Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

ИТ-аутсорсинг: где точки роста?

В настоящее время около 40% объема ИТ-услуг приходится на услуги по поддержанию информационных систем на предприятиях (ERP, CRM, PLM, BI), остальные 60% услуг связаны с обслуживанием информационной и компьютерной техники. Оборот рынка услуг в области ИТ для российских компаний составил в 2002 году около $900 млн., по предварительным данным, в 2003 году он составил $1,08 млн.

Основными направлениями здесь являются системная интеграция, консалтинг, оборот которого составил в 2002 году $95 млн. Объем консалтинговых услуг в 2003 г. (прогноз Ernst&Young) составил $115 млн.

Объемы аутсорсинга растут, но с трудом

К основным причинам, мешающим дальнейшему развитию рынка аутсорсинга программных услуг, потребители относят отсутствие видимого экономического эффекта от использования аутсорсинга и риски потери контроля или утечки важной информации.

При этом значительная группа респондентов ссылается на недостаточное знакомство с возможностями аутсорсинга и на недостаток опыта, что также говорит о потенциале этого сегмента рынка.

Как полагают авторы исследования, проведенного компанией Market-Visio в рамках Russian CIO Summit, в этих условиях основным катализатором дальнейшего роста популярности модели аутсорсинга ИТ-услуг в России станут примеры успешного использования аутсорсинга российскими предприятиями.

В то же время, для успешного взаимодействия как поставщикам, так и потребителям услуг, следует больше внимания уделять управлению рисками и тщательному планированию взаимодействия в модели аутсорсинга.

Место аутсорсинга в структуре ИТ-услуг

Место аутсорсинга в структуре ИТ-услуг

Источник: Russia IT Services Analysis and forecast 2002-2007
(представлено IDC на Russian CIO Summit, 2003 г.)

ИТ-аутсорсинг на мировом рынке

«Аутсорсинг дешевых работ начинался и продолжается из США в Азию, — комментирует ситуацию для CNews.ru Валентин Макаров, президент консорциума Fort-Ross. — Аутсорсинг сложных технологических процессов идет от США и Европы не в страны, а в специализированные компании (например в IBM Global Services, Accenture), которые затем часть работ отдают в страны с более дешевой раочей силой (в Азию)».

По данным на сентябрь 2002 года, ключевыми заказчиками в проектах офшорного программирования выступали компании из стран Северной Америки. Между тем, многие аналитики, включая российских экспертов, считали, что поиск иностранных партнеров по аутсорсинговым проектам эффективней производить в странах Западной Европы. Именно этот регион имеет наилучшие перспективы в экономическом развитии и, следовательно, является наиболее перспективным заказчиком ПО.

И они не ошиблись. Несмотря на неблагоприятный экономический климат, модный сейчас аутсорсинг потихоньку приживается и в Европе: согласно последним исследованиям рынка, количество подобных сделок растет, а их стоимость — увеличивается. К таким выводам пришли специалисты компании TPI, оказывающей консалтинговые услуги в сфере аутсорсинга, проанализировав квартальные показатели по всем сделкам в мировом частном секторе, касающимся ИТ-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов (BPO), где компания выступала в роли консультанта.

В то время как число аутсорсинговых сделок в США, по данным TPI, не превышает уровень 2002 года, в Европе количество контрактов стоимостью свыше £200 млн. увеличилось на 83% и уже превзошло суммарный объем за прошлый год. В Европе растет количество и так называемых «мега-сделок», стоимость которых превышает £1 млрд.

ИТ-аутсорсинг вошел в Европе в моду вместе со спадом в экономике, вынудившим компании задуматься о превращении постоянных издержек в переменные. «В Европе чаще, чем когда либо, встречаются крупные аутсорсинговые контракты», — считают в TPI. Европейский рынок признается наиболее перспективным заказчиком услуг офшорного программирования.

По мнению экспертов Aberdeen Group, более 67% заказов на услуги аутсорсинга на европейском рынке сегодня приходится на Великобританию. По некоторым оценкам, законодательство и консервативные основы ведения бизнеса делает такие страны как Германия и Франция менее пригодными для аутсорсингового ведения разработок.

