Разделы

Бизнес

ИТ-технопарки: путинское "да" значит многое

Ожидается, что в 2005 г. в России может начаться строительство сразу четырех ИТ-технопарков из средств федерального бюджета. Предполагается, что налоговый режим, сравнимый с существующим для аналогичного бизнеса за рубежом, будет предусмотрен в разрабатываемом Минэкономразвития законе об Особых экономических зонах (ОЭЗ). Последний, по требованию президента Владимира Путина, должен быть согласован заинтересованными министерствами и внесен в Государственную Думу РФ до начала марта текущего года.

Почему ИТ?

Согласно исследованию компании McKinsey, уровень производительности труда в российских фирмах, занятых производством ПО, ближе всего к международным показателям. Математическая подготовка в России остается на высоком уровне, что гарантирует ежегодный приток квалифицированных кадров в компании, занятых разработкой ПО.

Мировые интеллектуальные ресурсы

 Мировые интеллектуальные ресурсы

Источник: Мировой Банк, ЮНЕСКО,
представлено Fort-Ross на Global Technology Forum

По данным Forbes Magazine, российские университеты и институты ежегодно готовят более 100000 специалистов по физике, математике, информатике и компьютерному инжинирингу. С другой стороны, по подсчетам NASSCOM, за прошедшие семь лет (1997-2003 гг.) российские вузы подготовили 1,3 млн. специалистов в ИТ-сфере, что составляет примерно 186 тыс. ИТ-специалистов в год (в Индии – 60000, в Китае – 50000). Но только 70 тыс. из числа подготовленных российскими вузами ИТ-специалистов, по данным Microsoft Research на начало 2004 г., работали в отечественных ИТ-компаниях.

Результаты обследования всех крупных и средних предприятий России Росстатом свидетельствует, что экспорт ПО из нашей страны в 2003 г. составил $380 млн. Исследование CNews Analytics, проведенное совместно с «Руссофт/Форт-Росс», показало существенно большую цифру - $546 млн. Подобное расхождение вполне понятно, поскольку Росстат обследовал только крупные и средние предприятия отрасли. Значительная доля экспортируемого ПО производится небольшими компаниями, и все фирмы – от крупных до малых – отнюдь не стремятся к обнародованию реальных объемов продаж ПО. Оценка объемов экспорта за 2004 г., выполненная CNews Analytics совместно с «Руссофт/Форт-Росс», составляет $764 млн. и свидетельствует о почти 50%-ном приросте объемов экспорта ПО из России. В то же время, некоторые из участников рынка склоняются в пользу значений экспорта ПО за 2004 г., близким к $1 млрд.

Таким образом, российские компании успешно справляются с наращиванием объемов экспорта ПО. С другой стороны, улучшение условий экспорта со стороны государства могло бы послужить хорошим стимулом для дальнейшего роста отечественных компаний. Такая задача нашла свое отражение в подготовленных Мининформсвязи РФ в 2004 г. «Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации» и докладе «Прогноз развития информационных технологий и связи Российской Федерации до 2007 года».

Объем экспорта заказного ПО из России за 10 лет, млн. $

 Объем экспорта заказного ПО из России за 10 лет, млн. $

Источник: CNews Analytics, «Руссофт/Форт-Росс» (желтая линяя), 2004 г.
(* прогноз, оранжевая линия – расчеты Market-Visio/EDC)

В ноябре 2004 г. правительство России одобрило указанную выше концепцию, согласно которой «важнейшим мероприятием является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ (технопарков). Основные преимущества таких территорий – создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, а также наличие специального режима налогообложения». В плане реализации предусматривалось, что «разработка программы создания технопарков» будет утверждена на основании проекта акта правительства РФ, который министерство собиралось представить в I квартале 2005 г. Через полтора месяца после утверждения концепции стало ясно, что первые четыре ИТ-технопарка появятся в России в 2005 г. Изюминкой проекта стало налогообложение этих структур.

