Разделы

Наука

О CRM в простых картинках

Существует огромное количество публикаций, посвященных CRM-системам. Освещены вопросы внедрения, мотивации персонала, возможные проблемы, трудности и многое другое. Тем не менее, понимания CRM «на пальцах» у многих практически нет.

CRM в примерах

Аббревиатура CRM (Customer Relationship Management) прочно укрепилась на российском рынке. Услуги по внедрению CRM-решений предлагает большинство системных интеграторов и консалтинговых компаний. Но рекламные буклеты поставщиков и разработчиков пестрят профессиональными терминами и слоганами, зачастую не дающими реального представления и понимания возможностей и преимуществ CRM-системы. Попробуем на конкретном примере показать, что дает CRM как стратегия и как специализированное программное обеспечение. В качестве такого примера рассмотрим туристическую компанию, так как на ней можно показать большое количество функциональных возможностей CRM-системы.

К сожалению, на данный момент большинство турфирм работают по принципу старых ракетных установок – «выстрелил-забыл». Продал тур и забыл о клиенте. Тогда как привлечение нового покупателя стоит гораздо дороже. Тем более, что он может нуждаться в других, не туристических, услугах компании, – продажа авиабилетов, бронирование гостиниц, страхование. Поэтому управление отношениями с клиентами может стать для них ценным инструментом.

Оговоримся сразу, что CRM-системы необходимы там, где выполняются несколько условий – есть повторные продажи (услуги, сервис), каждый менеджер ведет большое количество клиентов (понятие «большое» разное для каждой отрасли, – по сути, когда невозможно держать в голове все данные о контактах с клиентами), суммы контрактов достаточные, чтобы окупить внедрение CRM-решения и обучение персонала.

Клиент – это актив

Клиент созрел. Он пришел в компанию и заказал тур. Турфирма сразу же получила о нем массу сведений – ФИО, паспортные данные, место проживания, контактные телефоны, наличие детей, их возраст, дни рождения и т.п. Кроме этого, в процессе переговоров от клиента можно получить достаточное количество информации, особенно если собирать ее целенаправленно.

В идеале турфирма должна предложить заполнить небольшую анкету или ее может заполнить сотрудник компании со слов клиента. Какие страны предпочитает, тип отдыха (море, экскурсии, экстрим и т.п.), когда хочет отправиться в отпуск следующий раз, что ему (не) понравилось в предыдущих путешествиях, предпочтения по отелям, критически важные моменты (болезни, религиозные ограничения, наличие русскоговорящей няня и др.) и т.д. Всю эту информацию туристическая компания заносит в профайл клиента. Теперь это ее актив, такой же, как материальные ценности. Перенос данных в электронный вид поможет автоматически передать информацию в авиакомпанию, зарубежному туроператору, сформировать контракт.

Если компания сама не занимается клиентом в путешествии, то на этом она может ограничиться и подождать возвращения. В противном случае необходимо продолжить сбор различных сведений в течение всего отдыха или снова опросить клиентов в аэропорту вылета (собрать клиентов по прилету часто просто невозможно) – что понравилось, запомнилось, какие жалобы, неудобства.

Весь массив данных поможет компании ответить на большинство вопросов:

  • Кто ее клиенты (пол, возраст, социальный состав и т.д)?
  • Как они находят компанию?
  • Предпочтения клиентов (страны, отели, экскурсии и т.д.).
  • Оценка эффективности рекламных мероприятий.
  • Потенциал и направления развития (куда хотят поехать, материальное состояние клиентов, наличие детей у клиентов и др.).

«Именной» подход

Ответив на эти и многие другие вопросы, компания должна разработать стратегию развития, как минимум на следующий год, и приступить к действию. У нее есть список потенциальных клиентов, их пожелания об отдыхе в следующем году и телефоны с адресами. Это уже очень многое. Турфирма может организовать именные поздравления с днем рождения своих клиентов (многие из вас получали такие? А у вас разве не возникли бы положительные эмоции при получении такой открытки?), а также членов их семей. Если это «дорогие» клиенты, можно даже послать недорогой подарок - сувенир из той страны, где отдыхал турист (воспоминания об отдыхе) или куда хочет поехать (побуждение интереса).

Аналогично поздравления с основными праздниками – Новый год, 8-е марта, 23 февраля. Это могут забавные карикатурные открытки, классические открытки с фотографиями, в любом случае предпочтительно, чтобы это были индивидуальные открытки турфирмы, а не обычные покупные. По затратам все эти приятные мелочи обойдутся не более чем в один доллар на человека, тогда как средняя цена тура составляет сотни долларов (если не говорить о VIP-туристах, где цены еще выше), при этом на отдых чаще всего ездят семьями, т.е. каждый клиент это, как правило, около тысячи долларов.

Клиент оставил дату, когда он предполагает отправиться в отпуск следующий раз. Следовательно, за 1,5-2 месяца (или раньше, если требуется оформление визы) ему можно выслать каталог с предложениями, где специально для него указать наиболее подходящее предложение исходя из его анкетных данных. Он уже имеет опыт общения с данной компанией, это всегда лучше, чем обращаться в новую компанию, покупая кота в мешке. Плюс к этому турфирма весь год поддерживала с ним контакт, чем, наверняка, создала себе положительный имидж.

