Разделы

Виртуальный мир системы власти

Печатается с разрешения журнала "Государственная служба"
№2, август 2001 г.


Мария ВАЛОВАЯ
- доктор экономических наук, профессор кафедры политологии
и политического управления РАГС при Президенте РФ

Футуролог Олвин Тоффлер обозначил наступление нового информационного этапа развития общества. Под его воздействием оказываются экономические, политические и социальные процессы и, конечно, деятельность органов власти и их взаимоотношения с общественностью. Эти изменения созревали в недрах уходящего века, но как конкретно они реализуются сегодня?

На перепончатых крыльях летучей мыши

К современным технологиям и особенно к Интернету многие относятся весьма скептически. Какой, дескать, Интернет, когда у нас даже первую программу телевидения могут смотреть не везде. Но средства коммуникации имеют склонность преображать жизнь с ошеломляющей быстротой. В начале века революции, как известно, начинались, с захвата почт, телеграфов и типографий. Некоторое время радио чувствовало себя королем, а в семидесятые годы телевидение перехватило трон, сделав первым телевизионным президентом США - Джона Кеннеди. Компьютерные технологии не только быстро усовершенствовали процесс создания и разоблачения президентов, но и доказали свою значимость для органов государственной службы. В США уже несколько лет принят и действует закон "National Information Initiativ", по которому все государственные органы обязаны иметь web - страницу в Интернете.

Примеру США последовали правительства практически всех развитых стран, в том числе, и России.

На сегодняшний день многие российские фирмы и организации уже создали свои представительства в Интернете, так называемые web-страницы ("web" - от английского слова "паутина", которая как гигантская информационная сеть охватывает земной шар). Эта технология является одной из самых молодых в Интернете, она родилась в 1990 году в европейском исследовательском центре (заметим, что web - технология -ровесница российского Интернета). С 1992 года началось ее практическое применение за пределами центра, а первые российские страницы появились в начале 1994 года. Сегодня их около десятка тысяч.

На такой странице рассказывается о том, когда создана и чем занимается та или иная организация, что предлагает покупателям или избирателям. Сверхзадача - наладить доброжелательные отношения с посетителем и сформировать в его сознании свой благоприятный имидж.

Однако я совсем не хочу, чтобы мой анализ web-страниц был воспринят как панегирик Интернету. Он отнюдь не панацея от всех напастей. Как любая технология, созданная военными в военных целях, Интернет может причинить и много зла. Тем более, что по предсказаниям футурологов, в ХХI веке на смену горячим и холодным войнам придут войны информационные. И органы государственной власти должны быть к этому готовы.

Что растет на российских грядках?

Очень важно подготовить нужную информацию для размещения ее на странице. Но, как всегда, простые истины идут к нам тернистым путем. Я проанализировала массу положений о деятельности региональных служб по связи с общественностью и нигде (нигде!) не нашла и упоминания о том, что в должностные обязанности их специалиста входит контроль за работой web-страницы. И это даже в Москве, Петербурге и в тех областях, где есть очень неплохой опыт. Например, в Саратовской области, в Брянске web-страница -сама по себе, служба по связи с общественностью - сама по себе.

Фактически дело отдано на откуп компьютерщикам, а их интересуют лишь вопросы техники. Какую информацию выставлять на обозрение миллионов, в каком виде подать текст, чьи фотографии размещать и какие ссылки делать - это уже вопросы политики, и их должны решать соответствующие специалисты.

Но несмотря ни на что, новые технологии активно развиваются, и рост web-страниц в России идет в геометрической прогрессии. Давайте же посмотрим на наиболее популярные страницы, представляющие органы государственной власти России.

В первую очередь обратимся к правительственному сайту (http://www.gov.ru). Семь лет назад он начинался с красивой фотографии Кремля, знакомой и любимой с детства и вызывающей приятные эмоциональные ассоциации. Пять лет назад он стал выглядеть так:
Теперь все еще раз изменилось. И не только внешне. Сайт включает страницы Президента РФ, Совета Безопасности, региональных органов власти, Правительства, Федерального собрания. Появилась новая страница - судебной ветви власти. Четкости стало больше, принцип подачи материала сохранился.
Далее идем на страницу Президента РФ.
Надо отметить большой прогресс, который она пережила за последние годы. Было время, когда путешествие по ней вызывало, в основном, чувство раздражения. Были лишь заголовки, и больше никакой информации, куда ни направишься - встречаешь надпись: "Извините, у нас ремонтные работы". Потом пришло увлечение американскими "стандартами": страницы о самом Президенте, его семье, доходах, личном имуществе и т.д. Все бы хорошо, если бы при этом была еще и вера в представленную информацию.
Сейчас ситуация иная: страница подготовлена для посещения, информация подана "скромно", а потому - воспринимается достаточно объективно.
Но несмотря на явный прогресс, идеальной президентскую страницу не назовешь. Недаром сейчас активно обсуждается вопрос о том, каким должен быть президентский сайт. Объявлен конкурс на его создание. Интереснее всего вечный вопрос: "А судьи кто?". И тут - впервые (!) - в списке жюри видишь людей, причастных к pr-работе. Это, безусловно, радует. В жюри входят: Остается надеяться, что у десяти "нянек" Президент не останется без сайта.
Далее, посмотрим страницу Совета Безопасности. Надо отметить, - здесь всегда все было сделано хорошо, красиво, четко, со вкусом. Единственное, что омрачало картину - постоянное запаздывание с обновлением. Так, спустя полгода после смещения С.В.Кириенко, он все еще "висел" в роли Председателя Правительства; была еще масса подобной "свежей" информации.

