Виртуальный мир системы власти
Печатается с разрешения журнала "Государственная служба"№2, август 2001 г.
Мария ВАЛОВАЯ
- доктор экономических наук, профессор кафедры политологии
и политического управления РАГС при Президенте РФ
На перепончатых крыльях летучей мыши
К современным технологиям и особенно к Интернету многие относятся весьма скептически. Какой, дескать, Интернет, когда у нас даже первую программу телевидения могут смотреть не везде. Но средства коммуникации имеют склонность преображать жизнь с ошеломляющей быстротой. В начале века революции, как известно, начинались, с захвата почт, телеграфов и типографий. Некоторое время радио чувствовало себя королем, а в семидесятые годы телевидение перехватило трон, сделав первым телевизионным президентом США - Джона Кеннеди. Компьютерные технологии не только быстро усовершенствовали процесс создания и разоблачения президентов, но и доказали свою значимость для органов государственной службы. В США уже несколько лет принят и действует закон "National Information Initiativ", по которому все государственные органы обязаны иметь web - страницу в Интернете.Примеру США последовали правительства практически всех развитых стран, в том числе, и России.
На сегодняшний день многие российские фирмы и организации уже создали свои представительства в Интернете, так называемые web-страницы ("web" - от английского слова "паутина", которая как гигантская информационная сеть охватывает земной шар). Эта технология является одной из самых молодых в Интернете, она родилась в 1990 году в европейском исследовательском центре (заметим, что web - технология -ровесница российского Интернета). С 1992 года началось ее практическое применение за пределами центра, а первые российские страницы появились в начале 1994 года. Сегодня их около десятка тысяч.
На такой странице рассказывается о том, когда создана и чем занимается та или иная организация, что предлагает покупателям или избирателям. Сверхзадача - наладить доброжелательные отношения с посетителем и сформировать в его сознании свой благоприятный имидж.
Однако я совсем не хочу, чтобы мой анализ web-страниц был воспринят как панегирик Интернету. Он отнюдь не панацея от всех напастей. Как любая технология, созданная военными в военных целях, Интернет может причинить и много зла. Тем более, что по предсказаниям футурологов, в ХХI веке на смену горячим и холодным войнам придут войны информационные. И органы государственной власти должны быть к этому готовы.
Что растет на российских грядках?
Очень важно подготовить нужную информацию для размещения ее на странице. Но, как всегда, простые истины идут к нам тернистым путем. Я проанализировала массу положений о деятельности региональных служб по связи с общественностью и нигде (нигде!) не нашла и упоминания о том, что в должностные обязанности их специалиста входит контроль за работой web-страницы. И это даже в Москве, Петербурге и в тех областях, где есть очень неплохой опыт. Например, в Саратовской области, в Брянске web-страница -сама по себе, служба по связи с общественностью - сама по себе.Фактически дело отдано на откуп компьютерщикам, а их интересуют лишь вопросы техники. Какую информацию выставлять на обозрение миллионов, в каком виде подать текст, чьи фотографии размещать и какие ссылки делать - это уже вопросы политики, и их должны решать соответствующие специалисты.
Но несмотря ни на что, новые технологии активно развиваются, и рост web-страниц в России идет в геометрической прогрессии. Давайте же посмотрим на наиболее популярные страницы, представляющие органы государственной власти России.
В первую очередь обратимся к правительственному сайту (http://www.gov.ru). Семь лет назад он начинался с красивой фотографии Кремля, знакомой и любимой с детства и вызывающей приятные эмоциональные ассоциации. Пять лет назад он стал выглядеть так:
- Владислав Сурков - заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
- Алексей Громов - пресс-секретарь Президента Российской Федерации;
- Игорь Щеголев - начальник Управления пресс-службы Президента Российской Федерации.
- Марина Литвинович - Страна.ру, генеральный директор;
- Артемий Лебедев - Студия А.Лебедева, арт-директор;
- Владислав Бородулин - Газета.ру, главный редактор;
- Михаил Ханов - Рамблер, президент "Рамблер интернет-холдинг";
- Дмитрий Кирсанов - Студия Дмитрия Кирсанова, руководитель студии;
- Александр Плющев - "Эхо Москвы", ведущий программы "Эхонет".
Представители Интернет-сообщества:
Сегодня стилистика страницы по-прежнему остается удачной, а обновление значительно ускорилось.
Теперь этого нет. Одно из воплощений принципов демократии в жизнь! Следят - по-прежнему, но предупреждением не травмируют.
Особо хочется отметить постоянное обновление страницы: когда бы ни зашел, уже есть что-то новое. В 1988 году отмечали юбилей "50-звездных лет" (ЦРУ было создано в 1948 году), в 2000 году "коньком" стал интерес к подрастающему поколению, о чем мы еще поговорим ниже.