Сергей Станкевич, Positive Technologies: Мы развиваем эмуляционную технологию для борьбы со сложным вредоносным ПО
Безопасность

За месяц до обозначенной даты менеджер компании делает телефонный звонок (если клиент до этого не позвонил сам, вся информация по нем, в том числе о всех контактах, находится в его профайле). Соответственно он уточняет, не изменились ли планы, и предлагает свои услуги. Естественно, это не обозначает, что компания ни должна присылать свои предложения на отдых в праздники (майские, январские, поездки на 1-3 дня), клиент может «созреть» и раньше. Важно, чтобы все обращения, письма были именные. Этого нетрудно добиться, используя современные CRM-решения.

Личный кабинет для каждого клиента

Подобные технологии используются на Западе уже много лет. Интернет предоставляет массу дополнительных возможностей для повышения качества и оперативности работы. Во-первых, можно поддерживать связь с клиентом через e-mail (себестоимость такой связи близка к нулю). Информировать его о новых турах, посылать новости (но все это только с его разрешения). На собственном сайте турфирмы после авторизации клиент сможет попасть в персональный кабинет, где могут быть специальные предложения для него, информация о скидках, которые он получает как постоянный клиент, количество набранных очков дисконтной программы и т.п. Сам кабинет может быть с возможностью самонастройки, например, в «пляжном» варианте дизайна или «горном». Тут же должна быть возможность сделать заказ онлайн, а при желании и оплатить через кредитную карту.

Если работа увенчалась успехом, а это будет вполне закономерно, можно снова проанализировать статистику и собрать (скорректировать) данные о клиенте. Возможно, уже с первого раза имеет смысл предложить туристам участие в дисконтной программе. А клиентам, которые часто отдыхают, выделить персонального менеджера. Все это поможет сформировать высокую лояльность, которая будет плавно перетекать в доходы компании.

Контейнеры под защитой: в Kaspersky поделились кейсами на российском рынке
Безопасность

Управлять отношениями

Собирая и накапливая информацию по клиентам, компания может грамотнее планировать свою деятельность. Станут возможны ответы на такие вопросы, которые ранее не приходили в голову, или посчитать это было довольно сложно. Сколько контактов уходит на одного клиента, стоимость одного клиента, сегментирование (например, кто по очереди ездит в Турцию, Испанию, Кипр или Австрию, Щвейцарию, Италию), откуда приходят «пляжные» туристы, а откуда «экзотика» и т.д.

Все данные будут доступны в режиме реального времени, а каждый сотрудник может потренироваться в анализе этих данных. Топ-менеджеры смогут проверить свои планы на конкретных фактах, оценить работу каждого сотрудника, разобраться с жалобами, определить приоритеты в работе. Так, например, можно определить наиболее прибыльные сегменты среди клиентов. Чтобы повысить прибыль, компания решает сфокусироваться на наиболее прибыльных клиентах. Для этого определяет постоянных и новых клиентов, которые воспользовались путевками с максимальной величиной маржи. Далее анализирует эту выборку на наличие общих характеристик, выявив их, проверяет на случайность, после чего формирует стратегию охвата аудитории с похожими данными.

Впрочем, пользоваться данными, которые предоставляет CRM-решение, нужно очень аккуратно. "Использовать информацию о своих клиентах важно, но не всегда возможно, - утверждает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ. - Так, не все клиенты с радостью воспринимают письма, напоминающие о своих предыдущих контактах с тем же туристическим агентством, кто-то хочет сохранить в тайне свою поездку на престижный курорт, кому-то напоминание о поездке стало неприятным и т.п." Пример уже из другой области бизнеса состоит в том, что практически все клиенты, совершившие сделки по купле-продаже недвижимости с неодобрением воспринимают последующие письма от риэлтеров с новыми предложениями о покупке и даже простым напоминанием о риэлтерской конторе. "Права потребителей охраняются законом, продолжает г-н Аитов, во многих странах Евросоюза с конца 90-х годов действуют специальные законы о защите данных, эти законы регламентируют доступ и контроль за использованием личных данных. Законодательные аспекты могут существенно влиять на маркетинг отношений. Так, хорошо известен случай 1997 года, когда авиакомпании American Airlines было запрещено использовать личные данные и информацию о полетах шведских пассажиров в целях подготовки им новых предложений."

CRM-система может помочь большому количеству российских компаний поставить свои отношения с клиентами на новый уровень, или вообще создать их как таковые. Приведенный перечень возможностей далеко не полный. Кроме мощных аналитических возможностей, CRM-системы существенно упрощают рутинную работу (за счет связи с бухгалтерскими, складскими программами) – оформление счетов, договоров, контроль оплаты, контакты с клиентами, ведение переписки и многое другое. Однако, очень важно помнить, что CRM – системы это всего лишь средство, например, как автомобиль. Он может сделать поездку приятнее и комфортабельнее, но ехать сам по себе он не будет. CRM-решение – это прежде всего стратегия взаимоотношений с клиентами. Для правильного функционирования системы необходимо четко поставить задачи и мотивировать персонал, но это тема отдельного разговора.

Андрей Албитов

Вакансия CNews Analytics:
Редактор
  • Требования: от 20 лет, коммуникабельность, владение литературным русским языком, успешный опыт работы журналистом/редактором в сфере IT, технический бэкграунд, исполнительность.
  • Основное направление работ: ИТ для органов государственного управления, ИТ для административного управления крупными компаниями.
  • Обязанности: написание и подготовка материалов, интервью; сопровождение проектов; контроль исполнения операций.

Просьба обращаться по адресу.