Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Борис Хобод: Российский рынок ноутбуков состоит из множества мифов

О развитии отечественного рынка продаж ноутбуков и планшетных ПК, об основных заблуждениях, присущих как игрокам рынка, так и покупателям данных устройств, в интервью CNews.ru рассказывает генеральный директор компании FosterGroup Борис Хобод.

CNews.ru: С момента основания ваша компания занимается продвижением только ноутбуков ведущих мировых производителей. Учитывая долю рынка, которую занимают российские марки, это выглядит весьма нерациональным. С чем связана такая позиция?

Борис Хобод: К сожалению, российские ноутбуки никогда не подходили под нашу концепцию продаж — «Выбор. Качество. Надежность». Хотя первый фактор уже присутствует, выбор есть — российских сборщиков становится все больше и больше. Я уважаю работу российских вендоров, но всегда считал и продолжаю считать, что их роль значительно преувеличена. Вообще, на российском рынке ноутбуков присутствует огромное количество мифов.

CNews.ru: Что это за мифы?

Борис Хобод: Миф первый: российские ноутбуки значительно дешевле ноутбуков ведущих мировых производителей. Это давно не соответствует действительности. Локальные вендоры имеют больше возможностей для сборки моделей под конкретные задачи российского потребителя. Дистрибьюторы западных производителей покупают модели, предназначенные для западного потребителя, а это не всегда то, что нужно российскому покупателю. Локальный сборщик понимает, что цена для российского потребителя очень важна и всегда предлагал в своей линейке ноутбуки ниже психологического барьера в $1000. В линейке мировых брендов такого не было — отсюда и пошел первый миф, что лишь российские ноутбуки можно купить за приемлемую цену.

На сегодняшний день в связи с колоссальным ростом ИТ-рынка России, когда все мировые вендоры включили нашу страну в список приоритетных для развития, к нуждам российского покупателя прислушиваются гораздо больше. Практически все мировые бренды стали предлагать ноутбуки по цене ниже $1000 — НР/Compaq, LG, Toshiba, IBM, Acer и др. Поэтому первый миф сегодня уже развенчан.

Миф второй: технологические новинки (процессоры, видеокарты) быстрее появляются у локальных сборщиков. Потребителю, желающему приобрести последние разработки, приходилось либо ждать несколько месяцев, либо покупать российский ноутбук. Производители не старались предоставить российским дистрибуторам новинки, считая, что в нашей стране не будет спроса. Сегодня ситуация изменилась. В России ноутбуки с Intel Dothan — а это самая последняя технология в мобильных процессорах — появились у мирового производителя раньше, чем у локальных сборщиков.

И, наконец, самый главный миф — то, что существуют российские производители ноутбуков. На сегодняшний день существуют, скорее, российские сборщики. Производитель должен иметь завод, уникальные разработки, оригинальный дизайн корпуса как минимум. Если посмотреть на дизайн русских ноутбуков, совершенно очевидно, что это одни и те же модели китайских производителей с наклейкой фирмы сборщика.

Это далеко не полный перечень заблуждений по поводу российского рынка ноутбуков.

CNews.ru: Ну тогда список можно продолжить…

Борис Хобод: Например, одно из популярных заблуждений — в крупной компании не может быть цен ниже, чем в маленькой. У большой компании огромные затраты на найм и обучение профессиональных продавцов, содержание больших, удобных и красивых торговых залов в центре города, развитие собственного сервисного центра и т.д. Мелкая компания этого не делает — магазин в подвальном помещении, склада нет, сервисного центра нет, ноутбуки продает, по сути, такие же — значит, стоят они дешевле. Этот миф тоже в прошлом. На рынке ноутбуков началась тенденция к укрупнению компаний. Кроме того, вендоры и дистрибьторы предпочитают работать с крупными дилерами, большими розничными магазинами. Безусловно, небольшой магазин не тратится на развитие инфраструктуры, но он никогда и не получит такую же закупочную цену как крупный — поэтому цены для конечного потребителя сравниваются. Более того, когда такие крупные магазины, как, например, наш «Дом Ноутбуков» объявляет «Дни» того или иного бренда — цена становится самой низкой в городе.

Мифов еще очень много. Причем не только среди покупателей, но и среди продавцов. Например, почему-то считается, что женщины ничего не понимают в технике. Понимают, и очень хорошо. Среди наших покупателей все больше представительниц прекрасного пола. Не только бизнес-леди, но и студенток, и домохозяек.

Или, например, заблуждения о технических преимуществах тех или иных ноутбуков. Для создания такого мифа вендор в своей рекламе делает ставку только на одну существенную деталь, например, на вес ноутбука. При этом не указываются явные технические упущения в разработке других, очень важных параметров. Так рождается миф — этот ноутбук самый лучший, поскольку он самый легкий. Ноутбук обладает рядом важнейших характеристик — вес, мощность, цена, время работы от батарей, яркость матрицы, дизайн, надежность и др. Только по совокупности этих факторов можно судить о превосходстве той или иной модели. Если же в вашем «самом легком ноутбуке» батарея работает около часа, то вам придется постоянно носить с собой 300-граммовый сетевой адаптер и искать, где бы зарядить ноутбук. Если же ваш ноутбук будет стоять на столе, подключенным к сети, то зачем вы платили за легкость?

CNews.ru: Совсем недавно вы заключили дистрибьюторский контракт в LG Electronics. Как вы оцениваете перспективы сотрудничества с этим вендором? Почти за 9 месяцев присутствия на российском рынке этот бренд не занял серьезного положения — он даже не вошел в последние отчеты исследовательских компаний, как бренд, занимающий какую-то долю рынка. Почему именно LG?

Борис Хобод: Для нас никогда не имела значение популярность бренда на момент начала продаж, на первом месте всегда стояло качество товара. Его технологические преимущества, новшества, отношение вендора к сервисной поддержке пользователя и т.д. LG удовлетворяет всем требованиям: это один из немногих реальных производителей ноутбуков, имеющий уникальные разработки, мощную сервисную поддержку.

Думаю, что с ноутбуками LG Electronics наша компания познакомилась раньше всех в России. LG — один из крупнейших в мире контрактных ОЕМ производителей ноутбуков. Три года назад, когда мы начали продвигать ноутбуки серии Compaq Presario, мы знали, что их производят на заводах LG в Корее. До сих пор Presario серии 2800 считаются одним из эталонов научных разработок в этой области. Не секрет, что ноутбуки IBM производятся на заводах LG, а в Корее эти ноутбуки продаются под маркой LGIBM. Таким образом, о качестве этих ноутбуков не приходится рассуждать — высочайший уровень.

Тем не менее, зная, что LG Electronics не новичок на рынке и обладает самыми совершенными технологиями, мы подошли к продажам нового бренда со всей ответственностью. Было проведено огромное количество встреч с инженерами непосредственно из Кореи, директором по развитию направления, с российским представительством. Достаточно сказать, что переговоры в общей сложности длились около трех месяцев. Кроме прочих, мы выдвинули одно из самых жестких условий — предоставление статуса официального сервисного центра и поддержку нашего плана продвижения и развития марки в стране. Взамен предложили все наши мощности — дилерскую сеть, розничные магазины, корпоративный сектор.

Очень приятно, что наша программа развития получила одобрение руководства LG Electronics. FosterGroup — единственный в России официальный дистрибутор по ноутбукам, получивший статус официального сервисного центра.

Около двух месяцев заняло тестирование техники LG в нашем сервисном центре и построение канала сбыта продукции. Наш тандем с LG Electronics уже привел к кардинальным изменениям на рынке ноутбуков. Думаю, что к сентябрю доля ноутбуков LG на российском рынке составит не менее 5%, к декабрю 8–10%. Это самый большой прорыв среди существующих брендов.

CNews.ru: Какую долю занимают ноутбуки этого производителя сегодня в вашем продуктовом портфеле, какую займут в конце текущего года?