Чего потребует и что даст страница
Итак, мы посмотрели различные web-страницы. И конечно, возникает вопрос: с какими проблемами столкнется государственная служба при решении создать страницу?Во-первых, как с деньгами? Весьма распространено мнение, что для web-страницы требуются большие затраты. Часто эта позиция усиленно поддерживается теми службами, которые хотят получить средства на новое, подчас не нужное организации, компьютерное оборудование. На самом деле, для открытия web-страницы не требуется даже наличия компьютеров в организации!
Вторая важная проблема, наверное более актуальная для государственных структур, - подбор нужной информации. Тут надо определить, что выставлять, как готовить информацию, как часто ее обновлять. Все эти вопросы лучше решать конкретно, в зависимости от профиля организации, и, главное, проводить эту работу в тесном контакте с соответствующими специалистами по связям с общественностью.
Третья проблема - необходимость максимально учесть и преодолеть чужие недостатки, когда раз сделанная страница становится мертвой, не пополняется, не обновляется; когда при создании страниц не учтена специфика экранной подачи материала, недостаточно продумана единая концепция подачи материала и множество других "не".
Глядя на их список, невольно возникает вопрос: а к чему борьба с этими трудностями? Что положительного дают web-страницы государственной службе?
Анализ показывает, что хорошо сделанная web-страница в конечном счете достигает нескольких целей.
- Решает внутрикорпоративные задачи: выявляется дублирование одной и той же деятельности разными отделами, информация о работе каждого подразделения становится известна всей организации, поэтому легче координировать работу, сокращается время на поиск нужной информации, и, в конечном счете, повышается эффективность работы службы.
- Выполняет задачи связей с общественностью, резко улучшает отношение населения к организации, так как становится понятно, чем она занимается, зачем нужна и куда рядовой гражданин может обратиться в случае необходимости.
- Реализует глобальные цели - создает имидж организации в современном многомиллионном пространстве, помогает находить зарубежных партнеров, способствует вхождению организации в мировое сообщество в качестве равноправного партнера.
Пока не утраченные иллюзии
Современные компьютерные журналы публикуют массу частных объявлений. Ищут друзей по интересам, хотят вести переписку, обмениваться дисками и т.д. Это привычно, но замечателен возраст читателей: двенадцать-шестнадцать лет, не старше! Именно эти подростки являются сегодня в России не только основными читателями компьютерной периодики, но и наиболее активными пользователями Интернета и, главное, посетителями web-страниц!К сожалению, этот факт у нас еще не осознается. Все, без исключения, страницы государственных служб ориентированы только на взрослых, умудренных жизнью людей. Для наиболее активных посетителей страницы властных структур неимоверно скучны и неинтересны. А между прочим, психологические установки формируются именно в этом возрасте. Вот и растим мы собственными усилиями поколение, для которого власть - в лучшем случае "терра инкогнита".
На Западе ситуация совершенно иная. Новые технологии пришли туда раньше и были освоены уже, так называемым, средним возрастом. Но процент "юных" потребителей все же достаточно высок, и государственные службы чутко реагируют на это. Сравнительно недавно на ряде web-сайтов появились рубрики: "ЦРУ для детей", "Белый дом для детей", где рассказывается о важности этих организаций в соответствующей стилистике и дизайнерском оформлении, которые адекватны восприятию современных подростков.
Я полагаю, что рано или поздно, мы столкнемся с проблемами, порожденными невниманием и нежеланием замечать подрастающих граждан нашей страны, и повторим печальные ошибки прошлого.
Но в прошлом, к счастью, были не только ошибки. Современные компьютерные технологии выполняют коммуникативные функции, а значит, позволяют пропагандировать и агитировать. А уж в этом у нас накоплен богатейший опыт. Например, плакат времен Великой Отечественной войны "Воин Красной армии, спаси!" появляется в бесконечных версиях с детишками разных цветов кожи всюду, где вспыхивает военный конфликт. Так велико до сих пор его психологическое воздействие!
Анализируя наши web-страницы, невольно думаешь: если на западных страницах не смущаются использовать виртуальные образы, подчас просто навязывая свою волю "зашедшему" посетителю, почему у нас все гораздо скромнее? Неужели наша цель - только информировать? Сомневаюсь.
Возможно, тихий, подчас лояльно-забитый тон наших web-страниц объясняется тем, что их создание является данью моде. В таком случае вред может перевесить пользу. Создание страницы выявляет уязвимые места и недостатки в структуре и деятельности организации, они становятся видны всем и привлекают внимание "конкурентов" и недоброжелателей, которых, как известно, у государственных служб и так не мало.
Внимание к теории и технологиям связей с общественностью вызвано сегодня отнюдь не абстрактным желанием власти быть ближе к обществу, а острой необходимостью если не стать, то хотя бы производить впечатление прозрачной организации, считающейся с общественным мнением, привлекающей широкие массы к управлению государством. Стало необходимым даровать обществу хотя бы видимость, иллюзию сопричастности к власти.
Сегодня вопрос не в том, нужна ли web-страница, а в том, как сделать, чтобы настоящая деятельность государственной службы соответствовала ее красивому описанию на web-сайтах.