Показательный визит

Хроники ОЭЗ

Согласно разработанной концепции создания Особых экономических зон (ОЭЗ), возможно создание зон двух типов. Производственно-промышленные зоны площадью не более 10 кв. км предназначены для производства «передовой» промышленной продукции. Технико-внедренческие зоны площадью не более 1 кв. км - для развития «прорывных» технологий. Резиденты ОЭЗ освобождаются от таможенных пошлин на материалы и оборудование, предназначенные для работы в рамках инвестиционных проектов. Возможно снижение или отмена выплат по налогам на землю (дифференцированно по субъектам Федерации), прибыль (до 17% при ставке 24%), имущество (2,2%), - такие решения уполномочены принимать власти регионов. Закон более трех лет находится на стадии согласования и доработки.

26 февраля 2004 г.
Правительство, несмотря на сопротивление Минфина РФ и МНС России, одобрило концепцию и проект технического задания на разработку проекта федерального закона "О создании правовых основ для функционирования технико-внедренческих и производственных зон". Минфину к 15 апреля было поручено внести в правительство доработанный проект закона об ОЭЗ.

30 марта 2004 г.
Вице-премьер правительства России Александр Жуков, говоря об ОЭЗ, заявил, что единственным исключением из налогового режима, может стать только Калининградская область. В то же время, судя по словам вице-премьера агентству Reuters, его понимание ОЭЗ неразрывно связано с офшорными зонами, оставившими неоднозначный след в современной истории России.

Август 2004 г.
Алексей Кудрин, глава Минфина РФ, изменил свою позицию и впервые публично поддержал идею создания особых экономических зон (ОЭЗ), но, исключительно технико-внедренческих и пока только на словах.

Декабрь2004 г.
Во время встречи с Владимиром Путиным вице-премьер Александр Жуков заявил, что законопроект об ОЭЗ будет принят. Именно благодаря вмешательству президента Минфин РФ дал добро на создание пяти особых экономических зон (ОЭЗ), которые должны выступить катализатором "инновационного прорыва". Согласно законопроекту, в технопарках площадью до 2 кв. км могут работать только инновационные компании, а местные и региональные власти уполномочены понижать налог на прибыль до 6,5% и предоставлять льготы по налогу на имущество. Несколько позже была прописана возможность снижения ЕСН, но только для технопарков и до 14%.

11 января 2005 г.
Владимир Путин на совещании по информационным технологиям в Новосибирске потребовал внести закон об ОЭЗ в Госдуму России до 1 марта, тем самым были пресечены попытки Минфина РФ затянуть подготовку законопроекта. На совещании главы Минэкономразвития РФ и Мининформсвязи РФ привели свои позиции к общему знаменателю - технопарков пока будет около шести. В то же время, по мнению Леонида Реймана, отрасли требуется государственная программа развития до 2010 г., включающая, в том числе, создание как технопарков, так и специализированного венчурного фонда и технологического университета для ИТ-компаний. Определенное противодействие этой инициативе отмечается и со стороны Минобрнауки РФ. Министр Андрей Фурсенко рассматривает ИТ-технопарки в качестве компоненты общей инновационной системы России и не считает, что ради одного сегмента (ИТ) необходимо вводить подобные специальные условия, несмотря на мировую практику и тенденцию по регистрации ИТ-компаний вне России.

Президент России Владимир Путин посетил Индию в начале декабря 2004 г. В ходе визита прошел российско-индийский круглый стол в городе Бангалор. В его работе приняли участие Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ, представители министерства и главы известных отечественных ИТ-компаний. Основным результатом визита стала наглядная демонстрация колоссальных возможностей ИТ-сектора, развивающейся при непосредственной поддержке индийского правительства, хорошо понимающего значение этой отрасли для экономики страны. В то же время, было заключено только одно соглашение – между «Квазар-Микро» (Украина, контрольный пакет принадлежит российской АФК «Система») и SRIT (Sobha Renaissance Information Technology).

