Разделы

Наука Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

ERP для розничной торговли: все только начинается

С ростом оборотов отечественной розницы растет спрос на комплексные системы управления ресурсами предприятия — так называемые ERP-системы. Однако, их внедрение сдерживается недостаточным развитием инфраструктуры, и слабым развитием самой отечественной розницы.

По данным исследовательской компании IDC, в 2003 году рынок ERP-систем в России осуществил настоящий прорыв: он вырос на 210%. Однако, таким успехам он обязан всего одной сделке — приобретению компаниями «Связьинвеста» программы Oracle Applications за $153 млн.

По мнению экспертов, столь значительное изменение показателей в результате всего одного контракта означает неразвитость отечественного рынка.

Миллионы на автоматизацию

Точные цифры продаж ERP-систем в России назвать сложно. Хотя рынок постепенно движется к открытости, значительная часть информации остается недоступной, и о его объеме можно судить только по косвенным факторам.

По данным маркетинговых исследований компании Columbus IT Partner Russia, объем продаж лицензий средних ERP-решений в СНГ в 2003 г. составил от $72 млн. до $78 млн., — из них около 85% от этой суммы пришлось на Россию.

Под термином «средние системы» в Columbus подразумевают целый ряд разработок — продукты Microsoft Business Solutions (в первую очередь Axapta и Navision), SAP All-in-one, продукты компаний Scala, JD Edwards, «Парус», «Галактика» и других.

К другому разряду — «крупных» систем — относятся всего два решения: SAP R/3 и Oracle e-business Suite. Прочие «большие» продукты в России почти не представлены. А к категории «малых» относят разработки компаний 1С, «Инфин» и других.

Что же касается объема оказанных услуг, то здесь рынок совершенно «закрыт», и о его объеме можно только догадываться.

На услугах связанных с внедрением ERP-систем для среднего сегмента, по оценкам специалистов Columbus, — в прошлом году компании-системные интеграторы заработали $80-100 млн.

Если говорить о конкуренции между разработчиками, то в крупном секторе присутствуют только двое: SAP и Oracle.

Владимир Новиков: Все данные могут с успехом собираться и обрабатываться аналитической OLAP-системой, решающей ключевые для ритейла задачи

Дмитрий Слиньков

ИТ-потребности ритейла и ситуацию на рынке информатизации российских торговых сетей для CNews.ru комментирует Владимир Новиков, к.т.н., технический директор компании FIT — France Informatique et Technologie.

Владимир Новиков: В целом, я согласен с мнением, высказанным Тимуром Аитовым. В настоящий момент не стоит сбрасывать со счетов такие факторы принятия решений по выбору информационной системы, как «престиж», «мода». Важным элементом также является желание привлечь дополнительные инвестиции, планы выхода на рынок ценных бумаг. Все это требует публичности компании, что подталкивает собственников и менеджеров внедрять информационные системы, более широко используемые в других отраслях, — а значит, пользующиеся большей известностью за пределами довольно узкого круга специалистов и профессионалов ритейла.

Эти тенденции объяснимы, но давайте зададим себе вопрос: «Отвечают ли эти решения конечным, итоговым задачам повышения эффективности и конкурентоспособности, способны ли они существенно повысить качество управления? Оптимально ли их применение с точки зрения задействованных ресурсов, целеполагания и целесообразности?» Думаю, ответы на эти вопросы не всегда будут утвердительными.

Когда мы обсуждаем различные модели автоматизации крупной розничной сетевой компании, особенно в продовольственном секторе, зачастую логично приходим к мысли, что сочетание специализированных систем управления логистикой (товародвижением), используемых на транзакционном уровне, с ERP-системами для управления финансами является на текущий момент развития российского ритейла оптимальным решением. К этому сочетанию логично добавлять множество других специализированных компонент, таких, как WMS (Warehouse Management Systems) — управления складом, SCM (Supply Chain Management) — управления цепочками поставок и других. При этом все данные могут с успехом собираться и обрабатываться аналитической OLAP-системой, решающей ключевые для ритейла задачи, что обеспечивает «сквозной» анализ данных из всех подсистем.

CNews.ru: Спасибо.

В «среднем» секторе бал правит Microsoft — она занимает от 22% до 25% всего рынка средних ERP-систем. Однако если рассматривать только зарубежные продукты, то на нее приходится более 60% всех продаж. На втором месте с существенным отрывом идут российские компании.

В 2003 году рынок «средних» решений развивался более динамично, чем ИТ-рынок России в целом. Так, если прирост первого оценивается в 27-30%, то для динамика второго несколько скромнее — 15-20%.

Основной прирост в сегменте «средних» решений продемонстрировал Microsoft Business Solutions. Это неудивительно, если учитывать долю этого игрока и его маркетинговые и другие «бюджеты продвижения». Остальные игроки показали более скромные результаты. Например, Scala, как сообщает ее квартальный отчет, увеличила продажи на 3,3%. Но и подобные результаты выглядят как хорошие на общем фоне. Так, в 2003 г. некоторые компании вовсе ушли с рынка.

