовать ПО конфигурирования устройств и абонентского управления Lucent VitalAccess Device Provisioning and Subscriber Management, которое обеспечит ускоренное удаленное конфигурирование и даст абонентам возможность самим осуществлять управление услугами. VitalAccess – это интегрированное программное решение для поставщиков услуг широкополосной связи, предназначенное для формирования и доставки услуг доступа в интернет, мультимедиа и VoIP.

Производители не устают представлять новые решения для IP-телефонии. Так, компания Avaya, поставщик корпоративных систем передачи голоса и данных, анонсировала на рынке Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) 10 новых продуктов для интеграции голоса и данных, ориентированных на применение в корпоративных сетях. Новые разработки Avaya, объединенные в рамках концепции Enterprise Class Internet Protocol Solutions (ECLIPS), – это программное обеспечение MultiVantage; коммуникационные серверы Media Servers; шлюзы Media Gateway; программное обеспечение сетевого управления и мониторинга VisAbility Management Suite; а также новые коммуникационные продукты Avaya на основе IP для конечных пользователей: модернизированная версия ПО IP Softphone; версия IP Softphone для Pocket PC; ПО Softconsole и ПО Intuity AUDIX (LX). Новое программное обеспечение Avaya MultiVantage может работать под управлением различных операционных систем, включая Linux, Microsoft Windows 2000 и фирменную версию UNIX Avaya DEFINITY.

Как показывает практика, широкополосный доступ в интернет на базе кабельной инфраструктуры может приносить неплохие дивиденды. К примеру, крупнейшему японскому интернет-порталу Yahoo Japan удалось неплохо заработать на услугах по предоставлению широкополосного ADSL-доступа в Сеть – чистая прибыль родительской компании Yahoo Japan выросла за год на 108%, до 2,31 млрд. иен ($19,82 млн.). По данным на конец июня, число подписчиков на ADSL достигло 660 тысяч – один из крупнейших показателей на японском рынке.

Что касается российского DSL-бизнеса, то на днях стало известно об изменении тарифов «МТУ-Интел» по проекту «Точка Ру». В новом тарифном плане «Столичный» и в плане «Московский» более чем на 60% снижена цена подключения, которая теперь составляет $199 с учетом всех налогов. Ежемесячная абонентская плата по тарифу «Московский» осталась прежней – $37,8, но теперь в нее включено 80 Мб предоплаченного трафика. Стоимость мегабайта превышения снижена до $0,18 за 1 Мб. Ежемесячная абонентская плата по новому тарифу «Столичный», в который включен предоплаченный трафик объемом 250 Мб, установлена в размере $63. При превышении этого объема стоимость одного мегабайта трафика составит 15 центов. Так что радикальное снижение цен, о котором «МТУ-Интел» заявлял на прошедшей в мае выставке «СвязьЭкспокомм-2002», состоялось, и теперь компания ожидает массового наплыва клиентов. По мнению оператора, новые тарифные предложения «Точки Ру» сравнимы с тарифами операторов домашних сетей при существенно лучшем качестве сервиса.

В Китае компания China Unicom начала строительство первой и крупнейшей в мире общенациональной сети видеоконференций, которая соединит более 300 городов страны. Основное оборудование – интернет-маршрутизаторы – китайский гигант закупит у компании Cisco Systems через ее местный филиал Cisco Systems China.

А тайваньская государственная компания Chunghwa Telecom уже провела в июле тестовый сеанс видеоконференцсвязи между Тайванем и Китаем со скоростью обмена данными 512 Кбит/с. Для этого была использована оптоволоконная «Азиатско-тихоокеанская кабельная сеть номер 2» (APCN2) – это круговая кабельная система длиной 19 тыс. км, протянувшаяся от Кореи до Сингапура, охватывая север и центр региона.

Тем временем в Европе набирает силу высокоскоростной беспроводной доступ к интернету для корпоративных пользователей. В частности, Cisco Systems cообщила о том, что в настоящее время в 19 европейских аэропортах ведется работа по установке систем беспроводных локальных сетей, построенных на продуктах Aironet WLAN.

Высокоскоростной доступ в Сеть развивается и в России, причем не только в Москве и Петербурге. Так, компания «Телесет» осуществила в Челябинске технический запуск второй в России (а фактически, и в Европе) системы радиодоступа в интернет на действующей эфирно-кабельной сети MMDS, спроектированной компанией на базе оборудования американской Vyyo. В настоящее время идет подключение к интернету первых корпоративных клиентов и индивидуальных пользователей по распределительным ТВ-сетям, оборудованным обратным каналом. Отличительной особенностью системы является то, что двусторонний радиодоступ в интернет обеспечивается в ней одновременно с получением из эфира и распределением по тому же кабелю многопрограммного телевидения. Технические параметры системы доступа в интернет по MMDS впечатляют, в частности, пиковая скорость в прямом канале достигает 5 Мбит/с, а в обратном – 2 Мбит/с. Внедрение системы позволяет региональному оператору MMDS, одновременно с радиотелевизионным вещанием, при кооперации с местным сервис-провайдером, немедленно начать предоставление интернет-услуг по эфиру и по тем же распределительным кабельным ТВ-сетям. При этом система независит от телефонных сетей, т.е. выделенный проводной канал или свободный телефонный номер клиенту не требуется. Благодаря своим высоким скоростным возможностям система позволяет предоставлять также IP-телефонию.

Однако до Южной Кореи, где каждый пятый житель пользуется широкополосным доступом в Сеть, нам еще далеко. 20 июня в этой стране насчитывалось 9,21 млн. пользователей скоростного доступа, что составляет 20% от 47-миллионного населения.