Борис Хобод: Пока доля невелика и составляет около 10%. Мы думаем, что до конца года доведем ее до 30–40%. Для нас важна не столько доля в объеме наших продаж, сколько статус крупнейшего продавца ноутбуков LG в России, достигнутый в кратчайшие сроки. Для ноутбуков HP нам понадобилось около полутора лет, для Fujitsu-Siemens — меньше года. Думаю, что в данном случае мы станем крупнейшими в течение полугода, хотя конкурировать сегодня приходится с самыми мощными дистрибуторскими компаниями на рынке.

CNews.ru: Компания LG совершила один из самых беспрецендентных шагов в истории рынка ноутбуков в России — предоставила эксклюзивные права на развитие планшетных ноутбуков LG серии LT вашей компании. С чем связан такой шаг? Насколько серьезно ваша компания занимается продажей TabletPC? Насколько популярны такие ноутбуки в нашей стране?

Борис Хобод: Рынок TabletPC — это отдельный рынок, при этом он очень интересен с точки зрения развития. В России представлены следующие бренды, которые производят планшетные компьютеры: Acer, Fujitsu-Siemens, HP/Compaq, LG, Toshiba. В линейке Sony нет планшетных ноутбуков. IBM также не представляет их на рынке России. Сегодня рынок TabletPC в России ненасыщен, спрос на такие ноутбуки есть, и он постоянно растет. На данный момент мы его формируем. На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что наша компания контролирует около 80% рынка TabletPC в России.

Уверен, что относительно невысокий объем рынка планшетных ПК обусловлен отсутствием полной информации обо всех преимуществах данного продукта. Большинство дистрибьюторов ограничиваются добавлением TabletPC в прайс-лист, самые смелые — созданием складского запаса из двух таких устройств, розничные же продавцы вообще не предлагают своим клиентам планшетные ПК. Поэтому еще одна проблема развития данного рынка — элементарное отсутствие товара. Дистрибьюторы не хотят закупать такие ноутбуки из-за опасения не продать их. Собственно, это еще один миф российского рынка ноутбуков, культивируемый уже дистрибуторами — спроса на TabletPC в России нет и не будет.

FosterGroup — единственная компания в России, которая планомерно наращивает свое присутствие еще и на этом рынке. На нашем складе присутствуют модели как низшего ценового сегмента (сейчас это $999), так и TabletPC премиум-класса, превосходящие по мощности практически любые обычные ноутбуки. В нашем розничном салоне можно не только посмотреть на такие ноутбуки, но и опробовать эту технологию в действии, осуществить некий «тест-драйв». Для наших дилеров действуют уникальные схемы работы по таким ноутбукам.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Подобных условий для развития продаж планшетных компьютеров не создала ни одна компания. Все это привело к тому, что LG Electronics предоставила нам эксклюзивные права на развитие своих TabletPC.

Мы представляем планшетные компьютеры всех известных мировых марок и знаем про них все. Поэтому могу с уверенностью сказать, что TabletPC от LG на сегодняшний день — лучший «планшет» из существующих. Это подтверждают и многочисленные тесты, проводимые самыми авторитетными изданиями.

Уже сейчас эти ноутбуки заняли лидирующую позицию на данном рынке с колоссальным отрывом (по нашим оценкам — около 70% рынка). Статус эксклюзивного дистрибутора ноутбуков серии LT накладывает на нас обязательства продавать каждый месяц в несколько раз больше, чем продают в совокупности все другие вендоры в России. Мы с данной задачей успешно справляемся.

Думаю, что это результат слаженной работы как вендора, так и дистрибьютора. LG Electronics разработал великолепный продукт, мы выбрали правильную стратегию его продвижения. Самые последние новинки появляются в России быстрее, чем даже в Корее. Например, недавно мы начали первыми в мире продажу TabletPC, разработанного на новейшем процессоре Intel Dothan. Уникальный случай для нашего рынка.

