Связь-Банк и «Неофлекс»: человеческий фактор качества данных
В Связь-Банке (группа ВЭБ) отчетность формируется на базе специализированной системы Neoflex Reporting. Что получил банк в результате ее внедрения, и на каких направлениях сейчас сосредоточено внимание ИТ-службы, рассказывает заместитель директора департамента информационных технологий Связь-Банка Ольга Холоднова.
CNews: Какое из основных направлений работы банка, по вашему мнению, требует от ИТ-службы больше всего внимания?
Ольга Холоднова: Количественные и качественные характеристики кредитных продуктов для физических и юридических лиц заметно отличаются. Вполне ожидаемо, что нам как ИТ-подразделению приходится тщательнее наблюдать за розничным направлением, где более широкая линейка предложений и высокая частотность внесения изменений. Это сказывается и на масштабности работ по внедрению и сопровождению систем, обеспечивающих розничный бизнес. В настоящее время банк занимает высокие позиции в рейтингах, и я считаю, что это один из показателей эффективной работы нашего ИТ-подразделения.
CNews: Как выстроены взаимоотношения ИТ-службы и бизнес-направления в банке?
Ольга Холоднова: Влияние ИТ и бизнеса на результаты банка колоссально. Мы все плывем в одной лодке, и грести нужно в одном направлении. Если что-то происходит на стыке зон ответственности наших подразделений, бывает сложно установить, что или кто является камнем преткновения. Тем не менее наша задача — предоставить качественный, бесперебойный, стабильный сервис. Бизнес для нас основной драйвер, задающий вектор движения.
CNews: Как давно вы работаете в сфере банковской автоматизации?
Ольга Холоднова: Если не брать в расчет небольшой период, когда я в Связь-Банке не работала, то стаж уже приличный — с 2004 года. Мой уход совпал с началом кризиса 2008 года и, конечно, это обстоятельство внесло существенные коррективы в профессиональную жизнь: нужно было оптимизироваться, расходы сокращались, проекты замораживались до лучших времен. Но, в сущности, все что ни делается, все к лучшему! Я пошла на второй круг на прежнее место, но уже с новым пониманием жизни!
CNews: Насколько выросла ИТ-служба Связь-Банка за это время?
Ольга Холоднова: В 2004 году ИТ-служба состояла из 20 человек, а сейчас это большая структура, поддерживающая многофилиальный бизнес. По самым скромным оценкам, за эти годы банк вырос раз в десять.
Начинала наша команда с внедрения новой АБС и сопровождения старой, сейчас мы отвечаем за сопровождение всех ИТ-систем в банке, который имеет более 100 точек продаж банковских продуктов в 53 регионах России и входит в список 30 крупнейших банков России по данным ЦБ.
CNews: Как Вы делите зоны сопровождения и зоны развития информационных технологий?
Ольга Холоднова: Граница, где заканчивается зона развития и начинается зона сопровождения, достаточно точно определена. Если с сопровождением все более-менее понятно — существующие ИТ-системы требуют внимания, то с развитием связаны некоторые нюансы. Например, в рамках развития наш департамент занимается заменой морально устаревших систем или их обновлением, а также исследует технологические тренды, чтобы совместно с бизнес-заказчиками своевременно определить правильные направления по внедрению совершенно новых для банка ИТ-решений. Например, сейчас мы пристально смотрим в сторону мобильных приложений, интернет-банка и вообще в digital-среды.
CNews: Как изменился в последние годы подход к выстраиванию структуры ИТ-блока и организации его взаимодействия с пользователями?
Ольга Холоднова: Существенно изменился. В первую очередь, я это связываю с приходом руководителя департамента ИТ – молодого, энергичного и профессионального. Весь ИТ-блок условно поделен на три крупных части: развитие, внедрение, сопровождение. Была создана система Service Desk c тремя линиями поддержки, что, конечно, существенно упорядочило взаимодействие с пользователями. Конечно, сотрудники привыкали долго и неохотно, было непросто сломить сложившуюся годами практику ручного управления инцидентами. Мы стали активно развиваться с технологической точки зрения: обменивались опытом с коллегами из других банков, активно совершали референс-визиты. Плюс сами внедряли сложные решения мировых вендоров, фактически проводили разведку боем.
CNews: Какие моменты проекта внедрения хранилища вы считаете ключевыми?
Ольга Холоднова: Мне поручили проект по построению хранилища и внедрения на его основе системы построения отчетности Neoflex Reporting почти в самом начале реализации. Это было новым опытом для моего подразделения. Первая мысль, которая появилась тогда, – как же важны пресловутые личные отношения с бизнес-заказчиком! Команда «Неофлекса» и сотрудники планово-экономического департамента банка говорили на совершенно разных языках, каждая из сторон, работая над одним общим делом, мыслила в собственной системе координат. К тому же люди работали на разных территориях, обменивались письмами, друг друга в глаза не видели. Казалось бы, решение проблемы лежало на поверхности — встретиться, познакомиться, друг друга услышать. Тем не менее пришлось помогать людям найти общий язык. Обе команды учились взаимодействовать между собой.
