Разделы

Телеком Контент

ФАС наказал за мобильную эротику

Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области оштрафовало ряд компаний, торгующих мобильным контентом, за непристойную рекламу в печатных СМИ.
По результатам экспертизы питерского Общественного совета по рекламе были рассмотрены три дела об административном правонарушении закона «О рекламе». В результате УФАС наложил административный штраф на ЗАО «Мобикон» (400 МРОТ — 40 тыс. руб), ООО «Бифри» (500 МРОТ — 50 тыс. руб.), ООО «Рингтайм» (400 МРОТ — 40 тыс. руб.) за использование непристойных образов в рекламе анимационных картинок для сотовых телефонов.

Как сообщили CNews в УФАС, поводом для рассмотрения дела стало обращение из Московского управления антимонопольной службы, в которое поступили жалобы на неэтичность рекламы контент-провайдеров. Так как эти провайдеры были зарегистрированы в Петербурге, то московское УФАС передало дело своим петербургским коллегам. Председатель Общественного совета по рекламе по СПб и ЛО Сергей Пилатов рассказал CNews, что проблема назревала уже давно. «Еще четыре месяца назад прецеденты таких дел состоялись на уровне ФАС РФ, что упростило дело. Также накопилась критическая масса обращений от граждан, проанализировав которые мы и приняли решение провести экспертизу».

По ее итогам рекламные материалы мобильного контента от компаний Infon, I-Free и «Рингтайм» были признаны «непристойными», что и стало основанием для наложенных штрафов. Несмотря на то, что эротический контент в печатной прессе рекламируется давно, до недавнего времени прецедентов наложения штрафов за это не было. ФАС не мог возбудить дело, пока в антимонопольную службу не обратились с соответствующим заявлением.

«Так как издания, в которых размещались непристойные картинки, не являются специализированными или закрытыми, картинки были признаны рекламой. Вопрос о ее соответствии этическим нормам также не вызвал сомнений. Отмечу, что подобные дела, когда рекламный материал признается несоответствующим, исходя из непристойного художественного оформления, довольно редки», — добавил г-н Пилатов.

Сами «провинившиеся» компании отреагировали на штраф довольно спокойно. Юлия Гуцуляк, директор компании «Рингтайм», не совсем согласна с принятым решением, так как, по ее словам, «четкого определения непристойности в законе „О рекламе“ нет». Кроме того, она уверена, что самые пикантные детали продаваемых картинок были прикрыты специальными ярлыками. «Странно еще и то, что у конкурентов, оштрафованных вместе с нами, все было гораздо серьезнее — более открыто, и, тем не менее, мы получили одинаковые штрафы», — недоумевает г-жа Гуцуляк. Она также не исключила возможность оспаривания решения УФАС в суде после более тщательного анализа ситуации юристами компании.

Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free, также видит проблему в несовершенстве закона, но оспаривать решение УФАС не собирается. «Наша компания размещает рекламу эротического контента в специализированных изданиях, для чего использует отдельный бренд. Экспертный совет ФАС счел, что несколько макетов, размещенных в журнале „Вокруг смеха“ и газете „Панорама Петербурга“, содержат признаки ненадлежащей рекламы. Закон „О рекламе“ не раскрывает понятия, на основании которых было принято решение УФАС, поскольку не содержит в себе критерии пристойности и непристойности рекламы. Однако мы не будем оспаривать решение и откорректировали макеты, на которые указал экспертный совет», — сообщил CNews г-н Петров.

Кирилл Шрамко, генеральный директор ЗАО «Мобикон» (торговая марка Infon), также не собирается обжаловать штраф, наложенный на его компанию. «Infon уже долгое время предлагает пользователям эротический контент. Еще во времена превалирования черно-белого графического контента тема „эротика“ была очень востребованной. Так же дело обстоит и сейчас», — рассказал он. По оценкам экспертов, на сегодняшний день эротический сегмент составляет примерно 30% всего рынка мобильного контента. Г-н Шрамко считает, что в связи с общей тенденцией к ужесточению требований со стороны государства к контент-провайдерам последним придется искать новые стратегии выживания на рынке. «Необходимо будет более четко представлять возможности продвижения adult-услуг, возможно, рассмотреть использование иных рекламных площадок, большее внимание уделять качеству контента», — полагает г-н Шрамко.

Напомним, что в 2006 году Федеральная служба по надзору в сфере связи обязала компании, работающие на рынке мобильного контента, к получению лицензии, дающей возможность предоставления телематических услуг связи. Участники рынка не исключают, что действия со стороны органов власти к участникам рынка мобильного контента впоследствии могут привести к перераспределению рынка мобильных услуг. Некоторые из них полагают, что в ближайшее время количество игроков на российском рынке будет сокращаться, что приведет к консолидации на рынке.

Олег Горбатов