Разделы

Бизнес Телеком Мобильная связь ИТ в торговле

Samsung отстает от Nokia «по привычке»?

Анализ продаж крупнейших сотовых ритейлеров Северо-Запада за первый квартал 2007 г. показал, что абсолютным лидером в большинстве сетей стала продукция финской компании Nokia, от которой ближайший конкурент — корейский Samsung — отстает в среднем на 20%. Эксперты полагают, что такой большой разрыв между двумя вендорами — всего лишь временная тенденция, а отставание корейского производителя — следствие давней привычки пользователей к Nokia.
Согласно данным опроса, проведенного CNews среди крупнейших сотовых ритейлеров Северо-Запада, самую большую долю аппараты Nokia составляют в продажах «Цифрограда» — 45%, за ним следуют салоны сети «Диксис», реализовавшей 42% трубок финского вендора. На уверенное первое место ставят Nokia по количеству проданных телефонов и в «Связном», где доля реализованных финских аппаратов составляет примерно треть. Традиционно невысокое, четвертое место, с 10% трубок в общем объеме продаж заняла Nokia лишь в рейтинге «Евросети», что объясняется продолжающейся политикой менеджмента сети в отношении финского производителя. Лучшие же показатели у этого дилера имеет продукция Motorola (25,1%).

Второе место среди вендоров у всех принявших участие в исследовании дилеров уверенно занял корейский производитель Samsung: 24% — в салонах «Диксис», 23% составляет доля у «Цифрограда» и 20,7% — у «Евросети». «Связной» также отдает этому производителю в своих продажах второе место. «В успехе Nokia в Санкт-Петербурге и вообще на Северо-Западе нет ничего удивительного. Во-первых, сказывается многолетняя привычка местных абонентов к этому бренду, ведь первые трубки для GSM-стандарта поставлялись именно финские, лишь позже на рынке появились аппараты Ericsson и Benefon, а во-вторых, территориальная близость обеспечивает сравнительно невысокие расходы на транспорт и быстрое проникновение аппаратов в регион», — считает Юрий Брюквин, аналитик компании «Рустелеком».

«Хотя по количеству моделей Nokia отстает от своих корейских конкурентов из Samsung, близость Петербурга к финской границе еще долго будет играть большую роль, чем технические изыски корейских аппаратов, востребованные скорее западными потребителями», — уверен г-н Брюквин. «Корейские модели, предложенные недавно, по сути, являются новой версией старого, в то время как финны действительно обновляют ассортимент креативно», — оценивает аналитик Денис Кусков динамику соперничества лидеров рынка. По его мнению, в течение года Samsung значительно сократит свое отставание, однако Nokia при этом все равно сохранит на Северо-Западе первое место.

Третье место, по данным всех ритейлеров, осталось за SonyEricsson: эту позицию занимает вендор у «Связного», у «Диксис» с 19% продаж, у «Цифрограда» с 11% и у «Евросети» с 15,7%. «SonyEricsson имеет неплохой потенциал для увеличения своих продаж в регионе, учитывая количество действительно интересных моделей, выпущенных компанией в последнее время. Что же до остальных производителей, то, несмотря на наличие действительно удачных моделей, им часто не хватает бюджета на рекламу. А без должной раскрутки пробиться на рынке очень трудно», — говорит г-н Кусков. Также хороший прогноз дает он и телефонам Motorola, продажи которых хоть и обеспечивают производителю первое место у «Евросети», однако у других показывают более скромные результаты — от 5% до 9%.

Говоря об основных трендах рынка, аналитики указывают на повышение роли диверсификации услуг, предоставляемых сетями салонов сотовой связи своим клиентам. «В сотовом ритейле, в отличие, например, от предоставления собственно услуг сотовой связи, различия между игроками рынка равны нулю. Все продают одинаковый товар по близким ценам. Выживать в таких условиях можно только путем непреклонного отстаивания своих интересов в отношениях с поставщиком, и мы видим это на примере позиции Евгения Чичваркина в отношении Nokia и через диверсификацию услуг. Прежде всего, речь идет о продаже портативной электронной техники», — считает г-н Брюквин. По его словам, маржа на мобильные телефоны становится все более низкой, что вынуждает продавцов сохранять рентабельность бизнеса, «приправляя» ассортимент товарами с более высокой маржой. «Купив дешевую трубку, потребитель захочет купить в том же салоне и флеш-карту. Таким образом, ритейлер, не заработав много на трубке, добирает прибыль на фотоаппаратуре, MP3-плеерах, маржа на которые существенно выше», — поясняет аналитик.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Перспективным это направление развития салонов связи считает и г-н Кусков. «Чтобы обеспечить необходимый рост данного сегмента, сотовым салонам необходимо менять позиционирование на рынке, превращаясь в салоны цифровой техники. Пока доля цифровой техники у сотовых ритейлеров не превышает 10%. Кроме того, для серьезной работы с этим товаром ритейлерам необходимо обеспечить дополнительные площади, например для ноутбуков или КПК, переучить часть старого персонала и набрать новый», — говорит г-н Кусков.

Его слова подтверждаются данными компаний. Так, доля фототехники в обороте «Связного» в СЗФО в I квартале 2007 составила 4%, а аудио-продукции — 2%. Перспективным направлением называют реализацию цифровой техники и в «Цифрограде», долю которой в компании оценивают в 4%, указывая, что при этом идет ее ежемесячный прирост. Самую большую долю мелкая цифровая техника составляет в продажах «Евросети» — на Северо-Западе в данный момент она колеблется в пределах 10–20% от общего количества продаж. Также в компании планируется ее дальнейшее увеличение, в том числе за счет появления на витринах ноутбуков, игровых приставок и КПК. В салонах сети Dixis доля реализации подобной продукции составляет 7% от общего оборота.

Олег Горбатов