Разделы

Наука Техника

Камерофоны хоронят "фотомыльницы"

Камерофоны уже выиграли борьбу за массового фотолюбителя — они активно выдавливают с рынка фотоаппараты-мыльницы. Продажи фотопленки падают существенно быстрее, чем ожидалось. В первую очередь уходят в небытие одноразовые камеры — единственный оплот традиционной пленочной фотографии. Продажи камерофонов, наоборот, быстро увеличиваются, в тройке лидеров — аппараты Nokia, Motorola и Samsung.

Начало 2004 г. было отмечено заявлением Kodak о прекращении в этом году выпуска перезаряжаемых пленочных аппаратов самой современной 24-мм системы APS (Advanced Photo System). Предполагалось, что компактные 24-мм камеры должны полностью вытеснить старый формат 35-мм. Технология APS была предложена крупнейшими в мире фотогигантами Kodak, Canon, Fuji, Minolta и Nikon, но объемы продаж 24-мм камер оказались недостаточно высокими.

Другим тревожным симптомом стало более быстрое, чем ожидалось, падение продаж фотопленки у компании Kodak. По оценкам самой компании, продажи фотопленки в США в 2004 г. снизится на 18–20% по сравнению с результатами прошлого года, что почти в два раза больше, чем ожидалось ранее. Общемировые продажи пленки при этом снизятся на 10–12%. Одноразовые фотоаппараты в последнее время являлись. Теперь и ему приходит конец — последний удар по одноразовым «мыльницам» нанесли камерофоны.

Сегодня наиболее распространенны фототелефоны с матрицей разрешением до 1 мегапикселя. Такие снимки вполне приемлемы для просмотра на экранах мобильных устройств и ПК, но не для получения качественных фотографий. Вместе с тем производители продвигают модели с 3-мегапиксельными камерами, их массовое появление на рынке — не за горами. К тому же камерофоны, по сравнению с «мыльницами», обладают намного большей фукциональностью. Правда, объемом памяти у них невелик (примерно на 20 снимков), но его можно увеличить за счет использования емких флэш-карт.

Будущее — сегодня

Оригинальные возможности использования

В Японии, например, сотрудница косметического салона с помощью «камерофона» может послать изображение лица клиентки в аналитический отдел своей косметической компании, чтобы получить рекомендации по уходу за данным конкретным типом кожи.

В Великобритании полицейские при помощи «камерофонов» пытаются бороться с охватившей Британские острова эпидемией граффити — разрисовыванием стен различными рисунками и надписями, чем в последнее время увлеклась местная молодежь. Отчаявшись найти управу на самозванных художников, британские «бобби» проникают в аудитории университетов во время перемен и фотографируют рисунки в раскрытых студенческих тетрадях. Затем эти изображения пересылаются в отдел по борьбе с граффити, где сверяются с базой данных граффити находящихся в розыске авторов.

К числу показательных примеров использования «камерофонов» относится их использование пожарными в некоторых странах Европы. При обнаружении пострадавших они отправляют фотографии ожогов и других травм в госпиталь. Так врачи могут заблаговременно подготовиться к операции, до прибытия обожженных пациентов. Таким образом, камерофоны стремительно завоевывают популярность и занимают все большую часть рынка мобильных телефонов. Одновременно с этим происходит нарастающее вытеснение любительских пленочных камер.

В настоящее время в мире продается больше «камерофонов», чем традиционных цифровых фотокамер. Ожидается, что к 2006 г. более 80% мобильных телефонов, продаваемых во всем мире, будут оснащены фотокамерами, — такие оценки приводит Strategy Analytics. Но гораздо важнее то, что они меняют способы взаимодействия людей с окружающей обстановкой.

Сегодня компании, разрабатывающие ПО для мобильных телефонов, выпускают специальные приложения, которые, например, превращают обычный «камерофон» в сканирующее устройство для считывания штрих-кода. Вооруженный таким устройством покупатель становится настоящим экспертом в деле приобретения товаров. «Повсеместное распространение „камерофонов“ открывает неограниченные возможности для мобильных приложений совершенно нового типа, — считает Ричард Шарп, сотрудник исследовательской лаборатории корпорации Intel в Кембридже (Великобритания). — Нынешние мобильные телефоны — это уже гораздо больше, чем просто устройства для обеспечения голосовой связи. Мы проводим исследования новых путей использования мобильных телефонов со встроенными камерами. Например, современные „камерофоны“ могут использоваться в качестве интерфейса для бездисплейных устройств или устройств, не имеющих периферии для ввода информации».

Если сенсорные мониторы требуют от пользователя непосредственного контакта с экраном, то «камерофон» позволяет общаться с различными экранами на расстоянии. Например, находясь в супермаркете и выбрав нужный товар, с помощью «камерофона» информацию об этом товаре можно вывести на большой экран в магазине.

