Разделы

Облака

Как сэкономить до 40% расходов на поддержку ИКТ-инфраструктуры

В ведении ИТ-департамента «Космик» находятся не только традиционные ИТ-ресурсы, но и специализированные системы управления ресторанами, кинотеатрами, боулингами. Сегодня около 60% ИТ-инфраструктуры компании находится на мощностях сервис-провайдера IBS DataFort, что позволило сэкономить порядка 40% расходов на обеспечение ее работы. О специфике работы ИТ в индустрии развлечений в интервью CNews рассказал Сергей Гальперин, директор по ИТ «Космик».

CNews: Расскажите подробнее о компании «Космик».

Сергей Гальперин: «Космик» - это лидер индустрии развлечений в России. Компания работает на рынке уже 17 лет. Она объединяет 24 парка развлечений семейного типа, в состав которых входят кинотеатр, боулинг, бильярд, рестораны, детские кафе, самые большие игротеки. 14 объектов расположено в Москве, и остальные в регионах – Санкт-Петербурге, Краснодаре, Костроме, Ярославле, Сергиевом Посаде, Сургуте, Красноярске, Новосибирске, в сентябре этого года откроется в Когалыме.

Посетители развлекательного центра могут сходить в ресторан, провести дни рождения свои или своих детей, посмотреть трансляции Чемпионата Европы по футболу, насладиться игрой нашей сборной, поиграть в лазертаг, боулинг или бильярд. Родители могут отдать детей в игротеку, где за ними присмотрят опытные инструкторы, а сами провести время с друзьями.

В последние годы у нас активно развиваются направления лазертаг, квесты и кинотеатр. Вообще, «Космик» – первая компания, которая занимается интеграцией развлекательного центра с кино. На сегодняшний день мы открыли три кинотеатра – это «Атлантис» у метро Анино и «Родина» у метро Семеновская в Москве, а также «Капитолий» в Сергиевом Посаде.

CNews: Какая ИТ-инфраструктура обеспечивает работу компании?

Сергей Гальперин: Под ИТ-инфраструктурой обычно понимается компьютерное оборудование и программное обеспечение. В ведении нашего ИТ-подразделения, кроме этого, находится управление боулингом, бильярдом, ресторанным бизнесом, мультимедийные системы – телевизионные панели, видеостены, рекламные поверхности, организация и управление WiFi-доступом.

Мы стараемся быть в курсе инноваций, направлений, трендов и реализовывать их. Это позиция руководства, инвесторов и владельцев бизнеса. Инновации не только привлекают людей, но помогают обеспечить высокое качество и разнообразие услуг.

CNews: Как менялась ИТ-инфраструктура компании по мере развития бизнеса?

Сергей Гальперин: До 2009 года мы использовали собственное серверное оборудование. В то время головной офис компании часто переезжал, а значит переезжала и ИТ-инфраструктура. Очевидно, что любой монтаж и демонтаж дорогостоящей вычислительной техники рискован. Кроме того, в новом офисе не всегда имелись каналы связи с резервированием, соответствующие нашим требованиям.

Мы начали искать партнеров, рассмотрели много предложений от таких компаний как «Крок», Deas, Atlex, Hetzner, Softline, DataLine, «Ай-Теко» и многих других и в конечном итоге остановили выбор на IBS DataFort. На первом этапе мы договорились о colocation – размещении нашего оборудования на площадке IBS DataFort. Подготовили проект, оптимизировали его, договорились с операторами связи, разместили оборудование и начали совместную работу. За годы сотрудничества у нас ни разу не возникало серьезных проблем – все инциденты всегда устранялись в соответствии с SLA.

Второй этап развития отношений с IBS DataFort связан с принятием в России закона о персональных данных – мы решили воспользоваться ее ресурсами для того, чтобы решить эту задачу. Таким образом, в прошлом году совместными усилиями мы создали гибридную ИТ-инфраструктуру.

CNews: Расскажите подробнее об этом проекте.

Сергей Гальперин: На сегодняшний день у нас есть работоспособные дорогостоящие сервера и СХД. Они могут работать еще некоторое время, поэтому полностью отказываться от них экономически нецелесообразно. Поэтому мы решили пока разместить на мощностях IBS DataFort часть информационных ресурсов и одновременно заняться отработкой полной миграции, которая произойдет тогда, когда придет время утилизировать наши собственные вычислительные ресурсы. Таким образом мы избавимся от необходимости покупки нового оборудования, лицензирования, обеспечения вопросов безопасности, доступности, надежности, вендорской поддержки – все это будет лежать на плечах IBS DataFort.

CNews: Какие системы вы перенесли в облако?

Сергей Гальперин: Инфраструктуру «Космик» можно условно разделить на две части. Первая – это инфраструктура общего назначения: обычные компьютеры, серверы, приложения, лицензионное программное обеспечение, которые обеспечивают работу маркетинга, бухгалтерии и так далее. Их мы разместили на ресурсах сервис-провайдера.

Вторая – специализированные системы. Например, ресторанный бизнес работает на приложении R-Keeper, и оно не может быть передано на аутсорсинг. То же самое можно сказать и системах, автоматизирующих работу боулингов, игротек, кинотеатров, катков и пр.