Сегодня стилистика страницы по-прежнему остается удачной, а обновление значительно ускорилось.
Страница Правительства РФ, наоборот, оставляет в растерянности. Раньше здесь были представлены лишь МИД, Министерство образования и МЧС. Сегодня названо больше сайтов министерств и ведомств, но все равно примерно две трети их оказались за пределами страницы. Представленные же дали о себе крайне скудную информацию, ясно - для того, чтобы не приходилось ее часто обновлять.
Страница законодательных органов Федеральной власти создана по тому же образцу: чем меньше информации, тем меньше проблем с ее обновлением. Хорошо, что появилась страничка у Совета Федерации, который дольше всех думал, приобщаться ли к Интернету.
Неплохая страничка у Думы. Внешне она стала более четкой, но в иллюстративном плане прежде была интереснее.
Страница региональных органов власти. Когда-то здесь были представлены лишь Москва и Чувашия. Сегодня участников стало гораздо больше, но все-таки меньше ожидаемого. Почему не появляются остальные - непонятно.
Попав на страницу Московской мэрии (http//www.mos.ru), наоборот, радуешься обилию информации. Здесь есть и постоянная информация, и новости, и даже поздравления со всевозможными праздниками. Приятно отметить, что изменился шрифт, раньше он был очень мелким, сложно было читать. Есть и ссылка на страницу Ю.М.Лужкова, где можно почувствовать серьезное отношение к работе с общественностью и понимание того, что хорошо сделанная страница повышает популярность представляемого лица. На странице есть анкета, где Ю.М.Лужков рассказывает о себе, отрывки его выступлений, масса фотографий.
И самая новая страница - страница судебной власти. Есть ссылка на сайт Верховного суда.
Теперь перейдем на страницы регионов и городов, например, Брянска (http://www/admin.bryansk.ru), Ярославля (http://www.yaroslavl.ru), Перми (http://www.perm.su) и др. Они сделаны даже более старательно, нежели "центральные" страницы. Это понятно. О Перми или Саратове знают меньше, чем о Москве или России в целом. Выход в мировое пространство - это редкий шанс, который грех не использовать. Кроме выдумки и хорошего внешнего оформления радуют и технические возможности наших "глубинок", использующих самые новейшие разработки.
Бросим взгляд и на зарубежных интернетчиков: США, Белый дом (http://www.whitehouse.gov). Сразу хочется отметить выдумку в оформлении страницы. Если мы зашли на нее, когда в Америке день, то нас встречает фотография Белого дома в солнечном свете, если в это время ночь, то и фото соответствующее - в огнях прожекторов.
Посетим еще страницу "колыбели" Интернета, государственной организации, столь известной нам по шпионским романам - Центральное разведывательное управление (http://www.obci.gov/cia). Не так давно она начиналась обескураживающим предупреждением: "Вы входите на официальный сервер правительства США, который может быть использован только в разрешенных целях. Недозволенное изменение информации, размещенной в системе, может привести к уголовному преследованию. Правительство имеет право надзирать и контролировать использование этой системы, и все лица настоящим уведомляются, что использование этой системы означает их согласие на такой надзор и контроль".

Теперь этого нет. Одно из воплощений принципов демократии в жизнь! Следят - по-прежнему, но предупреждением не травмируют.
Сразу дается рубрикатор по различным направлениям.

Особо хочется отметить постоянное обновление страницы: когда бы ни зашел, уже есть что-то новое. В 1988 году отмечали юбилей "50-звездных лет" (ЦРУ было создано в 1948 году), в 2000 году "коньком" стал интерес к подрастающему поколению, о чем мы еще поговорим ниже.
Теперь все стало как-то скромнее.

Чего потребует и что даст страница

Итак, мы посмотрели различные web-страницы. И конечно, возникает вопрос: с какими проблемами столкнется государственная служба при решении создать страницу?

Во-первых, как с деньгами? Весьма распространено мнение, что для web-страницы требуются большие затраты. Часто эта позиция усиленно поддерживается теми службами, которые хотят получить средства на новое, подчас не нужное организации, компьютерное оборудование. На самом деле, для открытия web-страницы не требуется даже наличия компьютеров в организации!

Вторая важная проблема, наверное более актуальная для государственных структур, - подбор нужной информации. Тут надо определить, что выставлять, как готовить информацию, как часто ее обновлять. Все эти вопросы лучше решать конкретно, в зависимости от профиля организации, и, главное, проводить эту работу в тесном контакте с соответствующими специалистами по связям с общественностью.