Некоторые компании-разработчики предлагают реализовать такую возможность путем нанесения на все товары специальных меток — «кодовых точек» (spot code), которые «камерофон» может регистрировать и распознавать. Камера фотографирует «кодовые точки», а телефон с помощью технологии Bluetooth устанавливает сеанс связи с большим информационным экраном, на котором появляется вся сопутствующая данному коду и товару информация. После этого клавиатура телефона может использоваться для управления и навигации при изучении информации на дисплее.

Предложено немало других полезных идей о том, как использовать мобильный телефон с интегрированной камерой в качестве пульта управления. Как отмечают в кембриджской лаборатории Intel, если поместить «кодовые точки» на устройства бытовой электроники: музыкальную стереосистему, охранную систему, электронагреватели и т.д., — то «камерофон» сможет распознавать их и получать возможность взаимодействовать с устройством. «В таком случае „камерофон“ становится своеобразным пультом управления для устройства, — подчеркивает г-н Шарп. — Подобное использование „камерофона“ для управления электронными устройствами дает преимущество персонализации: устройство знает, кто им управляет, и может мгновенно подстраиваться под ваши предпочтения. Например, музыкальный центр мгновенно „вспомнит“ ваши любимые песни и начнет воспроизводить их в нужном порядке. Кроме того, передача многих пользовательских интерфейсов для различных устройств бытовой электроники в один единственный „камерофон“ позволит снизить стоимость и размеры этих устройств».

Но какое мобильное приложение станет основным для «камерофона» в обозримом будущем? Это покажет время. Но уже сегодня очевидно, что с помощью «камерофона» можно будет делать гораздо больше, чем просто любительские фотографии.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Лидеры и факторы развития рынка

Во втором квартале текущего, 2004 г., по данным Strategy Analytics, доля продаж камерофонов в общем объеме продаж сотовых телефонов составила 38%. Кроме того, около 157 млн. новых аппаратов было реализовано на развивающихся рынках Южной Америки, Восточной Европы и России.

Эксперты полагают, что такой быстрый темп роста объемов продаж в текущем, 2004 г. вызван желанием большого числа потенциальных покупателей приобрести модель с интегрированной цифровой камерой. В связи с этим аналитики скорректировали прогнозы продаж камерофонов в сторону повышения. Новая цифра поставок за 2004 г. от Strategy Analytics — 670 млн (январский прогноз — 586 млн.).

Подобный рост стал возможен так же благодаря операторам сотовой связи. Они поддержали продажи телефонов со встроенными камерами в виде скидок на те модели, реализация которых позволяют увеличить объем предоставляемых услуг, и, в результате, повысить средний доход на одного пользователя. Правда, аналитики предупреждают, что стратегия предоставления скидок на телефоны с встроенными камерами перестанет быть эффективной при достижении фототелефонами 70% доли на рынке мобильников. После этого затраты на субсидии продаж телефонов с камерами перестанут окупаться.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Что касается распределения мест на рынке продаж камерофонов, то здесь особых изменений нет. В лидерах по-прежнему Nokia, чья рыночная доля осталась на уровне 29%. На втором месте Motorola, рыночная доля которой снизилась с 16 до 15%. В то же время доля Samsung, занимающего третье место, увеличилась с 13% до 14%. Siemens и Sony Ericsson оба завершили второй квартал с долей рынка около 6,6% и поделили между собой четвертое место. Надо отметить, что Siemens продолжает терять позиции на мировом рынке — его рыночная доля в первом квартале составляла 8,3%. Наконец, LG Electronics сейчас контролирует 6,3%, и завершает пятерку лидеров.

Распределение мест на рынке камерофонов в мире по итогам Q2’04, %

Распределение мест на рынке камерофонов в мире по итогам Q2'04, %

Источник: Strategy Analytics

Однако, некоторые эксперты полагают, что рост продаж камерофонов не отвечает потенциальным возможностям рынка. ARC Group отмечает, что рост продаж достаточно медленный и недоверие потребителей к этому типу телефонов закончится в 2006 г. В дальнейшем, то есть в 2008 г. пользователей мобильного видео в мире станет не менее четверти миллиарда. Недостаточное на сегодняшний день развитие мобильного видео аналитики этой компании объясняют, во-первых, неразвитой инфраструктурой сотовых сетей, способных осуществлять быструю передачу данных. В качестве второго фактора называют достаточно скромные показатели самих мобильных видеокамер, мультимедиа-процессоров и низким разрешением экранов мобильных телефонов.

К тому же, по мнению специалистов ARC Group, людей останавливает и цена подобных аппаратов — она пока достаточно высока. Решение этих проблем и повсеместный ввод в строй 3G сетей, по мнению ARC Group., способны принести к 2008 г. около $5,4 млрд, которые потратят 250 млн. пользователей мобильного видео.

Георгий Ломов / CNews.ru