Дело будущего

Как считают в компании «Крок» время настоящего бума на установку ERP-систем в российской рознице еще не пришло. «Ритейл — растущий рынок, для компаний из этой области наиболее остро стоит вопрос формирования собственной структуры и захвата большей ниши на рынке, — отметил в беседе с обозревателем CNews.ru Андрей Березин, заместитель директора департамента информационных технологий компании „Крок“. — Поэтому „оптимизация“ для многих — еще пустое слово. А информационные технологии важны именно для оптимизации бизнеса. Когда ритейлоры до этого дорастут, когда конкуренция между розничными сетями станет достаточно жесткой, тогда они начнут активно внедрять ИТ-системы. А пока ритейлерам выгоднее вкладывать деньги в другие области». Однако в сравнении с другими потребителями подобных ИТ-продуктов «ритейл» смотрится весьма привлекательно.

«Степень автоматизации бизнес-процессов у торговых сетей и дистрибуторских компаний значительно выше, чем в других отраслях бизнеса, — оценивает ситуацию в беседе с корреспондентом CNews.ru Андрей Панков, генеральный директор компании Verysell-6. — Связано это с двумя причинами: во-первых, потоки информации у торговых сетей очень интенсивные, вручную их просто не обработать; во-вторых, основная стратегия бизнеса сетей и дистрибуторских компаний — снижение издержек, здесь без ИТ тоже не обойтись». Созвучную точку зрения высказывают и некоторые другие игроки рынка автоматизации. Так в компании «Крок» считают, что со стороны «ритейла» «время активного спроса на специализированные информационные продукты приближается». И в качестве этих ИТ-решений, подразумеваются, как правило, именно ERP-системы. Однако ряд экспертов придерживается иной точки зрения.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

«Я не уверен, что ERP-систему следует считать и вообще можно называть специализированным информационным продуктом для ритейла — оппонирует ранее приведенным позициям Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, — в рознице много тонкостей, а универсальные решения страдают общим недостатком — они не учитывают деталей, поэтому пользоваться ими, конечно, можно, но, часто, неудобно». Конечно, можно пытаться максимально настроить, как говорят профессионалы «заточить» ERP-систему на конкретный вид бизнеса, однако, этот путь не самый простой и производителями обычно не рекомендуется: производительность системы падает, да и возникают проблемы при получении новых версий базового ПО. «По этим причинам, — продолжает Тимур Аитов, даже на продвинутом в части использования информационных систем Западе для розницы и сегодня успешно применяются отдельные специализированные приложения: есть решения для бензоколонок, для бутиков, для супермаркетов и др. И отказываться от них никто не собирается. ERP-системы находят применение в части использования общих финансовых и бухгалтерских модулей».

Тем не менее, полнофункциональные ERP-решения для нашей отечественной розницы все же нашли свое применение. Наглядной иллюстрацией служит пример петербургской розничной сети «О'Кей». Прежде, чем строить три гипермаркета, компания занялась выбором системы автоматизации. «Был бизнес-план, на основе этого плана мы выбрали систему. Правда, термин ERP в плане не фигурировал, — рассказал CNews.ru Николай Затравин, директор по информационным технологиям компании „О'Кей“. — Просто был ряд критериев, которым должна была отвечать система. Мы объявили тендер, его выиграл проект на основе Microsoft Axapta».

Особенности национального выбора

По прогнозам специалистов, спрос на установку ERP-систем в компаниях российской розницы будет устойчивым. «Чтобы соответствовать темпу времени, с одной стороны, и бизнес-целям и бизнес-задачам компании, с другой стороны, необходим инструмент для оперативного анализа и принятия управленческих решений. Это текущая необходимость, — сообщает CNews.ru директор по информационным технологиями сети салонов сотовой связи „Техмаркет“ Рамиз Мамедов. — На данный момент требования бизнеса, развитие рыночных и конкурентных отношений, повышение требований к полноте и оперативности информации, привели к переосмыслению роли информационных систем в деятельности современных компаний. В настоящее время ERP-системы рассматриваются как мощный рычаг, как основной и эффективный инструмент для оптимизации всех взаимосвязанных бизнес-процессов предприятия».

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Сходную точку зрения высказал в беседе с корреспондентом CNews.ru Андрей Панков, генеральный директор компании Verysell-6: «В настоящее время большая часть игроков этого рынка вопросы с оборудованием решила и начала заниматься автоматизацией основных бизнес-процессов: закупки, внешней и внутренней логистики, прогнозов сбыта, управления договорами и так далее. Следующими неминуемо станут стратегические процессы: анализ эффективности, управление издержками, управление формированием оптимального портфеля закупок, отношения с поставщиками».

Что касается лидерства в сегменте «малых» решений, то на него в первую очередь претендуют российские разработчики. Но в области «средних» и «больших» систем соперничать с западными компаниями им нелегко. Сказываются миллионы человеко-часов и миллиарды долларов, вложенных в создание иностранных продуктов. Результат таких вложений — большая гибкость и функциональность западных систем. Но главное преимущество большинства из представленных на рынке западных ERP-решений — огромные возможности масштабирования. Однако многие из числа российских разработчиков стремятся не уступать им в этом вопросе.

«Мы долгое время использовали „1С: Предприятие“», — говорит о ситуации в беседе с CNews.ru Андрей Гуляев, директор по информационным технологиям сети салонов сотовой связи DIXIS. — Это очень хорошая система, на сегодняшний день ее никто не может превзойти по возможностям модификации. Для нашего бизнеса это очень важно: торговые схемы для розницы сотовой связи в несколько раз сложнее, чем, например, при продаже продуктов питания. Но были поставлены другие планы, наша компания расширялась, и мы поняли, что на «» выехать уже не удастся. В результате DIXIS перешел на Axapta. Одна из главных причин перехода — большой потенциал масштабируемости системы«.

Другое обстоятельство, тормозящее бизнес отечественных разработчиков — «иностранная прописка» большинства лидеров отечественного ритейла. Наиболее развитые торговые сети, такие как «Ашан», IKEA, Metro, пришли с Запада. «У таких компания политика в области информационных технологий идет целиком „оттуда“. Даже специалистов они выписывают своих», — говорит Андрей Березин. «Глобальные компании располагают достаточно зрелыми информационными технологиями, — добавляет Александр Буйдов, директор департамента информационных технологий „Крок“. — И, естественно, многие операции у них осуществляются централизовано. Мониторинг тех или иных ERP-систем, их инсталляция и конфигурация, как правило, выполняется из центра, и таких центров всего два-три по миру, они „мониторят“ сотни региональных офисов. Локальным интеграторам правда тоже достается какая-то часть работы, но полный цикл работ им не доверяют».

В вопросе, кто из числа западных разработчиков захватит большую долю отечественного рынка, прогнозы делаются весьма осторожные. Сегодняшнее лидерство продуктов Microsoft бесспорно, но оно не вечно.

Победу Microsoft можно отчасти объяснить историческими причинами, отчасти — особенностями национального бизнеса. Конечно, у продуктов этой компании много внедрений, но это результат комплекса факторов — самого продукта, условий по сопровождению и консалтингу, и рекламным усилиям. Последний фактор играет важную роль, а, порой, одну из первостепенных.

«Пока у Microsoft нет решений „верхнего уровня“, хотя они работают в этом направлении, и, если они появятся, то SAP и другим (поставщикам „крупных“ систем) будет трудно, — сообщил обозревателю CNews.ru на условиях анонимности один из участников рынка поставщиков ИТ-решений для автоматизации торговли. — По крайней мере, с их маркетинговыми и рекламными бюджетами, сравниться не может никто». Относительно молодой рыночный возраст нашей страны, так же накладывают свою специфику.

Специалисты высказывают мнение, что победу Microsoft можно объяснить отчасти историческими причинами, отчасти — особенностями национального бизнеса. «Тот факт, что у одних продуктов внедрений больше, чем у других не означает, что эти системы безупречны. Идеальной системы вообще не существует», — считает Андрей Гуляев. «Россия в этом смысле — уникальная страна», — высказывает свое мнение Армен Кочаров, вице-президент по развитию бизнеса Columbus IT Partner Russia. — «У нас почти нет устоявшихся бизнес-традиций, и в этом есть и свой плюс: мы гораздо монолитнее. То есть если мы считаем, что, скажем, Toyota — лучший выбор, то Toyota сразу уходит в отрыв от конкурентов со страшной силой. Ту же ситуацию можно наблюдать на рынке ERP: ведущий разработчик „средних“ решений на данный момент один — Microsoft. И сейчас сильной конкуренции на этом сегменте нет. Возможно, с приходом на рынок других крупных игроков, ситуация изменится, но пока все остается так, как есть»

Будущее так же не столь однозначно. Придут новые игроки или нет — покажет время, возможно, ERP-решения по прошествии нескольких лет вообще не будут востребованы. «Интересной тенденцией ИТ-рынка стало появление новых архитектурных идей в области концепции корпоративных приложений, таких как BPF (Business Process Fusion Cross-Component Applications), — отмечает Тимур Аитов. — Ориентация приложений на бизнес-процессы позволяет автоматизировать предприятия быстрее и дешевле, чем это было при функциональной модели». В то же время, какая роль будет отведена традиционным прикладным системам, таким как ERP и CRM, покажет недалекое будущее. Ясно одно — каждое программное решение и платформа нуждаются в четком и правильном позиционировании, адекватном их возможностям и их ограничениям. Именно это обеспечивает успех и эффективность ИТ в любой отрасли.

Сергей Филимонов / CNews.ru