Владислав Лантух: Сегодня мы обсуждаем возможность провести в тестовом режиме виртуализацию некоторых специализированных решений. Если нам это удастся, то это будет по-настоящему уникальный проект. Но основная проблема в том, что в крупных торговых центрах, где работает «Космик», как правило нет альтернативного оператора связи с физически разнесенным вводом каналов. А это значит, что в случае аварии работа игровых центров будет парализована. Эта проблема может быть решена путем использования беспроводного доступа в интернет, но пока, к сожалению, он работает нестабильно.

CNews: Устраивает ли вас уровень безопасности, который обеспечил провайдер?

Сергей Гальперин: Конечно. Я неоднократно бывал на территории дата-центра и уверен, что физически попасть на его территорию очень сложно. Во-вторых, в самом здании осуществляется постоянный контроль доступа, везде установлены системы видеонаблюдения. И конечно, развернуты все необходимые для обеспечения безопасности аппаратно-программные комплексы.

Владислав Лантух: Хочу отметить, что мы как поставщик услуг не имеем доступа к данным заказчика. Это обеспечено целым рядом средств ограничения, контроля, мониторинга, которые мы используем.

Сергей Гальперин: Почему на Западе облачные технологии востребованы больше, чем в России? Думаю, во многом это вопрос доверия. К сожалению, не секрет, что все компании, которые возникли в 90-х годах, чисто психологически боятся доверять провайдеру свою информацию. Показательный пример – банки. «Космику» нечего скрывать от государства, поэтому мы размещаем свои данные на мощностях партнера, конечно предварительно оценив надежность системы доступа, контроля, мониторинга информации, обеспечения ее защиты.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Вторая причина – любое сотрудничество должно быть финансово эффективным для заказчика. И «Космику» выгоднее сотрудничать с IBS DataFort, чем покупать оборудование и программное обеспечение даже с учетом его использования на протяжении 3-5 лет. К сожалению, многие российские заказчики не умеют правильно рассчитывать стоимость владения инфраструктурой, и по этой причине выгода от использования профессиональных сервисов по предоставлению ИТ-инфраструктуры для них не очевидна.

CNews: Вы оценивали эту выгоду?

Сергей Гальперин: Когда 8 лет назад я пришел в «Космик», в ИТ-службе работало 11 человек, которые обслуживали 8 объектов. Через 3 месяца я уволил троих разгильдяев. В то время вместо ЦОДа у нас было три сервера, а у каждого бухгалтера стоял локальный принтер, который постоянно «жевал» бумагу. В течение года мы купили нормальные серверы, сетевые принтеры и только на бумаге и картриджах сэкономили около 60%.

Еще через год я уволил еще двоих человек, и в ИТ-департаменте осталось 6 сотрудников, которые работают до сих пор несмотря на то, что число объектов удвоилось. Затем нам передали на обслуживание все мультимедийное оборудование, а вместе с ним появились звуковой техник и инженер. Сегодня в их ведении 600 видеопанелей и по 3-4 проектора в каждом клубе.

Мы постоянно ведем переговоры с операторами связи и за последние 3 года удешевили стоимость их услуг в среднем на 30%. Мы очень активно используем электронные торговые площадки при закупке расходных материалов – например, сегодня стоимость картриджей снизилась в 2 раза.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

За последние годы бизнес «Космик» серьезно вырос, и инфраструктура развивалась вместе с ним. Однако благодаря сотрудничеству с IBS DataFort нам не пришлось нанимать новых сотрудников для ее поддержки. Я уже не говорю о расходах на лицензирование по 152-ФЗ и на обеспечение защиты каналов связи для наших региональных подразделений. Думаю, благодаря созданию гибридной ИТ-инфраструктуры нам удалось сэкономить около 40% планируемых ранее затрат.

CNews: В каких направлениях вы собираетесь развивать сотрудничество в дальнейшем?

Сергей Гальперин: Сегодня  у IBS DataFort находится около 60% нашей ИТ-инфраструктуры. У нас еще имеются достаточно новые серверы, отказываться от которых пока экономически нецелесообразно. Однако бизнес активно развивается, появляются новые объекты, и я думаю, что через год нам понадобятся уже более мощные ресурсы, которые надо наращивать либо самим, либо путем миграции. Сейчас мы занимаемся проработкой этих вопросов и составлением плана миграции.

Также я думаю, что мы все-таки проведем эксперимент по размещению на ресурсах партнера учетных систем одного из клубов. Для этого главное зарезервировать каналы связи.

Еще у нас есть задачи, связанные с мультимедиа – управлением изображениями и звуком. Весь видео- и звуковой контент может и должен быть размещен у партнера. И сейчас мы работаем над этим.

CNews: Как будет развиваться рынок подобных услуг в России, по вашему мнению?

Сергей Гальперин: Конечно, рынок услуг аутсорсинга инфраструктуры растет. Сегодня этот рост немного замедлился из-за изменения курса рубля – провайдерам стало сложнее инвестировать средства в закупку оборудования. Но это временно – инновации все равно будут покупаться, внедряться, использоваться, и услуги, подобные тем, что предоставляет IBS DataFort, будут востребованы.

Владислав Лантух: Думаю, что передача на аутсорсинг максимального числа используемых систем – это логичный этап развития рынка. Это позволяет сосредоточиться на развитии основного бизнеса и не беспокоиться о том, какие ИТ-ресурсы для этого необходимы. 

Наталья Рудычева