ИТ-технопарки: путинское "да" значит многое
Ожидается, что в 2005 г. в России может начаться строительство сразу четырех ИТ-технопарков из средств федерального бюджета. Предполагается, что налоговый режим, сравнимый с существующим для аналогичного бизнеса за рубежом, будет предусмотрен в разрабатываемом Минэкономразвития законе об Особых экономических зонах (ОЭЗ). Последний, по требованию президента Владимира Путина, должен быть согласован заинтересованными министерствами и внесен в Государственную Думу РФ до начала марта текущего года.Почему ИТ?
Согласно исследованию компании McKinsey, уровень производительности труда в российских фирмах, занятых производством ПО, ближе всего к международным показателям. Математическая подготовка в России остается на высоком уровне, что гарантирует ежегодный приток квалифицированных кадров в компании, занятых разработкой ПО.
Мировые интеллектуальные ресурсы
Источник: Мировой Банк, ЮНЕСКО,
представлено Fort-Ross на Global Technology Forum
По данным Forbes Magazine, российские университеты и институты ежегодно готовят более 100000 специалистов по физике, математике, информатике и компьютерному инжинирингу. С другой стороны, по подсчетам NASSCOM, за прошедшие семь лет (1997-2003 гг.) российские вузы подготовили 1,3 млн. специалистов в ИТ-сфере, что составляет примерно 186 тыс. ИТ-специалистов в год (в Индии – 60000, в Китае – 50000). Но только 70 тыс. из числа подготовленных российскими вузами ИТ-специалистов, по данным Microsoft Research на начало 2004 г., работали в отечественных ИТ-компаниях.
Результаты обследования всех крупных и средних предприятий России Росстатом свидетельствует, что экспорт ПО из нашей страны в 2003 г. составил $380 млн. Исследование CNews Analytics, проведенное совместно с «Руссофт/Форт-Росс», показало существенно большую цифру - $546 млн. Подобное расхождение вполне понятно, поскольку Росстат обследовал только крупные и средние предприятия отрасли. Значительная доля экспортируемого ПО производится небольшими компаниями, и все фирмы – от крупных до малых – отнюдь не стремятся к обнародованию реальных объемов продаж ПО. Оценка объемов экспорта за 2004 г., выполненная CNews Analytics совместно с «Руссофт/Форт-Росс», составляет $764 млн. и свидетельствует о почти 50%-ном приросте объемов экспорта ПО из России. В то же время, некоторые из участников рынка склоняются в пользу значений экспорта ПО за 2004 г., близким к $1 млрд.
Таким образом, российские компании успешно справляются с наращиванием объемов экспорта ПО. С другой стороны, улучшение условий экспорта со стороны государства могло бы послужить хорошим стимулом для дальнейшего роста отечественных компаний. Такая задача нашла свое отражение в подготовленных Мининформсвязи РФ в 2004 г. «Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации» и докладе «Прогноз развития информационных технологий и связи Российской Федерации до 2007 года».
Объем экспорта заказного ПО из России за 10 лет, млн. $
Источник: CNews Analytics, «Руссофт/Форт-Росс» (желтая линяя), 2004 г.
(* прогноз, оранжевая линия – расчеты Market-Visio/EDC)
В ноябре 2004 г. правительство России одобрило указанную выше концепцию, согласно которой «важнейшим мероприятием является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ (технопарков). Основные преимущества таких территорий – создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, а также наличие специального режима налогообложения». В плане реализации предусматривалось, что «разработка программы создания технопарков» будет утверждена на основании проекта акта правительства РФ, который министерство собиралось представить в I квартале 2005 г. Через полтора месяца после утверждения концепции стало ясно, что первые четыре ИТ-технопарка появятся в России в 2005 г. Изюминкой проекта стало налогообложение этих структур.
