Разделы

Телеком ТВ и радио

Россияне готовы тратить на ТВ по $10 в месяц

На сегодня порядка 75% населения России принимает сигналы кабельного ТВ. В этом сегменте происходит бурный рост технологий, подкрепленный интересом населения. По мнению экспертов, в 2007 г. ARPU на одного абонента кабельных сетей у ряда операторов может достичь $10 в месяц.
За последние 2–3 года произошли существенные изменения в сегменте платного телевидения России, отметили участники круглого стола «Платное телевидение в России», прошедшего в рамках международной выставки и конференции CSTB-2007. Внедрение новейших технологий поддерживается растущим интересом населения и повышением его покупательной способности.

По словам президента Ассоциации кабельного телевидении России Юрия Припачкина, большинство игроков рынка за год увеличили количество своих клиентов в 1,5–2 раза. Усиливающаяся конкуренция позволила улучшить качество услуг и снизить их стоимость. Как отметил 1-й заместитель генерального директора компании «ЭР-Телеком» Сергей Гусев, «Россия — уникальная страна, у нас иногда в одном городе конкурируют 3–4 крупных оператора».

«Сейчас в России 75% населения имеет возможность смотреть кабельное телевидение, — рассказал Юрий Припачкин. — У нашей страны есть шанс вскоре догнать развитые государства, где уровень проникновения телевизионных сигналов по кабелю составляет более 90%». Он отметил, что большим подспорьем в деле развития кабельного ТВ стала позиция муниципалитетов после того, как реально заработал Закон о местном самоуправлении.

К 2015 г., согласно правительственной программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007–2015 гг.)», аналоговое телевидение вымрет, и все передачи будут транслироваться только через «цифру». В связи с этим перед Ассоциацией кабельного телевидения России в ближайшие годы будет стоять задача контроля над формированием т.н. «социального пакета» цифрового вещания, связанного с раздачей населению «сеттопбоксов» — устройств, позволяющих превратить обычный телевизор в цифровой. Судя по всему, бесплатно такие устройства получат только малообеспеченные семьи. Участники сошлись во мнении, что при переходе к «цифре» государство не должно быть участником рынка. Что касается стандарта нового вещания, то рабочая группа Ассоциации пришла к одобрению MPEG-4, как наиболее совершенного.

Также в планах Ассоциации — взаимодействие с Российским авторским обществом и работа над сертификацией компаний кабельного ТВ. На сегодня из более чем 7 тысяч игроков на этом рынке лицензированы не более четверти. По словам Юрия Припачкина, лицензирование только способствует притоку инвестиций.

Одним из самых актуальных является вопрос будущего региональных кабельных операторов. Большинство специалистов склоняется к мысли, что многим из них удастся выжить в конкурентной борьбе, избежав поглощения со стороны крупных игроков. Но развитию мелких компаний мешает высокая стоимость контента.

Высоко оценивается и потенциал IPTV в России. Как напомнил президент компании CTI Игорь Масленников, еще года 3 назад эта аббревиатура у нас почти не звучала. Но сегодня можно с уверенностью говорить, что телевидение по протоколу IP будет иметь не менее громкий успех, чем IP-телефония. Постепенно IPTV уходит от собственно телевидения. Новые поколения управления услугами в IP-сетях начинают обрастать коммуникационными возможностями: происходит развитие сектора развлечений, возникают сообщества пользователей, абонент получает возможности для персонализации.

Важной тенденцией является то, что интернет-сервисы в последнее время конвергируют с ТВ. Причем, инициатором этой конвергенции, привносящей интерактивность, является сам абонент, и операторы быстро реагируют на его потребности в дополнительных услугах. Как считает заместитель генерального директора компании «Комстар-Директ» Мираб Габуния, «при правильной работе маркетингового отдела компании, допуслуги вообще способны удвоить ARPU провайдера».

Как отметил ряд участников круглого стола, в последнее время наметился поворот потребителя в сторону «своего» контента. Люди все чаще требуют программ, сделанных в России и для России. «Залог лояльности абонента — качество предоставляемого ему контента», — подчеркнул Александр Теппер, генеральный директор «Космос ТВ». По мнению заместителя генерального директора компании «НКС-Инвест» Андрея Голованова, на мировом рынке платного ТВ уже начался процесс дифференциации каналов с учетом интересов национальных аудиторий. Этот процесс, несомненно, коснется и России.

Специалисты затруднились назвать примерную сумму инвестиций в сектор платного ТВ. Но, по словам Юрия Припачкина, возглавляемая им компания «Ренова Медиа» в 2006 г. привлекла порядка $100 млн, а в текущем году планирует увеличить объем инвестиций в 3 раза. Что касается ARPU на одного абонента кабельных сетей, то в 2006 г. он составлял $5–6. По прогнозам генерального директора компании «Мультирегион» Сергея Дмитриева, в 2007 г. ARPU планируется на уровне $7–8. Ряд участников круглого стола считает, что у некоторых операторов, работающих в крупных городах, ARPU достигнет $10.

Андрей Арсентьев