CNews: Получается, что вы стали основным медиатором процесса внедрения?
Ольга Холоднова: Так было в самом начале. Действительно, в условиях отчуждения и непонимания друг друга приходилось улаживать разногласия сторон. Я – человек достаточно взрывной и эмоциональный, и обеим сторонам доставалось, конечно. Но после водоворота бурлящих эмоций в ходе совещаний мы всегда приходили к конструктиву и расставались без камня за пазухой. Быть таким сцепляющим и примиряющим элементом во взаимодействии двух противоположностей во благо общего дела оказалось непросто, но результат того стоил.
CNews: Кто из участников помогал вам выстраивать отношения в проектной команде?
Ольга Холоднова: Самое интересное, что отношения внутри общей проектной команды постоянно развиваются, прежде всего, потому что меняются люди, и с ними нужно заново взаимодействовать. У нас, как и в семье, бывали разные ситуации — иногда казалось, что «развод, раздел имущества и девичья фамилия» неизбежны. Но находились аргументы, а главное — желание двигаться дальше вместе. Хочу отметить большой личный вклад топ-менеджеров «Неофлекса», которые прилагали значительные усилия, чтобы люди внутри нашего объединенного коллектива успешно взаимодействовали.
CNews: Что вы считаете наиболее ценным результатом работы проектной команды?
Ольга Холоднова: Каждое внедрение хранилища – сложный процесс, и его успех зависит от порой неочевидных факторов. Это был первый опыт внедрения такого класса систем, и, конечно, как в любом новом деле, мы собрали достаточно синяков и шишек, например в части управления проектом, выделения ресурсов, формирования требований. Кроме того, технологически реализация этого проекта оказалась сложной: внедрение промышленных СDC, ETL и BI-инструментов, ранее не используемых в банке, большое количество данных и их невысокое качество, наличие на начальных этапах расхождений данных из разных АБС. При активном участии «Неофлекса» в банке был сформирован свой внутренний центр компетенций для дальнейшего сопровождения системы Neoflex Reporting— для меня это один из ключевых результатов проекта, хотя путь его достижения был тернист.
CNews: Как «живет» в банке внедренное решение по хранению данных?
Ольга Холоднова: Сопровождение систем в Связь-Банке ведется по двум направлениям: есть часть работы в режиме FAQ c пользователями. Это типичные инциденты, которые мы качественно и быстро умеем отрабатывать. Вторая часть связана с сопровождением нового функционала текущих систем, даже в какой-то мере внедрением новых технологий. И здесь, конечно, приходится постоянно учиться, чтобы, как минимум, идти в ногу со временем.
Развитие функциональных возможностей хранилища влечет за собой наведение порядка и в связанных с ним ИТ-системах, например, в АБС. Занимаются этими процессами одни и те же люди. Проблемой качества данных мы озаботились практически с самого начала, так как при наполнении хранилища деталями по сделкам выявились проблемы с корректностью информации. Поэтому были сделаны доработки АБС, проведены организационные работы подразделений, осуществляющих внесение данных в АБС, и, по сути, создан сквозной процесс для контроля качества данных на всех этапах работы с информацией — от ввода до закрытия дня и попадания в хранилище. Такой подход к проверке качества данных обеспечивает необходимую точность регуляторной отчетности, полученной в системе Neoflex Reporting. Также для обеспечения этой задачи год назад на стороне бизнес-пользователей появились аналитики, которые отвечают за качество данных.
Андрей Зотов, Cloud.ru: Облачные платформы становятся основой для масштабирования ИИ-решений
Хранилищный проект у нас существует уже 5 лет. Таким образом, мы осуществляем поддержку регулярного процесса подготовки отчетности, беремся за сопровождение новых отчетных форм, а также несем ответственность за качество данных, живущих в хранилище, и постоянно его улучшаем. Так мы «готовим» отчетность изо дня в день вместе с компанией «Неофлекс».
CNews: В каких источниках вы черпаете силу и вдохновение для работы?
Ольга Холоднова: Я работаю с людьми, и во взаимодействии с ними вижу свой источник вдохновения. Вторая сила, меня поддерживающая — это семья и творческая реализация.
Целиком и полностью разделяю мнение, что кадры решают все. Мне очень повезло работать с коллегами, по-настоящему фанатами своего дела. Отчетность банк сдает в ВЭБ и ЦБ — условия жесткие. Если что-то не сходится — сидят ночью или в выходные, ищут причины. О некоторых подобных случаях я узнавала постфактум в обычной беседе. Со стороны сотрудников «Неофлекса» тоже была колоссальная поддержка – личная и профессиональная.