Разделы

Телеком

Революция корпоративной телефонии: Россия снова в хвосте

В конце прошлого века пресловутая «проблема 2000» заставила компании радикально обновить оборудование своих АТС. Сегодня большинство из приобретенных в тот период за многомиллионные суммы систем, устарело, и аналитики отмечают на рынке телефонии новый бум закупок, связанный с развитием технологии VoIP. Однако, из-за ряда факторов российский рынок отстает от мирового.

Начало нового цикла

Прибыль поставщиков систем связи продолжает расти. Продажи оборудования для VoIP росли в течение последних трех месяцев, и аналитики относят это к циклу закупок, вызванному устареванием оборудования, при помощи которого компании обеспечили корректный переход из 1999 года в 2000 г. Наибольшую проблему на рубеже веков представляли собой старые АТС с программами, которые невозможно было обновить и можно было только полностью заменить. В то время оборудование VoIP все еще оставалось технологией будущего. Ужасное качество связи, ненадежность, да и, самое главное, интернет еще не был настолько высокоскоростным, чтобы выдержать обмен голосовым трафиком в больших масштабах. Оставалось покупать более современные обычные коммутаторы и телефоны, основанные на традиционной технологии мультиплексирования с разделением времени (TDM). Но за прошедшие годы технологии VoIP удалось избавиться от большинства недостатков и весьма кстати подоспеть на рынок.

Успехи VoIP привели к серьезной конкуренции на рынке систем телефонии. Развитие технологии привело к необходимости замены устаревших коммутируемых АТС. «Проблема 2000» послужила началом нового цикла закупок, и корпорации имеют возможность перевести телефонные системы под IP», - говорит директор филиала корпоративных решений Avaya Венди Болинг (Wendy Bohling).

Россия на старте

Представители большинства иностранных компаний заявляют, что Россия для них — это один из наиболее привлекательных в мире рынков. Поэтому на растущий телекоммуникационный рынок России, в том числе и на рынок IP-телефонии, устремляются все новые гиганты, которые более известны своими достижениями в других секторах высоких технологий.

Среди крупных проектов на российском рынке можно упомянуть модернизацию корпоративной телефонной сети региональных отделений и центрального офиса ТК «Вимм-Билль-Данн» на основе решения Avaya IP Office, создание call-центра в банке «Сосьете Женераль Восток» также на базе оборудования Avaya. На решениях Cisco основаны проекты в группе компаний Fan, компании Delogys. На IP-телефонию перешла сеть магазинов одежды МЕХХ, а в феврале 2003 года компания «Евросеть» выступила с инициативой по организации сети IP VPN на базе магистральной цифровой сети связи компании «Голден Телеком». Существует большое количество проектов, реализованных в различных финансовых и телекоммуникационных компаниях. Тем не менее, стоит отметить, что действительно крупных, территориально-распределенных решений на российском рынке пока нет.

Для подобной ситуации существует ряд факторов, присущих исключительно российскому рынку интернет-телефонии, который существенно сдерживает более стремительный рост. Это и отсутствие в нашей стране «критической массы» широкополосных подключений к интернету, и неопределенная ситуация с госрегулированием этого сектора телекоммуникационного рынка.

«Но уже сейчас можно сказать, что как только широкополосный IP-доступ станет массовым, IP-телефония вытеснит традиционную. Когда счет широкополосным подключениям в США пошел на миллионы, там сразу же начали появляться такие операторы IP-телефонии, как Vonage. А в России количество широкополосных подключений исчисляется лишь десятками тысяч, и нам еще далеко до появления IP-операторов такого масштаба», – считает Игорь Масленников, генеральный директор CTI.

Новички захватывают рынок

Synergy Research Group утверждает, что с первого квартала продажи систем VoIP выросли на 14% и составили $728 млн. В первом полугодии, по сравнению с тем же периодом прошлого года, наблюдался рост продаж на 61%. Согласно данным исследовательской фирмы Dell'Oro Group, почти треть коммутаторов, купленных за последние три месяца, была предназначена для интернет-телефонии. В прошлом году таких было всего 17%, доход от их продаж составил $367 млн.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

"Большинство финансовых директоров до 2000 года были настроены слишком оптимистично по отношению к новой технологии, но усовершенствование до VoIP в то время очень быстро поставило бы компанию на колени, поскольку те системы были до смешного плохими", - говорит директор по ИТ Communications Network Architects Френк Дзюбек (Frank Dzubeck).

Переход корпораций на VoIP значительно повлиял на картину рынка поставщиков телефонного оборудования. Стоявшие когда-то в его главе Nortel Networks, Lucent Technologies и другие производители коммутируемых систем уступили первую десятку компаниям IP-телефонии, среди которых много новичков. Трудно найти более наглядный пример, чем Cisco. Всего за пять лет продаж оборудования для интернет-телефонии компания, пребывавшая на задворках телефонного рынка, вышла на 7-е место в мире, по данным группы Dell'Oro. Среди поставщиков систем сетевой телефонии Cisco идет бок о бок с Avaya. По данным аналитиков Synergy, Avaya стоит на первом месте с 23,9% рынка, а Cisco – на втором - с 23,3%.

Корпорации выбирают VoIP

Текущий год ознаменовался большим количеством крупных контрактов на поставку систем VoIP. В сентябре Cisco объявила о получении контракта от Bank of America по установке 180 тысяч IP-телефонов в 5,8 тыс. банковских центрах и офисах в 29 штатах и округе Колумбия. В июле был еще один контракт – с компанией Boeing, а в начале октября Ford объявил о намерении заключить контракт на установку 50 тыс. телефонов в 110 офисах в штате Мичиган. Avaya заключила контракты с корейскими Kyobo Life Insurance и Air Products and Chemicals, Австралийским национальный университетом и Деревенским советом австралийского Swan Hill City, сингапурским United Overseas Bank и таиландским TOT.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Но не все идет так гладко. За последние несколько лет не один заказчик отказался от контрактов со своими системными интеграторами на поставку систем Cisco. В прошлом году такими отказниками были Merill Lynch и администрация штата Аляска. Позднее Merill Lynch все-таки купил часть оборудования у Cisco, а часть – у Avaya.

Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что технология VoIP активно развивается и имеет большие перспективы. "Последним циклом замены оборудования была «проблема 2000», но тогда VoIP была недоступна, - говорит аналитик InfoTech Терри Вайт (Terry White). - Сейчас большая часть оборудования, приобретенного тогда, изжила себя, и корпорации видят, что все преимущества - за VoIP-системами".

CNews.ru