4. Спутниковая связь

В июле исполнилось 40 лет со дня запуска первого в мире телекоммуникационного спутника Telstar I, созданного в лабораториях Белла, научно-исследовательском центре Lucent Technologies. Первый в мире спутник связи был около метра в диаметре, весил 80 килограммов и мог обслуживать 600 голосовых каналов или один телевизионный канал. В качестве источника питания использовались 3600 солнечных батарей, а передатчик был собран на лампе бегущей волны. На следующий день после запуска спутника, 11 июля 1962 г., с его помощью была проведена первая трансатлантическая трансляция телевизионного сигнала.

Другой юбилей – НАСА совместно с геологическим управлением США отмечает 30-летие наиболее широкомасштабной и долговременной программы съемки Земли из космоса. Первый спутник этой серии был запущен 23 июля 1972 года. Этот запуск ознаменовал начало самой длительной в истории программы получения изображений поверхности планеты из космоса, непревзойденных по качеству, детальности, покрытию и важности. 30-летний архив снимков позволяет получить подробную информацию об истории процессов, наблюдаемых из космоса.

НАСА определило задачи, которые будут решать два новых спутника серии SMEX (Small Explorer). Первый из них будет изучать облачность Земли в верхних слоях атмосферы, второй должен исследовать скрытое вещество во Вселенной. Всего, начиная с 1992 года, было запущено 6 спутников серии SMEX. Пять из них все еще продолжают передавать на Землю научную информацию. В сентябре 2002 года должен быть запущен седьмой по счету спутник GALEX (Galaxy Evolution) этой же серии; он призван изучить процессы звездообразования во Вселенной с помощью изучения ультрафиолетового излучения новорожденных звезд в галактиках, отстоящих от нас на 10 миллиардов световых лет.

Тем временем российские военно-космические силы 18 июля официально ввели в строй центр оптического слежения за космическим пространством «Окно», расположенный в Таджикистане. Комплекс «Окно», находящийся неподалеку от города Нурек в центральной части Таджикистана, способен отслеживать объекты в космическом пространстве на расстояниях до 40 тыс. км от Земли. «Окно» расположено в горах на высоте 2200 м над уровнем моря в регионе, отличающемся исключительно хорошим астроклиматом. Строительство комплекса началось еще в 1979 году, однако в 1991 было приостановлено в связи с распадом СССР и последовавшей затем пятилетней гражданской войной в Таджикистане.

Прояснилось назначение спутников «Космос-2390» и «Космос-2391», запущенных утром 8 июля с космодрома Плесецк – оба космических аппарата являются спутниками связи типа «Стрела-3» и предназначены для обеспечения спецсвязью Главного разведывательного управления Генерального штаба РФ. Ранее для вывода «Стрел» (17Ф13) на орбиту использовались РН типа «Циклон-3». Но за последние четыре года «Циклон-3» дважды подводил ГРУ: в июне 1998 года он вывел на нерасчетную орбиту все шесть запущенных «Стрел», а в декабре 2001 года случилась авария, и все стартовавшие аппараты сгорели в атмосфере. Да и запас носителей этого типа у Космических войск уже закончился, а их изготовитель – НПО «Южное» – находится за границей. Поэтому были вынуждены прибегнуть к помощи омского ПО «Полет» – производителя ракет «Космос-ЗМ». Там был размещензаказ на доработку этих носителей для запуска хотя бы двух «Стрел». Мера эта – временная. Дело в том, что серийное производство ракет «Космос-ЗМ» прекращено еще в 1994 году, поэтому доработке подверглись лишь несколько носителей, имеющихся в арсеналах Минобороны. В дальнейшем для запуска «Стрел» предполагается использовать легкую ракету-носитель «Рокот».

Но вернемся к «гражданским» применениям спутников связи. Миллионы частных пользователей в южных провинциях Китая, к примеру, в скором времени получат возможность подключиться к интернету через спутниковую систему американской компании Hughes Network Systems, которая заключила соглашение по поставке терминального оборудования для спутниковой связи в китайскую провинцию Шандунь. Скорости передачи данных будут в семь раз выше, чем в существующих системах коммутируемого доступа. В Китае сейчас около 30 млн. пользователей интернета, и их число растет быстрыми темпами.

А британская компания Isonetric Broadband из Брайтона начала предоставление услуги высокоскоростного спутникового доступа в интернет из автомобилей. Стоимость пользования такой системой – 159 фунтов в месяц без учета НДС, а установка и покупка оборудования обойдется чуть ли не дороже самого автомобиля – в 12 тыс. фунтов. Кроме цены, система имеет еще один недостаток: ею нельзя пользоваться во время движения.

Тем временем в Москве появился новый игрок на рынке платного телевидения – под маркой DIVO начала работать столичная компания «Версател», которая будет конкурировать со спутниковым каналом «НТВ+» и кабельным «Комкор ТВ». В отличие от «Космос ТВ», через который работает «НТВ+», «Версател» сам устанавливает антенны на городские головные станции приемной коллективной телесистемы, принадлежащие муниципальному «Мостелекому» (владелец 10% акций «Версатела»). «Мостелеком» имеет выход на три миллиона московских квартир, и «Версател» хочет охватить к ноябрю 70% из них. В компании заявляют, что весь проект обойдется «Версателу» в $20 млн., полученных осенью 2001 года в качестве кредита от его акционеров – американского инвестфонда TPG Aurora и Европейского банка реконструкции и развития. Другим операторам платного телевидения выход на рынок стоил на порядок больше, поэтому руководители компании надеются, что проект станет безубыточным уже на второй год работы.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок программного обеспечения
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)
  • Современная наука

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.