Между тем, изменения в бизнесе и законодательстве, которые происходят сейчас в Германии, позволяют прогнозировать в ближайшей перспективе рост спроса на ИТ-аутсорсинг из стран Центральной и Восточной Европы. В немалой степени реализации данных прогнозов способствует территориальная близость, культурная и лингвистическая общность стран Европы.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Подразделение IBM Global Services по-прежнему доминирует на рынке ИТ-аутсорсинга, однако за ним вплотную следуют конкуренты — CSC и EDS. Как рассказал CNews.ru Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, IBM продолжает усиливать свои рыночные позиции и на других направлениях предоставления ИТ-услуг.

По оценке некоторых экспертов, доходы IBM только от услуг по поддержке непрерывности бизнеса в этом году достигнут рекордной цифры в $700-800 млн. и значительно превысят аналогичные показатели у НР. В то же время, HP имеет серьезные виды на позиции основных трех компаний-аутсорсеров. Она планирует приступить к администрированию ИТ-инфраструктуры компании Procter & Gamble, включая управление центрами сбора данных и оказание технической поддержки парка настольных компьютеров и конечных пользователей в 160 странах, где находятся отделения крупнейшего производителя потребительских товаров. Стоимость сделки в течение следующих 10 лет составит $3 млрд. Кроме того, в апреле был также подписан меморандум о соглашении с компанией Ericsson, согласно которому Hewlett-Packard будет предоставлять ИТ-услуги отделениям производителя телекоммуникационного оборудования во всем мире.

На европейском рынке наблюдается увеличение количества менее крупных сделок: так, средний размер сделок IBM сократился более чем вполовину — примерно до £400 млн. Однако есть компании, у которых, наоборот, средняя стоимость контрактов растет — это Hewlett Packard, Cap Gemini Ernst & Young и XChanging.

Направление аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) по-прежнему отстает по размеру сделок от всего рынка аутсорсинга: контракты в секторе BPO почти вдвое уступают по стоимости обычным сделкам по ИТ-аутсорсингу. Кроме того, наблюдается смещение приоритетов заказчиков — от создания call-центров до передачи функций по ведению финансовой и бухгалтерской деятельности, отмечают в TPI. В качестве ведущего игрока на рынке BPO была названа компания Accenture, которой принадлежит здесь 27% всех контрактов.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Несмотря на все положительные тенденции, по оценкам TPI, ситуацию на мировом рынке ИТ-аутсорсинга все еще нельзя назвать благоприятной: в первом квартале следующего года, как полагают в компании, вряд ли стоит ожидать заключения каких-либо крупных сделок.

Как утверждают эксперты TPI, компании, принимающие решение воспользоваться услугами по аутсорсингу, уже не руководствуются фактором снижения издержек, а ориентируются на возможность диверсификации бизнес-процессов.

Спрос на аутсорсинг бизнес-процессов увеличивается, хотя объем сделок по этому направлению пока остается незначительным. При этом на долю производственного сектора приходится 58% всего объема контрактов по аутсорсингу БП.

«Уже сейчас в Европе наблюдается экономическая рецессия, которая ведет к тому, что компании стараются снизить издержки и найти стабильных поставщиков ИТ-услуг, — считает генеральный директор компании „Рексофт“ Александр Егоров. — Западноевропейские компании должны найти в себе силы и отдать на аутсорсинг то, с чем не могут справиться сами. Другого выбора у них нет». По словам эксперта, российским программистам стоит попытать счастья на рынках Германии, Италии и скандинавских стран.

Сетевой аутсорсинг — новый вид услуг на гребне волны

Сетевой аутсорсинг - новый вид услуг на гребне волны

Источник: Russia IT Services Analysis and forecast 2002-2007 
(представлено IDC на Russian CIO Summit, 2003 г.)

В условиях кризиса мирового ИКТ-рынка, аутсорсинг как метод ведения бизнеса все активнее применяется компаниями, считают аналитики IDC. В 2001 году компании потратили на аутсорсинг ПО 12% ИТ-бюджета, в 2003 году аналитики Forrester Research прогнозируют рост этого показателя до 28%.

В число одиннадцати крупнейших компаний-заказчиков услуг офшорного программирования входят: IBM Global Services, EDS, Computer Sciences, HP, Science Applications International, Unisys, Affiliated Computer Services, Perot Systems, CGI Group, Siemens Business Services, CAP Gemini и Ernst&Young. Совокупная доля аутсорсингового направления ИТ-бюджетов этих компаний составляет $90 млрд.

Элеонора Ершова / CNews.ru