Показательный визит
Хроники ОЭЗ Согласно разработанной концепции создания Особых экономических зон (ОЭЗ), возможно создание зон двух типов. Производственно-промышленные зоны площадью не более 10 кв. км предназначены для производства «передовой» промышленной продукции. Технико-внедренческие зоны площадью не более 1 кв. км - для развития «прорывных» технологий. Резиденты ОЭЗ освобождаются от таможенных пошлин на материалы и оборудование, предназначенные для работы в рамках инвестиционных проектов. Возможно снижение или отмена выплат по налогам на землю (дифференцированно по субъектам Федерации), прибыль (до 17% при ставке 24%), имущество (2,2%), - такие решения уполномочены принимать власти регионов. Закон более трех лет находится на стадии согласования и доработки. 26 февраля 2004 г. 30 марта 2004 г. Август 2004 г. Декабрь2004 г. 11 января 2005 г. |
Президент России Владимир Путин посетил Индию в начале декабря 2004 г. В ходе визита прошел российско-индийский круглый стол в городе Бангалор. В его работе приняли участие Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ, представители министерства и главы известных отечественных ИТ-компаний. Основным результатом визита стала наглядная демонстрация колоссальных возможностей ИТ-сектора, развивающейся при непосредственной поддержке индийского правительства, хорошо понимающего значение этой отрасли для экономики страны. В то же время, было заключено только одно соглашение – между «Квазар-Микро» (Украина, контрольный пакет принадлежит российской АФК «Система») и SRIT (Sobha Renaissance Information Technology).
Объем экспорта ПО из Индии в 2004 г. составил около $8 млрд. (ИТ-аутсорсинг - $15,6 млрд.), в 2003 г. – около $6 млрд. (ИТ-аутсорсинг - $12,2 млрд.), и основной вклад принадлежит Бангалору – крупнейшей «фабрике» по производству экспортного ПО. В офисах размещенных здесь компаний работают десятки тысяч программистов. Так, в Infosys Technologies – 45 тыс; в TCS (Tata Consultancy Services) – более 40 тыс., при планах увеличения штата в 2005 г. на 8-9 тыс; в Wipro – около 30 тыс. Кроме того, в Бангалоре расположены лаборатории крупнейших мировых высокотехнологичных компаний и национальные (индийские) производители продуктов для конечных потребителей. Центры по работе с клиентами крупных бангалорских компаний расположены по всему миру: например, у Wipro – в Швеции, Великобритании, Нидерландах, Финляндии. Среднегодовой прирост доходов индийских компаний весьма значителен – у InfoSys Technologies с 2000 по 2002 гг. они выросли в три раза, в основном благодаря североамериканским заказам. Для сравнения - по состоянию на январь 2005 г. в «Руссофт/Форт-Росс» входила 71 компания общей численностью около 8-10 тыс. человек. Среди них наиболее крупные – IBA (1500 сотрудников) и Epam Systems (1200 сотрудников). Штат последней значительно увеличился после слияния со Star Software в сентябре 2004 г.
События начали разворачиваться по окончанию визита. Поскольку было подписано только одно соглашение о сотрудничестве между ИТ-компаниями, главная цель российских бизнесменов просматривалась достаточно отчетливо – пролоббировать перед президентом идею создания ИТ-технопарков и ОЭЗ, законопроект о которых безнадежно застрял в Минфине, несмотря на трехлетнюю историю согласований. Результат не заставил себя ждать – в ходе совещания в Новосибирске Владимир Путин потребовал, чтобы законопроект об ОЭЗ, текст которого предусматривает снижение суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда компаний, работающих в технико-внедренческих зонах, был внесен в Государственную Думу РФ до 1 марта 2005 года. По словам президента, создание технопарков в сфере информационных технологий – это национальная задача России.
По-видимому, президента впечатлили масштабы индийского ИТ-бизнеса и его быстрый рост. Объем мирового ИТ-рынка по итогам 2003 г. составил порядка $915 млрд., при доле России около 0,7% ($6 млрд. в 2003 г., $7 млрд. в 2004 г; доля США по итогам 2003 г. – $366 млрд.). Как отмечает Леонид Рейман, к 2010 году российский ИТ-рынок может увеличиться в 5 раз - до $40 млрд. В то же время, по словам его заместителя Дмитрия Милованцева, к 2010 г. объем ИТ-аутсорсинга из России может составить порядка $10 млрд. – это почти 7% мирового экспорта ИТ-услуг (Индия к этому времени рассчитывает контролировать 25% рынка мирового ИТ-аутсорсинга). Прогнозы весьма оптимистичные, но, чтобы достичь этих показателей, необходимо привести суммарную нагрузку на фонд оплаты труда к конкурентоспособному уровню. Именно такую цель преследует создание ИТ-технопарков со специфическим режимом.