Третья проблема - необходимость максимально учесть и преодолеть чужие недостатки, когда раз сделанная страница становится мертвой, не пополняется, не обновляется; когда при создании страниц не учтена специфика экранной подачи материала, недостаточно продумана единая концепция подачи материала и множество других "не".

Глядя на их список, невольно возникает вопрос: а к чему борьба с этими трудностями? Что положительного дают web-страницы государственной службе?

Анализ показывает, что хорошо сделанная web-страница в конечном счете достигает нескольких целей.
  • Решает внутрикорпоративные задачи: выявляется дублирование одной и той же деятельности разными отделами, информация о работе каждого подразделения становится известна всей организации, поэтому легче координировать работу, сокращается время на поиск нужной информации, и, в конечном счете, повышается эффективность работы службы.

  • Выполняет задачи связей с общественностью, резко улучшает отношение населения к организации, так как становится понятно, чем она занимается, зачем нужна и куда рядовой гражданин может обратиться в случае необходимости.

  • Реализует глобальные цели - создает имидж организации в современном многомиллионном пространстве, помогает находить зарубежных партнеров, способствует вхождению организации в мировое сообщество в качестве равноправного партнера.

У английского слова "web", кроме значения "паутина", есть другое, малоизвестное значение - "перепонки крыльев летучей мыши". Летучая мышь оказалась в наше время символом добрых деяний - спасибо Бэтмэну и нашей новой, уже так хорошо себя зарекомендовавшей "Службе спасения". Я полагаю, мы тоже можем поблагодарить это замечательное создание. Пролетев на его виртуальных крыльях по различным организациям, можно сделать общие выводы о дне вчерашнем, сегодняшнем и заглянуть в будущее.

Пока не утраченные иллюзии

Современные компьютерные журналы публикуют массу частных объявлений. Ищут друзей по интересам, хотят вести переписку, обмениваться дисками и т.д. Это привычно, но замечателен возраст читателей: двенадцать-шестнадцать лет, не старше! Именно эти подростки являются сегодня в России не только основными читателями компьютерной периодики, но и наиболее активными пользователями Интернета и, главное, посетителями web-страниц!

К сожалению, этот факт у нас еще не осознается. Все, без исключения, страницы государственных служб ориентированы только на взрослых, умудренных жизнью людей. Для наиболее активных посетителей страницы властных структур неимоверно скучны и неинтересны. А между прочим, психологические установки формируются именно в этом возрасте. Вот и растим мы собственными усилиями поколение, для которого власть - в лучшем случае "терра инкогнита".

На Западе ситуация совершенно иная. Новые технологии пришли туда раньше и были освоены уже, так называемым, средним возрастом. Но процент "юных" потребителей все же достаточно высок, и государственные службы чутко реагируют на это. Сравнительно недавно на ряде web-сайтов появились рубрики: "ЦРУ для детей", "Белый дом для детей", где рассказывается о важности этих организаций в соответствующей стилистике и дизайнерском оформлении, которые адекватны восприятию современных подростков.

Я полагаю, что рано или поздно, мы столкнемся с проблемами, порожденными невниманием и нежеланием замечать подрастающих граждан нашей страны, и повторим печальные ошибки прошлого.

Но в прошлом, к счастью, были не только ошибки. Современные компьютерные технологии выполняют коммуникативные функции, а значит, позволяют пропагандировать и агитировать. А уж в этом у нас накоплен богатейший опыт. Например, плакат времен Великой Отечественной войны "Воин Красной армии, спаси!" появляется в бесконечных версиях с детишками разных цветов кожи всюду, где вспыхивает военный конфликт. Так велико до сих пор его психологическое воздействие!

Анализируя наши web-страницы, невольно думаешь: если на западных страницах не смущаются использовать виртуальные образы, подчас просто навязывая свою волю "зашедшему" посетителю, почему у нас все гораздо скромнее? Неужели наша цель - только информировать? Сомневаюсь.

Возможно, тихий, подчас лояльно-забитый тон наших web-страниц объясняется тем, что их создание является данью моде. В таком случае вред может перевесить пользу. Создание страницы выявляет уязвимые места и недостатки в структуре и деятельности организации, они становятся видны всем и привлекают внимание "конкурентов" и недоброжелателей, которых, как известно, у государственных служб и так не мало.

Внимание к теории и технологиям связей с общественностью вызвано сегодня отнюдь не абстрактным желанием власти быть ближе к обществу, а острой необходимостью если не стать, то хотя бы производить впечатление прозрачной организации, считающейся с общественным мнением, привлекающей широкие массы к управлению государством. Стало необходимым даровать обществу хотя бы видимость, иллюзию сопричастности к власти.

Сегодня вопрос не в том, нужна ли web-страница, а в том, как сделать, чтобы настоящая деятельность государственной службы соответствовала ее красивому описанию на web-сайтах.
Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках