Разделы

Телеком Наука Бизнес Техника

Россия на грани «хаоса полусетей»?

Дискуссия по нормативным аспектам использования беспроводных локальных сетей стала, пожалуй, самым бурным событием прошедшей 24-27 июня конференции «БЕСЕДА-8» (БЕспроводные СЕти передачи ДАнных). Это и понятно – затрагивались, в первую очередь, кровные интересы операторов. России было предложено взять на вооружение американский опыт, то есть ввести нелицензируемые частотные диапазоны (licence free), а начать, например, с 2,4 ГГц. Дискуссия по нормативным вопросам использования беспроводных локальных сетей (WLAN) в России, как это было обозначено в программе конференции, несколько «ушла в сторону». Во-первых, осталось совершенно не ясно, какие подходы могут быть применены к регулированию хот-спотов, то есть, относятся ли последние к внутриофисным сетям, которые лицензируются в упрощенном порядке, или их стоит рассматривать как outdoor (уличные) решения со всеми вытекающими отсюда последствиями? Во-вторых, несмотря на старания ведущего БЕСЕДы Петра Кочегарова, фактически не получилось и обсуждения возможностей поиска новых частот в диапазоне 5 ГГц. Между тем, он не раз призывал собравшуюся общественность не отклоняться далеко от заданной темы. Видимо, предчувствуя, что конкретных решений в ходе этой дискуссии ожидать не стоит, ведущий предложил всем наиболее активным участникам поучаствовать в заседаниях рабочей группы АДЭ. Такая ситуация в немалой степени была обусловлена «взрывным» предложением Алексея Сухова, технического директора компании Art Communications.

Возмутитель спокойствия

Алексей Сухов: Диапазон 2,4 ГГц обязан быть безлицензионным!  
Алексей Сухов: Диапазон 2,4 ГГц
обязан быть безлицензионным!
Алексей Сухов взял слово сразу после планового выступления Александра Стадинчука из НПФ «Гейзер» и на длительное время завладел вниманием аудитории – обсуждались озвученные им идеи. В основном говорилось о безлицензионном использовании диапазона 2,4 ГГц. Самую бурную реакцию аудитории, доля операторов в которой была весьма ощутимой, вызвали слова: «Давайте мы договоримся, что диапазон 2,4 ГГц работает до такого-то срока, а потом он будет безлицензионным… Частот сейчас много, оборудования, работающего в различных диапазонах, – тоже. … Вряд ли найдется такой оператор, который заявит, что кроме 2,4 не хочет больше ничего».

Подавляющее большинство операторов БСПД к такому повороту событий были явно не готовы, что стало ясно во время дискуссии. Их опасения понятны - радиопиратство распространено очень широко, и российские «кулибины» способны в мгновение ока превратить внутриофисную радиосистему в наружную, «перешить» чип и т.п. По обобщенному мнению операторов, освобождение от лицензирования этого участка спектра привело бы «к хаосу и нерегулируемым помехам в данном частотном диапазоне».

По словам Станислава Рыбалко, руководителя направления беспроводных технологий компании CompTek, который по долгу службы постоянно общается с операторами БСПД, в крупных городах диапазон 2,4 ГГц фактически уже себя исчерпал. Однако на периферии, напротив, сети, построенные в этом диапазоне, активно развиваются. И, по его оценкам, еще три-пять (а может, и больше) лет они будут продолжать это делать.

Освобождение от лицензирования – угроза для бизнеса?

Возникнет ли угроза бизнесу региональных операторов БСПД из-за того, что диапазон 2,4 ГГц будет «открыт»? Алексей Сухов считает, что бояться здесь нечего: «В небольших городах у них больше проблем из-за того, что устройства нужно регистрировать. Поскольку в «городе Урюпинске» желающих построить радиоканал будет три, не больше, а не 25, то они и мешать-то друг другу не будут. В сельской местности не будет никаких хот-спотов, не будет там ноутбуков… Диапазон 2,4 ГГц как раз именно для того и нужен, чтобы сделать «последнюю милю» на 40 км. Поэтому я и прошу – давайте его сделаем licence free!»

Как считает Станислав Рыбалко, можно работать в плане упрощения лицензирования указанного частотного диапазона, однако в случае его полного «освобождения» ситуации, в которых участвуют конфликтующие стороны, будут неразрешимы принципиально.

Алексей Сухов, говоря о том, что «надзирающие» органы не могут эффективно разрешать такие проблемы, остается на своей позиции. Однако мнение операторов однозначно - на вопрос Петра Кочегарова: «Скажите, пожалуйста, кто из вас готов отказаться от своих частот 2,4 ГГц?» - в зале послышался смех.

