Разделы

Техника Цифровизация Инфраструктура

Сергей Шуняев: Западные бренды в России только распродают морально устаревшие ноутбуки

Об особенностях работы компании Rover Computers на рынке ноутбуков, об эмоциональных и рациональных мотивах, которыми руководствуются пользователи при выборе этих устройств, о мифах западных производителей мобильных ПК и их несостоятельности в интервью CNews.ru рассказывает президент компании Rover Computers Сергей Шуняев.

CNews.ru: Среди дистрибьюторов западных брендов популярно мнение о том, что в России нет производителей ноутбуков, есть лишь компании, ведущие сборку устройств? На ваш взгляд, данное утверждение имеет право на жизнь?

Сергей Шуняев: Если сравнивать производство российских и западных ноутбуков, то окажется, что западные производители (в отличие от российских) даже сборкой не занимаются. Сегодня 95% всех ноутбуков в мире производится на одних и тех же производственных мощностях в Юго-Восточной Азии. Западные производители просто размещают там свои заказы, получают готовую продукцию и отправляют ее в продажу. В качестве иллюстрации: если вы сравните модель Fujitsu-Siemens Amilo Series

CNews.ru: Российских производителей ноутбуков часто обвиняют в том, что их техника уступает западной с точки зрения качества. Насколько справедливым вы считаете подобное обвинение?

Сергей Шуняев: Это одна из тех маркетинговых легенд, что активно культивируется сотрудниками представительств и дистрибьюторами ноутбуков западных марок. Причем, что интересно, не находя полновесных доводов в пользу своей продукции, они зачастую противоречат сами себе. Если предположить, что «в России нет производителей ноутбуков», то каким образом техника российских производителей может «уступать западной с точки зрения качества»? Возвращаясь к вашему вопросу…

Как я уже отмечал, сборка российских и западных ноутбуков происходит на одних и тех же заводах из одних и тех же комплектующих. И те, и другие проходят одинаковую проверку качества на заводе-изготовителе. А дальше начинаются отличия. Ноутбуки RoverBook после сборки в Москве проходят еще три ступени контроля качества с использованием уникальных тестов и методик, которыми не располагает ни один западный производитель. Например, для тестирования готового ноутбука мы используем не только тестовые программы третьих компаний, но и собственные разработки. Все ноутбуки RoverBook проходят испытания в термокамере. Поскольку российские условия эксплуатации требуют, чтобы ноутбук надежно работал и в условиях пониженных температур — мы проводим также тесты в камере охлаждения. Кроме того, мы проводим уникальные испытания на воздействие вибраций и ударов на нашу технику. В итоге — при среднем по индустрии 2%-ном уровне брака, только 0,6% ноутбуков RoverBook возвращаются в гарантийный ремонт в течение первого года службы.

CNews.ru: Сейчас, когда предложений похожих по своим техническим характеристикам ноутбуков на рынке достаточно много, одним из конкурентных преимуществ становится дизайн модели. Какую роль занимает данное направление в производстве ноутбуков Rover? Каковы ваши требования к «внешности» своих ноутбуков? Вы разрабатываете дизайн самостоятельно или перепоручаете аутсорсерам?

Сергей Шуняев: Дизайн ноутбуков для всех брендов разрабатывается на заводах-изготовителях. И при выборе модели мы уделяем этому вопросу самое пристальное внимание. В нашем модельном ряду есть ноутбуки, как «классического» так и ультрасовременного вида. Однако дизайн — вещь достаточно тонкая, и невозможно сделать ноутбук, внешний вид которого нравился бы всем без исключения. Мы — сторонники индивидуального подхода. Любой пользователь может заказать дизайн ноутбука RoverBook «под себя», начиная от цвета и заканчивая нанесением любого рисунка на корпус. В ближайшее время у нас также появится модель, внешний вид которой каждый сможет изменить самостоятельно. Таким образом мы, с одной стороны, предоставляем пользователю максимальную свободу в выборе дизайна, а с другой — можем наши основные ресурсы направить на решение вопросов качественной локализации ноутбуков, их адаптации к российским условиям эксплуатации и сервиса.

CNews.ru: Насколько, по-вашему, важно для покупателя ноутбука такое понятие как «бренд»? Насколько связаны «брендовость» ноутбука с его качественными характеристиками? Существует мнение, что, покупая IBM или Dell, покупатель переплачивает 30–40% стоимости только за имидж, так ли это?

Сергей Шуняев: Качественные характеристики ноутбука не связаны с его «брендовостью». Скорее, это вопрос грамотного выбора платформы и организации контроля качества. Западные производители предпочитают наценивать свою продукцию «за марку». Но я думаю, , что наценка составляет 25–30%. И такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока будут находиться люди, готовые переплачивать эту сумму за пластмассовый «шилдик» на крышке ноутбука.

Несомненно, доверие пользователя к бренду играет не последнюю роль при выборе марки. В этой ситуации выбор носит скорее эмоциональный, чем рациональный характер, и упомянутые мною выше «маркетинговые легенды» как раз и предназначены для того, чтобы на эмоциональном уровне воздействоватьна пользователей. При построении своего бренда мы добиваемся доверия пользователей за счет высокого качества продукции и сервиса. То есть в основе доверия к RoverBook лежат не эмоции, а реальные дела.

CNews.ru: Некоторые дистрибьюторы западных производителей утверждают, что уже сегодня цены на их ноутбуки сравнялись с ценами на российские модели. Так ли это?

Сергей Шуняев: Знаете, я слышу эту историю уже третий год подряд. Когда мы впервые выпустили «народный ноутбук» RoverBook по цене ниже $1000, многие продавцы западных ноутбуков говорили о том, что у них тоже есть модели по той же цене. В итоге выяснилось, что речь идет о распродаже восстановленных ноутбуков, созданных на базе снятых с производства процессоров, причем — с испанской клавиатурой. Стоит отметить, что эти продажи проводились с ведома московского представительства данного производителя, но покупателям почему-то забыли объяснить всю «специфику» данных моделей.

Обратите внимание, что ни один западный бренд не имеет четко обозначенной ценовой политики в России. На русских сайтах этих компаний, за очень редким исключением, нет рекомендованных розничных цен. Существует только дистрибьюторский прайс-лист и описание текущих программ по распродаже складов. Все это позволяет сделать неутешительный вывод о том, что продуманной ценовой политики у западных брендов в России не существует. А главная задача московских офисов — продажа залежавшихся запасов морально устаревших моделей. Примером тому может служить недавняя активность Dell, главная целью которой стала распродажа склада ноутбуков такой конфигурации и такого дизайна, которые никогда не могли бы появиться в модельном ряду RoverBook.

CNews.ru: Одним из преимуществ российских производителей всегда считалась быстрота реакции на появление новых технологий. Сегодня многие западные производители заявляют, что их ноутбуки появляются на рынке одновременно с появлением новых технологий. Так ли это?

Сергей Шуняев: То, что западные производители заявляют о новых моделях одновременно с объявлением технологии — правда. Но появляются они в продаже все же с существенным запозданием и по завышенным ценам. Поскольку мы тесно сотрудничаем с технологическими лидерами рынка на этапе разработки новых моделей, мы можем обеспечить массовое производство ноутбуков, с использованием новейших технологий, одновременно с их появлением. И сделать эти технологии доступными по цене для российских пользователей.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Например, к производству ноутбуков на базе Intel Centrino мы были готовы еще в феврале 2003 года. Но поскольку мировая премьера этой технологии была назначена на март, мы были вынуждены ждать этого срока. Другой пример: мы выпустили весной текущего года на рынок модель Nautilus B400 по цене $895 одновременно с объявлением нового процессора Intel Celeron M. И до сих пор эта модель остается самой доступной по цене. То же самое можно сказать и о других технологиях, — будь то жесткие диски с высокой скоростью вращения, пишущие DVD приводы и т.д.

CNews.ru: В последние год-два на российском рынке очень активно ведут себя азиатские производители ноутбуков. В чем, по-вашему, выигрывает, а в чем проигрывает пользователь, выбирая ноутбук Samsung или LG?

Сергей Шуняев: Думаю, причины такой активности вполне понятны. Россия на сегодняшний день является главным и чуть ли не единственным крупным рынком для корейских производителей. Плюс к этому — «раскрученность» марок благодаря масштабным рекламным кампаниям бытовой техники этих вендоров. Полагаю, что свою долю рынка ноутбуков эти марки уже заняли, и какого-либо существенного увеличения этой доли не предвидится. Со своей стороны хотел бы напомнить, что это уже не первая попытка Samsung и LG войти на российский рынок с ноутбуками своего производства.

CNews.ru: Каково сегодня соотношение долей основных производителей ноутбуков на российском рынке? Как это соотношение изменилось за последний год? Каких перемен вы ожидаете в ближайший год?

Сергей Шуняев: По нашим оценкам, подтвержденным ведущими аналитическими агентствами, лидером рынка является марка RoverBook, занимающая около 22–24% рынка. Затем следуют Toshiba, Dell, Hewlett Packard и iRu c 10–12% рынка для каждой марки. Все остальные значимые игроки занимают не более 5–7% каждый. К сожалению, сегодня мы вынуждены проводить подобные оценки самостоятельно, поскольку многие производители воспринимают работу с аналитическими агентствами как возможность дополнительногопиара, завышая реальные объемы своих продаж в разы.

В этом году на рынке ноутбуков появилось много новых российских игроков. Это позволяет говорить о том, что к концу года более половины объема поставок, порядка 55–60%, будет приходиться на ноутбуки российского производства. При этом доля марки RoverBook останется неизменной.

CNews.ru: Что еще, на ваш взгляд, отличает российского производителя ноутбуков от западного?

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

В первую очередь, отношение к пользователям. Для западного производителя российский рынок является всего лишь одним из многих. Сегодня на фоне упадка ИТ-индустрии в развитых странах многие западные производители рассматривают Россию, как одну из немногих, где еще можно получать прибыль. Для российского производителя отечественный рынок всегда был и будет приоритетным. А это означает качественно иной подход к вопросам сервиса и поддержки пользователей. Можно сказать, что RoverBook — это единственная на сегодняшний день марка, обладающая профессиональной сервисной сетью, покрывающей всю Россию от Калининграда до Владивостока. Мы работаем напрямую с конечными пользователями, помогая им на каждом этапе (начиная от выбора модели и заканчивая послепродажной поддержкой). И со своей стороны мы делаем все зависящее, чтобы человек стал не только покупателем нашей продукции, но и, если угодно, другом нашей компании. Именно поэтому мы уже восемь лет держим первенство на этом рынке.

CNews.ru: Спасибо.