Разделы

Техника

Продажи ЖК-телевизоров в России больше, чем вы думаете

Аналитическая компания ITResearch провела исследование нового быстроразвивающегося сегмента рынка «средств визуализации» — ЖК-телевизоров.

Наступление ЖК-телевизоров

На данный момент телевизоры разделяются на 4 типа, в зависимости от технологии реализации: ЭЛТ, проекционные (в качестве источника изображения может использоваться ЭЛТ, ЖК-панель или проектор), плазменные и ЖК. Среди этих технологий ТВ рынок ЖК-телевизоров имеет наибольшие перспективы, причем даже не в будущем, а прямо сейчас. Это высокотехнологичные устройства, очень тесно соприкасающиеся с ИТ-рынком и быстро перенимающие отсюда все самое новое. Здесь, как и на рынке мониторов, нас ждет быстрая смена технологий. Уже сейчас совершенно понятно, что за ЖК-телевизорами — будущее. Пройдет всего несколько лет, и они вместо текущего объема 3,9 млн. штук в год (оценка для мирового рынка на 2003 г.) будут производиться сотнями миллионов, а устаревшие ЭЛТ-телевизоры будут вынуждены полностью уступить рынок. Единственный реальный конкурент ЖК-телевизорам — плазменные панели — имеют жесткое технологическое ограничение снизу по размерам экрана и в силу этого отрезаны от действительно массового рынка.

По данным аналитической компании ITResearch, в 2003 г. на российском рынке было продано 40,2 тыс. устройств, которые мы определяем как ЖК-телевизоры, на сумму более $56 млн. В исследовании учитывались только «настольные» полноцветные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 40 дюймов, предназначенные, в первую очередь, для использования в домашних условиях. Не включены маленькие носимые аппараты, автомобильные ТВ, а также новые проекционные телевизоры, в основе которых не ЭЛТ-, а ЖК-панель. В течение прошлого года наблюдалась потрясающая динамика роста продаж ЖК-телевизоров, и есть все основания предполагать, что она сохранится, по крайней мере, несколько ближайших лет.

В отличие от рынка мониторов, данный рынок характеризуется намного большим разнообразием диагональных сегментов, в которых, в свою очередь, зачастую представлены как «обычные» (4:3), так и широкоформатные (16:9) устройства. Кроме того, в одном диагональном сегменте могут быть представлены телевизоры с разным разрешением. Такое номенклатурное многообразие существенно усложняет представление итогов исследования и не является основной задачей обзора, который призван задать первичные ориентиры и определения для данного рынка, а также служить отправной точкой при последующем, более подробном анализе товарного наполнения рынка.

В таблицах настоящего обзора приведено более 80 устройств 17 производителей, которые продавались на российском рынке в 2003 г. в реально значимых объемах. В принципе, этими моделями не полностью исчерпывается товарное предложение российского рынка ЖК-телевизоров, но мы не включали сюда продукцию вендоров, работавших по неофициальным каналам, или же тех, чьи продажи были крайне незначительны.

Товарное предложение на российском рынке ЖК-мониторов

Российский рынок ЖК-мониторов
Кликните на изображение, чтобы увидеть полную таблицу

Стоит отметить корреляцию между развитостью модельных рядов и успехами в продажах. По итогам 2003 г. можно выделить очевидного лидера — это компания Sharp. В лидирующей группе находятся компании LG, Philips и Samsung , за ними следуют Panasonic, Sony и Toshiba (перечислены в алфавитном порядке). Достаточно прогнозируемый список. Но, учитывая, что рынок только закладывается, здесь еще может быть много неожиданностей. В частности, потенциально серьезную конкуренцию могут составить и «классические» ИТ-компании, которые вряд ли захотят упускать кусок будущего большого пирога.

Различие подходов

Вершиной эволюции ЭЛТ-технологии являлись мониторы, которые достигли пика своего развития в конце 90-х годов прошлого века и фактически представляли собой модернизированные телевизоры, имевшие до этого «за плечами» уже несколько десятилетий успешного развития. Разработчикам, правда, пришлось приложить немало усилий для того, чтобы получить устройства с прогрессивной, а не чересстрочной (как у телевизоров) разверткой, с намного более высокими разрешением и частотой развертки, с большей стабильностью цвета… Но технология позволяла все это сделать, и необходимый результат был достигнут: ЭЛТ-мониторы к концу прошлого века достигли объемов продаж порядка 120 млн. штук в год, что было ненамного меньше показателей рынка телевизоров.