Итак, по мнению Алексея Сухова, полное освобождение диапазона 2,4 ГГц от лицензирования будет только «на руку» региональным операторам («в Москве он и сейчас не работает и работать не будет»). Однако сами эти операторы так явно не думают. Например, Борис Василенко из компании «Соликамск-радиосети», которая недавно стала предоставлять услуги в диапазоне 2,4 ГГц, считает, что это «приведет только к хаосу и нерегулируемым помехам в данном частотном диапазоне». Подобного мнения придерживается и Валерий Осипов («Информационные системы», г. Киров), который ожидает хаос «полусетей».

Валерий Осипов: С «открытием» диапазона 2,4 ГГц возникнет хаос «полусетей».  
Валерий Осипов: С «открытием» диапазона 2,4 ГГц возникнет хаос «полусетей».
По мнению представителя одного из операторов, диапазон 2,4 ГГц и так фактически открыт, а соответствующее оборудование «продается везде свободно». При этом существуют «дикие требования к операторам со стороны Минсвязи и Госсвязьнадзора, а, с другой стороны, любой желающий, поставивший антенну, никому ничем не обязан».

«Конечно, я отрицательно настроен к идее открытия 2,4 ГГц. А зачем мне это надо как оператору? Не как патриоту государства и т.д. Что мне это даст?», – этот озвученный Валерием Осиповым вопрос, наверное, «сидел в голове» не у одного оператора БСПД. Однако, по мнению Алексея Сухова, это – проблема не операторов, а проблема технологическая: «Технология не может развиваться в отсутствие возможности безлицензионного использования». Но в горячих дебатах все почему-то забыли о главном - существует ли вообще в России (которая, по словам одного из присутствующих, начинается за МКАД) спрос на услуги передачи данных по беспроводным сетям? Какова структура этого спроса и кто является потенциальным потребителем услуг? Если ответить на эти вопросы, может быть, и проблема отпадет сама собой? Может быть, ничего открывать не нужно?

Интересно было выслушать мнение поставщиков оборудования. Андрей Чесноков из НПЦ «Дэйтлайн», представляющий «интегратора, производителя и дистрибьютора», сделал попытку направить беседу в «нужное» русло: «Надо понимать, что предмет нашей дискуссии – внутриофисные сети в диапазоне 2,4 ГГц. И вы, как операторы связи, должны понимать: если это внутриофисные сети, то на ваши «аутдоровские» (outdoor – вне помещения, уличный – CNews.ru) сети они не должны влиять. Если это происходит, то это означает, что идет нарушение тех разрешений, которые выданы в диапазоне 2,4 ГГц и которые, возможно, будут выданы в диапазоне 5 ГГц».

По мнению Андрея Чеснокова, «прогресс не остановить», и «рано или поздно эти диапазоны станут в России тоже безлицензионными». Поэтому он сделал еще более радикальное предложение: «не лежать бревном на пути технического прогресса, а сделать безлицензионными диапазоны 2,4; 5,2 и 5,8 ГГц».

Весь юмор заключается в том, что было непонятно, всерьез ли говорит Андрей Чесноков или просто решил пошутить. Но зал отреагировал на это бурным смехом и громкими аплодисментами.

Петр Кочегаров в очередной раз призвал «подумать еще и про 5 ГГц» и напомнил, что на его удивление эксперимент с 2,4 ГГц (по упрощению процедуры регистрации внутриофисных систем) оказался успешнее, чем он ожидал. По его мнению, это проявилось в появлении корпоративных проектов по беспроводным сетям, причем эти технологии компании применяют не только как дань моде, а это действительно удобно и позволяет им решать свои задачи. «Именно с этой точки зрения я за то, чтобы в стране был какой-то безлицензионный диапазон», – выразил он свое мнение.

Представитель компании «Информационная Индустрия» предложил поискать частоты для безлицензионного использования в том диапазоне, где нет операторов, на что «получил добро» от Юлии Волковой из Управления частотным ресурсом Минсвязи России. Попутно она развеяла надежды Алексея Сухова на то, что можно найти свободные частоты в «телевизионном» диапазоне: «Насчет «телевизионного» диапазона я вам тоже отвечу - это утопия, что там есть свободные частоты. Их нет! Вы хоть раз были на конкурсе на телевизионные каналы?» По мнению Юлии Волковой, свободные частоты надо искать там, «где в принципе могут работать чипсеты, и там, где пока нет операторских сетей».

«А можно ли сделать так: диапазон 2,4 ГГц – безлицензионный для внутриофисных применений, но лицензионный – для городских сетей? И то же самое сделать с 5,2 и 5,8 ГГц?» – раздался голос из зала. «Я думаю, что внутриофисные сети – они и будут безлицензионные… Но идея-то в том, чтобы сделать хот-споты, …чтобы мы могли с вами на улице открыть ноутбук в зоне действия базовой сети, и не думать, что у нас нет разрешения Госсвязьнадзора, что нас поймают и посадят. Там нужен диапазон именно для этих сетей, это наше будущее, это завтрашний день», – считает Юлия Волкова.

Юлия Волкова: Внутриофисные сети будут безлицензионными.  
Юлия Волкова: Внутриофисные сети будут безлицензионными.
И все-таки дискуссия продолжалась, главным образом, вокруг операторских сетей. Это понятно - операторы сделали инвестиции, «купили» частоты и отдавать их просто так, «без боя», не хотят. Впрочем, некоторые из них согласны с тем, что диапазон 2,4 ГГц надо освобождать, но с определенными условиями. «Я уже в радиочастотный центр три раза обращался по поводу помехи. Толку нет… Хотя по крышам лазили, антенны крутили, пиратские сети видели. Воз и ныне там. Ясно, что диапазон 2,4 ГГц надо освобождать…Но освобождать цивилизованно, чтобы оператор не пострадал», - говорит один из операторов.

Игорь Акулов из компании CompTek не согласен с таким мнением: «Во-первых, когда говорят, что надо диапазон 2,4 ГГц освобождать, хочется понять: от чего и подо что? Потом потребуется освобождать 5 ГГц и любой другой диапазон, в котором появилось массовое оборудование…. Так, конечно, нельзя делать. Это ведет к анархии».

Игорь Бобов: «Я готов отдать диапазон 2,4 ГГц. Но предложите мне что-нибудь взамен…»  
Игорь Бобов: «Я готов отдать диапазон 2,4 ГГц. Но предложите мне что-нибудь взамен…»
Игорь Бобов из компании «Квантум», выступающий «как владелец сетей мегаполиса и региональных сетей» («Квантум» имеет сети в Санкт-Петербурге, Череповце и Калуге), по поводу настоящего обсуждения выразился так: «Ощущение от дискуссии у меня такое - это дискуссия о том, как поставщики оборудования уговаривают операторов связи отказаться от своего права регулировать частотный ресурс в том месте, где они уже работают». В случае освобождения частотного диапазона 2,4 ГГц, по его мнению, операторы получат «виртуальную возможность занимать любой частотный ресурс» в этом диапазоне, что приведет к потере контроля над ним. Игорь Бобов считает, что тогда появление множества альтернативных операторов, которые будут поставлять некачественные услуги связи, приведет к «профанации идеи радиосвязи». «Мы получим отзывы от клиентов: «Мы знаем, пробовали – радио работает плохо». Все это – заслуга операторов, которые ставят непонятное оборудование, в непонятных условиях и поставляют услуги «как бы так», – добавляет он.

«Другими словами, – делает вывод г-н Бобов, – я готов отдать диапазон 2,4 ГГц, но предложите мне что-нибудь взамен, чтобы я нормально работал, полноценно и профессионально. Во-вторых, не продавайте и не выпускайте оборудование, имеющее внешние антенны».

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Таким образом, подавляющее большинство операторов не готово «отдать» диапазон 2,4 ГГц. В крайнем случае, как считают немногие их них, нужно создать особые благоприятные условия для перехода в другой диапазон. Беда еще и в том, что поиски этого диапазона, как мне показалось, пока не увенчались успехом. Так что ощутимый всплеск активности беспроводных сетей в России, по-видимому, будет ограничиваться пока только корпоративными локальными сетями в диапазоне 2,4 ГГц и, может быть, хот-спотами, которые, впрочем, еще неизвестно, как будут регулироваться. Ну, а развитие региональных сетей вряд ли будет столь бурным, как в Москве и Санкт-Петербурге – платежеспособный спрос в российской глубинке на порядок ниже, чем в крупных мегаполисах.

Licence free: мировой опыт и российские перспективы

На диаграмме 1 показано, какие ограничения по мощности оборудования для внутриофисных и «уличных» беспроводных сетей существуют в спектральном диапазоне 5-6 ГГц в различных регионах мира. Как отметил в своем докладе Александр Стадинчук из НПФ «Гейзер», России ориентироваться на европейский стандарт, согласно которому в диапазоне 5,470-5,725 ГГц могут работать устройства с мощностью до 1 Вт (как внутреннего, так и внешнего пользования), к сожалению, пока сложно. Примерно на этих же частотах «сидят» военные, договориться с которыми весьма проблематично. Не подходит нам и североамериканский стандарт, как, впрочем, и японский, канадский и австралийский - все то той же причине. К тому же надо учитывать, что в крупных городах оставшиеся участки спектра в диапазоне 5 ГГц заняты другими операторами.