Объем экспорта ПО из Индии в 2004 г. составил около $8 млрд. (ИТ-аутсорсинг - $15,6 млрд.), в 2003 г. – около $6 млрд. (ИТ-аутсорсинг - $12,2 млрд.), и основной вклад принадлежит Бангалору – крупнейшей «фабрике» по производству экспортного ПО. В офисах размещенных здесь компаний работают десятки тысяч программистов. Так, в Infosys Technologies – 45 тыс; в TCS (Tata Consultancy Services) – более 40 тыс., при планах увеличения штата в 2005 г. на 8-9 тыс; в Wipro – около 30 тыс. Кроме того, в Бангалоре расположены лаборатории крупнейших мировых высокотехнологичных компаний и национальные (индийские) производители продуктов для конечных потребителей. Центры по работе с клиентами крупных бангалорских компаний расположены по всему миру: например, у Wipro – в Швеции, Великобритании, Нидерландах, Финляндии. Среднегодовой прирост доходов индийских компаний весьма значителен – у InfoSys Technologies с 2000 по 2002 гг. они выросли в три раза, в основном благодаря североамериканским заказам. Для сравнения - по состоянию на январь 2005 г. в «Руссофт/Форт-Росс» входила 71 компания общей численностью около 8-10 тыс. человек. Среди них наиболее крупные – IBA (1500 сотрудников) и Epam Systems (1200 сотрудников). Штат последней значительно увеличился после слияния со Star Software в сентябре 2004 г.

События начали разворачиваться по окончанию визита. Поскольку было подписано только одно соглашение о сотрудничестве между ИТ-компаниями, главная цель российских бизнесменов просматривалась достаточно отчетливо – пролоббировать перед президентом идею создания ИТ-технопарков и ОЭЗ, законопроект о которых безнадежно застрял в Минфине, несмотря на трехлетнюю историю согласований. Результат не заставил себя ждать – в ходе совещания в Новосибирске Владимир Путин потребовал, чтобы законопроект об ОЭЗ, текст которого предусматривает снижение суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда компаний, работающих в технико-внедренческих зонах, был внесен в Государственную Думу РФ до 1 марта 2005 года. По словам президента, создание технопарков в сфере информационных технологий – это национальная задача России.

По-видимому, президента впечатлили масштабы индийского ИТ-бизнеса и его быстрый рост. Объем мирового ИТ-рынка по итогам 2003 г. составил порядка $915 млрд., при доле России около 0,7% ($6 млрд. в 2003 г., $7 млрд. в 2004 г; доля США по итогам 2003 г. – $366 млрд.). Как отмечает Леонид Рейман, к 2010 году российский ИТ-рынок может увеличиться в 5 раз - до $40 млрд. В то же время, по словам его заместителя Дмитрия Милованцева, к 2010 г. объем ИТ-аутсорсинга из России может составить порядка $10 млрд. – это почти 7% мирового экспорта ИТ-услуг (Индия к этому времени рассчитывает контролировать 25% рынка мирового ИТ-аутсорсинга). Прогнозы весьма оптимистичные, но, чтобы достичь этих показателей, необходимо привести суммарную нагрузку на фонд оплаты труда к конкурентоспособному уровню. Именно такую цель преследует создание ИТ-технопарков со специфическим режимом.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Невыгодный бизнес

В настоящее время для ИТ-компаний, участников ожидаемых «технико-внедренческих» ОЭЗ, рассматривается возможность снижения единого социального налога (ЕСН) с 26% до 14%, и эту позицию с трудом и в целом, но все же поддержал Минфин. Однако и 14% ЕСН - это слишком много для ИТ-компаний, расходы которых на заработную плату составляют значительную часть выручки. Так как ИТ-предпринимателю необходимо платить НДС и ЕСН, в России невыгодно регистрировать ИТ-компании. Если сделать это на Кипре, в США или Швейцарии, то государству, в котором зарегистрирована компания, необходимо перечислять лишь стандартный корпоративный налог – от 2% для предприятий, зарегистрированных на Кипре, до 4,5-5% - для зарегистрированных в Швейцарии, в зависимости от кантона. В этом случае зарплата перечисляется на кредитную карточку работника, который является плательщиком подоходного налога, но не ЕСН и не НДС – они в этом случае не уплачиваются, и такая возможность не является незаконной.