Но сейчас наблюдается процесс, идущий полностью в противоположном направлении, — на домашний аудио/видеорынок мощно внедряются технологии, рожденные на ИТ-рынке, отработанные на ЖК-мониторах и получившие здесь невероятный успех. Именно другое направление процесса внедрения новой технологии лежит в основе понимания феномена рынка ЖК-телевизоров и позволяет провести корректную сегментацию модельных рядов, а также предположить, каким образом будет развиваться товарное наполнение рынка.

Основное технологическое отличие ЖК-телевизоров от ЖК-мониторов базируется на их классовом различии. Поскольку телевизоры являются средством визуализации для массовой аудитории, то, по сравнению с мониторами, ключевыми у них являются совсем другие параметры. У ЖК-телевизоров очень привлекательный дизайн, призванный вписаться в любой интерьер. Примечательно, что, в отличие от ЭЛТ-устройств, здесь основополагающим подходом в оформлении корпуса и подставки стал стиль Hi-Tech (что и следовало ожидать), а наиболее часто встречающимся цветом — серебристый металлик. Все телевизоры оснащены довольно мощными и качественными аудиосистемами.

Учитывая, что телевизор комфортно смотреть с расстояния нескольких метров (а не с полуметра, как монитор), TFT-матрица телевизоров имеет существенно большую яркость (в среднем 400-450 кд/м2 против 250 кд/м2 у мониторов), а также меньшее время реакции пикселя (значение времени реакции пикселя 16 мс считается у телевизоров средним, а у мониторов очень высоким). Кроме того, у телевизоров традиционно большие углы обзора (160-170 градусов — скорее, правило, чем исключение) и сделано все, чтобы цвета действительно не менялись при максимально возможном угле обзора. Также у телевизоров свои особые алгоритмы обработки, вследствие чего их электроника лучше справляется с обработкой изображения быстро движущихся объектов.

Однако ничто не дается бесплатно, и за повышенную яркость матриц телевизоров приходится расплачиваться более крупными пикселями, чем у мониторов (у телевизоров часто используются матрицы с пикселями 0,5 и даже 0,6 мм, а у мониторов их размер — не более 0,3 мм), и, соответственно, меньшим разрешением. Хотя, конечно, разрешение для отображения масштабных картинок не так важно, как, например, для мелкого четкого шрифта на мониторах. Не очень высокое разрешение ЖК-телевизоров, возможно, является одним из основных (вкупе с ценой) препятствием к быстрейшему внедрению данной технологии.

Технология ЭЛТ, по своей сути, аналоговая, поэтому разрешение поступающей на обычную трубку картинки не является критическим фактором. В противовес этому — цифровые ЖК-панели имеют фиксированное разрешение, и изображение наилучшего качества получается в случае, когда разрешение сигнала точно совпадает с «родным» разрешением панели. Во всех остальных случаях приходится прибегать к сложной интерполяции, которая довольно часто не приводит к полностью удовлетворительному результату. Во многом, именно поэтому большое количество потребителей до сих пор считает ЭЛТ-телевизоры безальтернативными.

В то время как у пользователя монитора всегда есть возможность выставить «родное» разрешение экрана, ЖК-телевизорам приходится отображать картинку в различных разрешениях (в зависимости от типа входного сигнала). Стандартный TV-сигнал от антенны или DVD-проигрывателя имеет разрешение 720×576 точек в системе PAL (или 720×480 в NTSC). Телевизионные игры идут уже в разрешении 640×480. Кроме того, на подходе телевидение высокой точности (High-definition Television — HDTV) с режимом 1080-строковой чересстрочной развертки с высоким разрешением. В связи со всеобщей «компьютеризацией» желательно также, чтобы телевизор мог при необходимости выступать в качестве монитора, следовательно, необходима поддержка разрешения хотя бы 1024×768.

Цифровизация документооборота: как бизнесу адаптироваться к изменениям законодательства
Маркет

Проблема «множества разрешений» (и, соответственно, кардинального улучшения качества изображения) может быть решена только разработкой ЖК-панелей со сверхвысоким показателем (допустим, 3840×2400) и наличием огромных вычислительных мощностей для пересчитывания сигнала. В принципе, подходящие решения по обоим упомянутым аспектам уже имеются и даже могут быть реализованы в промышленных масштабах. Однако итоговая цена продукта пока очень высока, что не позволяет ему прямо сейчас выйти на массовые рынки.

Сегментация рынка

В развитии рынка ЖК-телевизоров в наибольшей степени были заинтересованы «классические» производители телевизоров, сразу почувствовавшие огромный потенциал этой продукции. Но им необходимо было «нащупать» правильные подходы, что было, мягко говоря, непросто.