Ограничения по мощности и полосе пропускания в различных участках спектра от 5 до 6 ГГц

Ограничения по мощности и полосе пропускания в различных участках спектра от 5 до 6 ГГц

Источник: Ferra.ru

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Одна из российских проблем – пресловутая информационная закрытость. Например, на сайте Минсвязи до сих пор нет карты распределения частотного ресурса. В то же время, подобная информация начиная с 1996 года есть на сайте Национального управления по телекоммуникациям и информации (NTIA). Этот государственный орган занимается в США вопросами распределения и контроля за использованием частотного спектра в пределах страны. На этой карте весь контролируемый диапазон (3 кГц - 300 ГГц) поделен на отдельные интервалы частот, которые выделены для 30 различных видов служб связи коммерческого, научно-прикладного, государственного и специального назначения. Условными обозначениями на карте показаны интервалы частот и службы, находящиеся в исключительном ведении государственных органов или в совместном управлении.

Некоторые нелицензируемые частотные диапазоны
(licence free), из числа выделенных в США)

Наименование службы Частотные диапазоны (ширина полосы) Примечания
1 ISM (Industrial, Scientific, and Medical Equipment)

Нелицензируемое промышленное, научное и медицинское оборудование
2450 ± 50 МГц
5,8 ± 0,075 ГГц
24,125 ± 0,125 ГГц
Интервал частот 2450 МГц используется для организации систем высокоскоростной передачи данных на короткие расстояния (например, беспроводных локальных сетей).
Интервал 5,8 ГГц совпадает с частотами, выделенными для систем из нелицензируемого диапазона (U-NII)
2 Unlicensed National Information Infrastructure (U-NII)

Нелицензируемые системы национальной информационной инфраструктуры
5,15–5,35 ГГц (0,2 ГГц)
5,725–5,825 ГГц (0,1 ГГц)
Диапазон предназначен для нелицензируемых систем высокоскоростной передачи данных на короткие расстояния (обмен информацией между компьютерами и периферийными устройствами, беспроводные локальные сети и т.д.)

В приведенной таблице представлены сведения о некоторых так называемых нелицензируемых частотных диапазонах (licence free), выделенных в США. Для сравнения, ниже представлена ситуация с аналогичным частотным спектром в России.

Некоторые частотные диапазоны в России
(из числа претендентов на отмену лицензирования)

Частотный диапазон Примечание
2,4 ГГц В крупных городах рыночный потенциал для построения распределенных сетей практически исчерпан. Возможно использование для развертывания беспроводных локальных сетей внутри зданий.
3,5 ГГц Не входит в семейство стандартов IEEE 802.11, поэтому поддерживается ограниченным кругом производителей. Действуют жесткие ограничения на размещение абонентских станций, секторы излучения базовых станций и т. д.
5 ГГц Полоса частот 5,15–5,725 ГГц относится к категории правительственного назначения и в основном используется соответствующими радиосистемами, в т.ч. военными. Разрешения на использование отдельных участков спектра в этой полосе для создания БСПД выдаются в ограниченном количестве.

Диапазон от 5,725 до 5,850 ГГц отнесен к категории «совместного использования». Однако для верхнего диапазона уже есть оборудование радиорелейных линий вместе с соответствующими частотными присвоениями.

Проводится научно-исследовательская работа (НИР) с целью разработать условия совместимости систем беспроводного доступа с действующими РЭС военного и гражданского назначения, изучить материалы исследований международных организаций по вопросам стандартизации и управления радиочастотным спектром, в части использования диапазона 5 ГГц, и сформировать позицию Администрации связи РФ по данному вопросу.

Отгруженное оборудование для корпоративных беспроводных локальных сетей стандарта 802.11х (млн. шт.), прогноз  
Отгруженное оборудование
для корпоративных беспроводных локальных
сетей стандарта 802.11х (млн. шт.),
прогноз
Что мешает нам построить работу с диапазонами так же, как в США? Впрочем, первые шаги уже сделаны. Как известно, рабочая группа Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) инициировала принятие упрощенного порядка лицензирования внутриофисных сетей в диапазоне 2,4 ГГц. Результаты не заставили себя долго ждать. Несмотря на отсутствие точной статистики, игроки на рынке БСПД отмечают заметное усиление активности корпоративных пользователей. Последние всерьез задумались о строительстве беспроводных локальных сетей, а некоторые из них уже приступили к их разворачиванию. Хочется надеяться, что ситуация в России в перспективе будет хотя бы немного напоминать ту общемировую тенденцию, которая представлена выше.

Наш следующий материал будет посвящен хот-спотам.

Виталий Солонин / CNews.ru