CNews.ru: Вы не считаете, что емкость данного рынка настолько мала, что заниматься продвижением такой техники для вендора сейчас — потеря времени?

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Борис Хобод: Было время, когда рынок обычных ноутбуков был еще меньше. Да, рынок пока небольшой и возможно, некоторые вендоры считают, что пока нет смысла тратить на него силы. Но, на мой взгляд, в этом и заключается сила бренда — предугадывать развитие рынка, создавать его и становиться лидером в самых новейших отраслях с самого начала. Уверен, что в будущем технологии будут развиваться и в этом направлении. Все ноутбуки будут иметь функции рукописного ввода — в любом форм-факторе.

CNews.ru: Возвращаясь к рынку обычных ноутбуков, на ваш взгляд, изменится ли список лидеров продаж в ближайшем будущем, до конца года?

Борис Хобод: Картина изменится, и достаточно сильно. Еще в прошлом году мировые лидеры продаж не уделяли должного внимания российскому рынку ноутбуков — теперь ситуация изменилась. Если раньше можно было выделить неких единичных лидеров продаж (один-два бренда), то теперь будет порядка пяти-шести компаний, на каждую из которых будет приходиться по 10–15% рынка ноутбуков. При этом разница долей составит не больше 1–2%, что соответствует статистической погрешности. Думаю, что это будет HP/Compaq, LG, Toshiba, Roverbook, IRu. Немного отстанут Acer, Fujitsu Siemens, Samsung и Dell. Поэтому основная тенденция рынка — усиление конкуренции, и, как следствие, увеличение числа компаний лидеров.

CNews.ru: Расширение бизнеса наверняка повлекло за собой структурные изменения в вашей компании. Расскажите о них поподробнее.

Борис Хобод: Наша компания строилась с самого начала как очень гибкая масштабируемая структура, ориентированная на существенный рост. Структура компании (розничный, дилерский, сервисный и корпоративный департаменты) сохранилась, но при этом значительно увеличился штат сотрудников.

Мы несколько изменили стратегию розничных продаж. Если в прошлом году мы предлагали покупателям ограниченное число брендов, то теперь в нашем розничном салоне представлен практически полный ассортимент ведущих мировых производителей: сейчас это более 100 моделей ноутбуков от 10 вендоров. Моделей, разных по дизайну, а не только по техническим характеристикам.

Первый московский «Дом Ноутбуков» у м."Парк Культуры" оправдал наши ожидания, сегодня мы начинаем прорабатывать вопрос об открытии второго «Дома Ноутбуков» на севере Москвы. Концепция сохранится — самый широкий выбор устройств от мировых производителей.

Сервисный центр нашей компании является крупнейшим центром по ноутбукам в России. В его задачу входит открытие 15 региональных представительств до конца года. Решается вопрос о создании круглосуточного call-центра для наших клиентов. Одно из основных направлений деятельности сервисного центра — обслуживание на договорной основе ноутбуков сотрудников крупнейших компаний. Такой договор помогает снизить расходы, получив обслуживание на высоком технологическом уровне в кратчайшие сроки. Скоро мы сможем предоставить таким компаниям уникальную комплекс услуг по trade-in ноутбуков, что позволит еще больше повысить эффективность при работе с нашей компанией.

Отдел по работе с дилерами продолжает наращивать обороты. Успешно продолжаются наши отношения с эксклюзивным представителем FosterGroup в Свердловской области и Екатеринбурге — компанией «Оргтехника+»: растет оборот по профильным брендам, значительно расширен круг заказчиков в этом регионе. Растет число региональных компаний, желающих заключить с нами эксклюзивные договора.

Мы не останавливаемся только на открытии представительств на базе наших партнеров. Начиная с осени текущего года, компания планирует расширить свое присутствие в регионах путем открытия филиалов, непосредственно принадлежащих FosterGroup. Филиал будет подразумевать наличие розничного салона формата «Дом Ноутбуков», дилерского локального центра и сервис-центра.

CNews.ru: Спасибо.