Компания Sharp, фактически, первой начавшая развивать это направление, не стала изобретать велосипед и начала с использования панелей с наиболее привычными размерами. Ее 13- и 15-дюймовые ЖК-телевизоры по размеру экрана примерно соответствуют стандартным 14-дюймовым ЭЛТ-телевизорам, а 20-дюймовые ЖК — 21-дюймовым ЭЛТ. Разрешение этих устройств не зависит от размера диагонали и составляет 640×480, т.е. они имеют обычный форм-фактор (ширина и высота экрана соотносятся как 4:3). Большие телевизоры Sharp (с диагональю от 22 дюймов) являются широкоформатными (16:9) и обладают разрешением от 854×480 до 1280×768. Во всем, кроме ЖК-панели, эти устройства не отличаются от ЭЛТ-аппаратов, и, по сути, являются классическими телевизорами. Подобные модели, не имеющие компьютерных видеовходов, мы относим в сегмент классических TV. Таких устройств, пожалуй, больше всего на рынке — 42% товарного предложения.

Александр Глазков, «Диасофт»: Главная проблема с импортозамещением — у новых решений нет опыта эксплуатации в реальной жизни

ИТ в банках

В отличие от Sharp, такие компании, как, скажем, Philips или Samsung, работающие также и на рынке мониторов, не только более активно используют «мониторные» панели (например, с разрешением 1024×768), но и, главное, оснащают свои телевизоры дополнительными видеовходами, позволяющими подключать устройство к ПК. Очевидно, что такой «гибридный» аппарат имеет дополнительное конкурентное преимущество. И на фоне набирающих разгон глобальных тенденций к объединению в будущем телевизора и монитора в одно устройство — «сердце» домашнего мультимедийного комплекса — такой подход видится довольно перспективным. Подобные аппараты, имеющие компьютерные видеовходы, но по основной своей сущности являющиеся телевизорами, мы относим к сегменту TV/Monitor, где порядок следования указывает, какие функции являются первичными. Таких устройств представлено несколько меньше, чем в предыдущей группе («всего» 36%), но пока рано говорить, какое направление будет доминировать.

Несколько позже данным рынком увлеклись типично «компьютерные» игроки, никогда ранее не предлагавшие ничего подобного. В самом конце прошлого года о выходе на рынок ЖК-телевизоров заявили такие «гранды», как HP и Dell, что, несомненно, должно прозвучать в качестве тревожного звонка для всех опоздавших. Пока эти компании в данном сегменте нашего рынка не представлены, но есть и другие фирмы, «пришедшие» с мониторного рынка. Например, компания Rover Computers приступила к производству 17-дюймового широкоформатного телевизора Vision, который с абсолютно равным успехом может использоваться и в качестве монитора.

Компания BenQ поступила другим образом: «подтянула» дизайн, а также оптические характеристики (в первую очередь яркость) двух своих мониторов (FP591 и FP791) до высочайших уровней (углы обзора порядка 160 градусов, время отклика 16 мс, яркость 400 и более кд/м2). Кроме того, компания снабдила аудиосистемы этих аппаратов SRS®-технологией обработки звука, которая традиционно используется в телевизионном оборудовании. В результате получились устройства двойного назначения, т.е., способные составить конкуренцию ЖК-телевизорам. Фирма даже факультативно предлагает к этим мониторам тюнеры, и с ними уже можно получить полноценный телевизор. Кстати, такие же «мониторы» есть и у Philips, и у Samsung.

Кроме ЖК-телевизоров, на рынке представлены 30- и 40-дюймовые ЖК-панели (производства LG, NEC и Samsung), которые также рассматриваются в рамках данного обзора — ведь к ним достаточно только подключить тюнер, чтобы превратить их в телевизор. Хотя эти устройства во многих случаях закупаются как информационные панно, рынок телевизоров для них совершенно не закрыт, нередко они приобретаются именно для этих целей, а, значит, это тоже прямой конкурентный продукт в рассматриваемом сегменте.

Таким образом, на рынке ЖК-телевизоров вырисовывается еще и третий сегмент — Monitor/TV, в который можно отнести продукцию «классических» мониторных производителей, мониторы двойного назначения от Philips, Samsung и др., а также 30- и 40-дюймовые ЖК-панели, пусть даже не оборудованные тюнерами. Данный сегмент пока довольно незначителен — всего 22% всех предлагаемых устройств, но, зная активность и мобильность игроков ИТ-рынка, можно предположить большую динамику в этом направлении.

Возможно, такая сегментация рынка ЖК-телевизоров (TV, TV/Monitor, Monitor/TV) кому-то может показаться несколько искусственной, но, на наш взгляд, она наиболее отвечает текущему состоянию дел. В любом случае, мы открыты для дискуссии.

Прочитать полную версию статьи «Окно в мир. Цифровые технологии завоевывают рынок телевизоров» «Бестселлеры IT-рынка. Весна 2004». С.62-65.

CNews.ru