«Общая проблема ИТ-компаний – очень высокие затраты на оплату труда, - говорит г-н Милованцев. - Если для промышленного предприятия в нефтедобыче оплата труда в среднем составляет 3-5%, то здесь, в ИТ-секторе, – 70%». Российская фискальная система, настроенная на налогообложение, прежде всего, добывающих и производящих предприятий, которые неотъемлемо привязаны к территории болтами, трубами и пр., - здесь совершенно не работает. «Получается, что точка капитализации ИТ-компаний переносится в другие страны и Россия из-за этого фактически продает интеллектуальное сырье. Когда же начинается продажа компании, то компания продается уже не российская, а американская», - отмечает г-н Милованцев. Поэтому Мининформсвязи считает необходимым привести условия работы ИТ-компаний в России к таковым в других государствах. Примечательно, что иного выхода нет, поскольку в противном случае в России практически не останется отечественных ИТ-компаний, зарабатывающих значительные деньги. Правда, главы Минфина и Минэкономразвития, почему-то называемые «либералами», пока не поддерживают Мининформсвязи.

Другая проблема, волнующая ИТ-компании, – фиксация факта экспорта, поскольку экспортеры имеют право на возврат НДС. В случае ИТ-аутсорсинга, когда разработанные решения, алгоритмы, ПО направляются на экспорт посредством интернета, - налоговая инспекция и таможенная служба не могут зафиксировать факт пересечения границы. В этом случае НДС должен выплачиваться в полном объеме и возврату не подлежит. По мнению Мининформсвязи, отсутствие разрешительной процедуры экспорта продукции является одним из серьезных барьеров, тормозящих рост отечественного ИТ-рынка. Именно такой порядок не первый год действует в Китае – компания готовит документы, ставит в известность чиновника, который их в дальнейшем получает, например, через курьера, которого направляет также госструктура. Параллельно экспортируются ИТ-продукты. Но в России процедура экспорта ИТ-продукции остается неизменной на протяжении последних лет, несмотря на массу проблем для компаний. Так, оформление бумаг занимает больше месяца и более $500 на обязательные и «поощрительные» выплаты госслужащим. При этом Минэкономразвития, несмотря на неоднократные заявления о поддержке экспорта, в том числе высокотехнологичного, ничего не сделало в этом направлении. Напомним, что Федеральная таможенная служба (бывшее ГТК) в 2004 г. была переподчинена Минэкономразвитию. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению руководителей Мининформсвязи, может стать изменение процедуры подтверждения факта экспорта.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

По оценкам Мининформсвязи, строительство одного такого ИТ-технопарка потребует около $80-100 млн. «Оценка Новосибирска, например, - порядка $100-150 млн., оценка МЭРТа - $100 млн. Оценка по Дубне ($80 млн. федеральных вложений) – это уже подтвержденные расчетами бизнес-плана цифры», - отметил Дмитрий Милованцев. Кроме того, в течение 2005 г. за счет средств федерального бюджета будут разработаны типовые решения для подобных технопарков, которые впоследствии поступят в региональные администрации.

Пока в Мининформсвязи рассматривается возможность создания четырех подобных ИТ-технопарков площадью около 1 кв. км каждый - в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. «Сама Москва из этого перечня выпадает в силу одного фактора, - считает Дмитрий Милованцев. – Здесь очень высокая оплата труда, то есть человек, укрепившись в Москве, мгновенно перейдет в какую-нибудь компанию - производственную, сбытовую или финансовую, он не будет работать в компании, где оплата труда является критическим фактором».

Кроме всего вышеперечисленного, успешная работа ИТ-компаний требует концентрации квалифицированных специалистов и условий, способствующих процветанию определенной культуры. Эта задача успешно решена в Индии, много сделано в Китае, - почему бы России не перенять успешный опыт этих стран?

Сергей Шалманов / CNews