Невыгодный бизнес
В настоящее время для ИТ-компаний, участников ожидаемых «технико-внедренческих» ОЭЗ, рассматривается возможность снижения единого социального налога (ЕСН) с 26% до 14%, и эту позицию с трудом и в целом, но все же поддержал Минфин. Однако и 14% ЕСН - это слишком много для ИТ-компаний, расходы которых на заработную плату составляют значительную часть выручки. Так как ИТ-предпринимателю необходимо платить НДС и ЕСН, в России невыгодно регистрировать ИТ-компании. Если сделать это на Кипре, в США или Швейцарии, то государству, в котором зарегистрирована компания, необходимо перечислять лишь стандартный корпоративный налог – от 2% для предприятий, зарегистрированных на Кипре, до 4,5-5% - для зарегистрированных в Швейцарии, в зависимости от кантона. В этом случае зарплата перечисляется на кредитную карточку работника, который является плательщиком подоходного налога, но не ЕСН и не НДС – они в этом случае не уплачиваются, и такая возможность не является незаконной.
«Общая проблема ИТ-компаний – очень высокие затраты на оплату труда, - говорит г-н Милованцев. - Если для промышленного предприятия в нефтедобыче оплата труда в среднем составляет 3-5%, то здесь, в ИТ-секторе, – 70%». Российская фискальная система, настроенная на налогообложение, прежде всего, добывающих и производящих предприятий, которые неотъемлемо привязаны к территории болтами, трубами и пр., - здесь совершенно не работает. «Получается, что точка капитализации ИТ-компаний переносится в другие страны и Россия из-за этого фактически продает интеллектуальное сырье. Когда же начинается продажа компании, то компания продается уже не российская, а американская», - отмечает г-н Милованцев. Поэтому Мининформсвязи считает необходимым привести условия работы ИТ-компаний в России к таковым в других государствах. Примечательно, что иного выхода нет, поскольку в противном случае в России практически не останется отечественных ИТ-компаний, зарабатывающих значительные деньги. Правда, главы Минфина и Минэкономразвития, почему-то называемые «либералами», пока не поддерживают Мининформсвязи.
Другая проблема, волнующая ИТ-компании, – фиксация факта экспорта, поскольку экспортеры имеют право на возврат НДС. В случае ИТ-аутсорсинга, когда разработанные решения, алгоритмы, ПО направляются на экспорт посредством интернета, - налоговая инспекция и таможенная служба не могут зафиксировать факт пересечения границы. В этом случае НДС должен выплачиваться в полном объеме и возврату не подлежит. По мнению Мининформсвязи, отсутствие разрешительной процедуры экспорта продукции является одним из серьезных барьеров, тормозящих рост отечественного ИТ-рынка. Именно такой порядок не первый год действует в Китае – компания готовит документы, ставит в известность чиновника, который их в дальнейшем получает, например, через курьера, которого направляет также госструктура. Параллельно экспортируются ИТ-продукты. Но в России процедура экспорта ИТ-продукции остается неизменной на протяжении последних лет, несмотря на массу проблем для компаний. Так, оформление бумаг занимает больше месяца и более $500 на обязательные и «поощрительные» выплаты госслужащим. При этом Минэкономразвития, несмотря на неоднократные заявления о поддержке экспорта, в том числе высокотехнологичного, ничего не сделало в этом направлении. Напомним, что Федеральная таможенная служба (бывшее ГТК) в 2004 г. была переподчинена Минэкономразвитию. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению руководителей Мининформсвязи, может стать изменение процедуры подтверждения факта экспорта.
По оценкам Мининформсвязи, строительство одного такого ИТ-технопарка потребует около $80-100 млн. «Оценка Новосибирска, например, - порядка $100-150 млн., оценка МЭРТа - $100 млн. Оценка по Дубне ($80 млн. федеральных вложений) – это уже подтвержденные расчетами бизнес-плана цифры», - отметил Дмитрий Милованцев. Кроме того, в течение 2005 г. за счет средств федерального бюджета будут разработаны типовые решения для подобных технопарков, которые впоследствии поступят в региональные администрации.
Пока в Мининформсвязи рассматривается возможность создания четырех подобных ИТ-технопарков площадью около 1 кв. км каждый - в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. «Сама Москва из этого перечня выпадает в силу одного фактора, - считает Дмитрий Милованцев. – Здесь очень высокая оплата труда, то есть человек, укрепившись в Москве, мгновенно перейдет в какую-нибудь компанию - производственную, сбытовую или финансовую, он не будет работать в компании, где оплата труда является критическим фактором».
Кроме всего вышеперечисленного, успешная работа ИТ-компаний требует концентрации квалифицированных специалистов и условий, способствующих процветанию определенной культуры. Эта задача успешно решена в Индии, много сделано в Китае, - почему бы России не перенять успешный опыт этих стран?
Сергей Шалманов / CNews