Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Mail.ru стал на треть африканским

На российском интернет-рынке появился новый крупный инвестор: южноафриканская компания Naspers приобрела 30% акций портала Mail.ru. Данное событие оказалось достаточно неожиданным, и некоторые участники рынка даже не исключают, что за Naspers скрываются российские предприниматели.
Инвестиционная компания Naspers объявила о приобретении 30% акций американской фирмы Port.ru, владеющей одним из крупнейших российских интернет-ресурсов Mail.ru. Сумма сделки составила $165 млн, финансовым консультантом выступил «Ренесанс-Капитал». «Мы были поражены превосходной управленческой командой Mail.ru и в особенности высоким качеством работы российских программистов», — прокомментировал управляющий директор интернет-подразделения Naspers Антони Ру (Antonie Roux).

В 1998 году Mail.ru стал одной из первых бесплатных почтовых служб в России, на базе которой через три года был создан интернет-портал. Количество уникальных посетителей Mail.ru в месяц составляет 24 млн. Naspers занимается международными инвестициями в области масс-медиа, в том числе и в интернет-проекты. Три четверти активов компании сосредоточены в Южно-Африканской республике, остальные — в ряде развивающихся стран. В частности, Naspers принадлежат блокирующие пакеты акций интернет-порталов Tencent в Китае и Sanook в Тайланде.

С учетом прошлогодней покупки «Рамблера», эксперты заговорили о новом инвестиционном буме в российском интернете. «Рунет показывает очень хорошие темпы роста, — отмечает пресс-секретарьФинамаВладислав Кочетков. — Вполне логично, что западные компании хотят им воспользоваться. Хотя, конечно, ситуация, когда капитализация двух игроков отрасли („Рамблера“ и Mail.ru) превышает годовой доход отрасли, выглядит не совсем здоровой, и элементы „мыльного пузыря“ на рынке, несомненно, есть».

До сих пор Mail.ru ни разу не раскрывал структуры акционеров. Теперь же гендиректор интернет-ресурса Дмитрий Гришин сообщил, что крупнейших акционеров три: Digital Sky Technologies (DST), Tiger Global Managment (TGM) и Naspers. TGM является достаточно известным международным инвестиционным фондом, например, два года назад он приобрел пакет акций «Яндекса». А вот DST пока остается «темной лошадкой». Г-н Гришин не говорит, какие доли акций принадлежат обеим этим структурам, но уточняет, что ни у одной из них нет контрольного пакета акций.

Между тем, в 2003 году по рынку распространилась информация о покупке пакета акций Mail.ru структурами банка «Нефтяной», у которого через два года была отозвана лицензия, а его владелец Игорь Линшиц был объявлен в розыск. Теперь же стало известно, что банк продал свои акции. «Нефтяной» достаточно давно не является нашим акционером, и к данной сделке он отношения не имел, — заверил г-н Гришин. — Naspers приобрел часть пакетов акций, принадлежавших TGM и DST".

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Таким образом, Mail.ru практически полностью находится в руках иностранных инвесторов. Однако не все на рынке доверяют официальной информации об акционерах Mail.ru. «Принадлежавшие „Нефтяному“ акции были выкуплены российскими предпринимателями, потому как ни один зарубежный инвестиционный фонд не станет приобретать собственность человека, находящегося в розыске, — говорит руководитель службы блогов компании „Суп“, основатель „Газеты.ру“ и „Ленты.ру“ Антон Носик. — Я уверен, что этот собственник остается с Mail.ru, ожидая ее выхода на IPO. Точно так же я думаю, что и за Naspers стоит кто-то из россиян, не желающий афишировать свое присутствие. Иначе было бы странно, что актив, за которым в очереди стоят отечественные бизнес-группы, достался бы не имеющему опыта в России иностранному инвестору».

Впрочем, источник, знакомый с деталями сделки, опроверг подобную версию. «Naspers — публичная компания, ее акции котируются на Nasdaq, и такого в принципе не может быть, чтобы она кого-то прикрывала, — сообщил собеседник CNews. — А обойти других инвесторов Naspers удалось благодаря тому, что эта компания отлично понимает процессы в данной отрасли и сделала наиболее интересное предложение».

Учебный курс «Интернет как оружие в борьбе за клиентов» 1.02