Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения ИТ в госсекторе Системное ПО

Смольный отдал «гостиничный ЕГАИС» своим

В Санкт-Петербурге создана автоматизированная система для регистрации гостиницами иностранных туристов, прибывающих в Россию. Разработка призвана обеспечить информационный обмен отелей с Федеральной миграционной службой (ФМС) и урегулировать спорные моменты, возникающие при регистрации иностранцев в соответствии с новым миграционным законодательством. Однако, вопреки предположениям экспертов, заказ на создание гостиничного ПО получила не близкая к ФМС фирма, а предприятие, находящееся в собственности питерского правительства.
«Подсистема сбора и обработки уведомлений о прибытии иностранных граждан в гостиницы Санкт-Петербурга» (ПСОУ) — таково официальное название новой программы, разработанной специалистами Государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (ИАЦ), подведомственного городскому комитету по информатизации и связи.

Принцип работы автоматизированной системы для регистрации гостиницами иностранных туристов можно сравнить с Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС), предназначенной для автоматизации государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Программа официально утверждена для эксплуатации гостиницами города на недавнем совещании в Смольном. Напомним, что ранее ФМС предлагала гостиницам приобретать для учета туристов программу «Гость». Ее разработчиком выступала компания «Межрегиональный коммуникационный центр» (МКЦ). Когда выяснилось, что новому законодательству данная программа не соответствует, эта же фирма начала разрабатывать усовершенствованную версию "Гостя" — программу "Миграционный учет". Однако, по словам Михаила Гусака, генерального директора МКЦ, его попросили не разрабатывать опцию электронной пометки в ее составе, а сосредоточиться на обеспечении взаимодействия с серверами ФМС другой информационной системы, которой и стала ПСОУ.

Таким образом, «Межрегиональный коммуникационный центр» лишили монопольного права на разработку гостиничного ПО. Как сообщил CNews источник на рынке, Смольный не отдал близкой к УФМС компании столь доходный бизнес, предложив в качестве разработчика ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», находящийся на 100% в собственности городского правительства. Само собой, никакого конкурса или тендера среди коммерческих фирм не проводилось.

В свое время Янина Дудина, руководитель департамента гостиничных решений компании Reksoft, говоря о «Госте», отмечала, что в ситуации вокруг программных решений для гостиниц четко просматривается административное лоббирование интересов разработчиков «официального» ПО. «Поскольку техническое обслуживание системы, подобной "Гостю" или ПСОУ, — это золотая жила», — говорила г-жа Дудина.

Решение ПСОУ представляет собой web-портал, расположенный на площадке ФМС. На нем реализована функция ввода необходимой для регистрации туриста информации. Узел защищен протоколом https, а обработка уведомлений происходит в форме электронных документов, подписанных ЭЦП. Ежедневно система будет производить выгрузку информации о зарегистрированных уведомлениях в АС ASBASE, оперативно-учетную систему ФМС.

По информации CNews, разработка системы велась с марта 2007 г. силами специалистов ИАЦ, а тестовое внедрение впервые прошло в мае-июне на базе гостиницы «Санкт-Петербург». Стоимость установки системы — 7,5 тыс. руб. В эту же сумму входит ЭЦП на eToken, абонентская плата как таковая не предусмотрена, однако ЭЦП выдается на один год со стоимостью продления в 1,5 тыс. руб. В качестве удостоверяющего центра используется УЦ Санкт-Петербурга. За каждого зарегистрированного с помощью системы туриста, по разным оценкам, придется заплатить УФМС от 60 до 100 руб.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Исполнительный директор гостиницы «Смольнинская» Марина Логвинова считает, что внедрение системы не закроет ряд существенных отраслевых проблем. «Решение идеально обеспечивает front-office гостиницы, — уверена г-жа Логвинова. — Проблем у персонала, непосредственно работающего с туристами и ФМС, станет гораздо меньше. Тем не менее, back-officeбухгалтерию, менеджмент и собственника — внедрение не разгрузит». По ее словам, для средних гостиниц стоимость обслуживания системы и плата за каждую регистрацию будут выливаться по итогам года в весьма значительную сумму. А это заставит некоторых собственников задуматься о целесообразности установки системы или повысить цены на проживание.

Также, по мнению участников рынка, следует серьезно подходить и к процедуре выбора рынка сбыта системы. Один из наших собеседников отметил, что «многочисленные мини-отели вполне могут использовать решение для недобросовестного заработка посредством регистрации иностранцев за деньги без обеспечения их жильем на период пребывания в РФ».

«В целом, систему оценят те гостиницы, которым важен безупречный front-office, неважно по какой цене, — отмечает Марина Логвинова. — Прежде всего, это крупные четырех- и пятизвездочные отели». По ее словам, гостиница «Смольнинская» намерена приобрести систему в ближайшем будущем.

Михаил Гусак уверен, что у системы в городе большое будущее. По его словам, технически для ее полноценной эксплуатации готово все, идет согласование последних блоков документации. Также он отмечает, что система, в силу своей масштабности, скорее всего, вытеснит с питерского рынка альтернативное ПО, например, разработанный его компанией «Миграционный учет», которому придется осваивать только региональные рынки.

Исследование CNews Analytics: «1000 крупнейших ИТ-проектов в госорганах России»

Олег Горбатов