Разделы

Бизнес Телеком ИТ в торговле

«Большая тройка» готова к вторжению в сотовый ритейл

Операторы «большой тройки», по информации CNews, в ближайшее время намерены усилить присутствие на рынке сотового ритейла. В этой перспективе ими прорабатываются варианты покупки, как доли бизнеса, так и целой сети. Источники на рынке не исключают, что эта активность может быть связана с желанием операторов умерить влияние «Евросети». Аналитики считают, что рыночная конъюнктура благоприятствует таким действиям, однако сомневаются в оперативности их реализации.

Как стало известно CNews, крупнейшие федеральные операторы сотовой связи, входящие в так называемую «большую тройку», планируют в ближайшее время усилить свое присутствие на рынке сотового ритейла. Информация о растущем интересе операторов к этому сегменту и готовящихся шагах по укреплению своих позиций в нем стабильно циркулирует на рынке в течение последних двух лет.

К такой ситуации приводит сама логика развития отрасли: в связи с повышением уровня проникновения сотовой связи в России (112,8%, по данным AC&M Comsulting, на 31 августа 2007 г.) стали падать штучные продажи, как мобильных телефонов, так и операторских контрактов. Особенно проблемной выглядит положение с продажами подключений. Учитывая всю ту же высокую степень проникновения сотовых услуг, операторская доля в прибыли ритейлеров падает. В 2006 г. в среднем она составила меньше 20%, а общие продажи контрактов по сравнению с 2005 г., по данным AC&M, вообще упали в два раза.

В этой связи операторы стремятся взять процесс распространения новых контрактов в свои руки, параллельно осваивая новую для себя роль продавцов собственно мобильных аппаратов. На данный момент сотовые операторы занимают менее 4% рынка розничных продаж сотовых телефонов, тогда как, по данным MForum Analytics, в среднем по Европе этот показатель превышает 20%. Объем продаж телефонов через монобрендовые салоны достигает $198 млн, а лучшие результаты в этой сфере показывает МТС — около $75 млн.

Аналитик Денис Кусков считает, что эти цифры не свидетельствуют о массовом обращении операторов к дилерскому бизнесу. «Наш крупнейший сотовый оператор МТС развивает сеть "ТС-ритейл", однако планы по развертыванию сети в тысячу салонов, судя по всему, планами так и останутся», — заявляет он. — Однако с учетом того, что любая розничная сеть в принципе продается, мы можем стать свидетелями покупки каким-либо оператором розничной сети салонов связи». По убеждению г-на Кускова, происходить это будет параллельно с развитием сети монобрендовых салонов самого оператора.

Российские операторы большой тройки готовы оказать конкуренцию Евросети и другим сотовым ритейлерам
Российские операторы "большой тройки" готовы оказать конкуренцию "Евросети" и другим сотовым ритейлерам

Не последнюю роль в этом всплеске интереса к проникновению в ритейл сотовых операторов, по мнению специалистов, сыграла и система «аукционов», проводимых компанией «Евросеть». Она не предусматривает никакого специального алгоритма и заключается в том, что компания Евгения Чичваркина, как крупнейший продавец контрактов, требует супербонус от оператора за продвижение его контрактов, и тот из них, кто оказывается в состоянии его обеспечить, в итоге и получает режим благоприятствования при продажах в «Евросети». Как заявили CNews представители сразу нескольких сотовых компаний, операторы крайне недовольны таким давлением со стороны «Евросети».

Тем временем, как стало известно CNews, «ТС-ритейл» в лице генерального директора Сергея Фоменкова ведет активные переговоры о возможной покупке сетей салонов связи. По некоторым данным, конкретные предложения были сделаны «Беталинк» и «Эльдорадо-Мобайл», с последней компанией сделка может состояться уже этой осенью. По словам источника на рынке мобильного ритейла, в планы «ТС-Ритейл» входила покупка и сети «Диксис». По убеждению источника CNews, подобные планы по объединению нескольких федеральных игроков под контролем МТС могут вызвать появление игрока, продвигающего исключительно свои услуги и по размерам ненамного отстающего от крупнейшего участника рынка — «Евросети».

По словам нашего собеседника, также ведут себя и два других члена «большой тройки». «В "МегаФоне" сейчас действует рабочая группа из двенадцати человек, в задачу которой входит ведение предварительных переговоров о приобретении активов в сегменте ритейла», — говорит он. При этом, по данным CNews, конкретного предложения «МегаФон» никому пока не сделал. Что касается «ВымпелКома», то этот оператор не готов к приобретению сети, но ведет переговоры о покупке части бизнеса одного из ритейлеров. На рынке есть информация, что «ВымпелКом» претендует на 35—40% акций «Связного».

Александр Головицин, «Росатом»: В России необходимо активизировать развитие промышленной роботизации
Цифровизация

Тем временем, операторы официально опровергают наличие планов по усилению позиций в сотовом ритейле. Пресс-служба МТС сообщила, что «у компании МТС нет планов по приобретению активов ритейлерских сетей». Аналогично формулируют свою позицию и в «МегаФоне»: «У нашей компании нет никаких определенных планов по покупке кого-либо из ритейлеров». Присоединяется к своим коллегам-конкурентам и «ВымпелКом». «Мы не планируем покупку ритейлеров, так как сейчас делаем акцент на развитии собственной сети эксклюзивных салонов», — сообщили в компании.

При этом источники CNews в двух представителях «большой тройки» подтверждают как интерес операторов к рынку сотового ритейла, так и факт ведения переговоров. Аналитики и участники рынка верят в реальность такого развития событий. Аналитик AC&M Елена Саяпина отмечает, что операторы уже давно интересуются ритейлом, а варианты конкретных форм участия в нем рассматриваются постоянно. «Ситуация на рынке такова, что подобные действия вполне логичны: имеется определенная стагнация рынка, а также наличие у операторов средств, которые надо вкладывать, чтобы эту стагнацию преодолеть», — считает она. Создание собственной сети салонов, по ее словам, довольно затратная процедура, в то время как покупка уже действующей сети обеспечила бы быстрый выход на рынок. «С другой стороны, не совсем понятно, как развивалась бы такая сеть — будучи "заточенной" под продвижение определенного оператора, она автоматически сужала бы спектр предлагаемых услуг, а продавать у себя контракты конкурента не станет, пожалуй, никто», — размышляет г-жа Саяпина.

Несколько иную схему участия в ритейле для операторов видят в инвестиционном холдинге «Финам». «Тенденция может иметь место — МТС уже начал развивать свою сеть, — говорит один из экспертов "Финама". — С другой стороны, так как сотовый ритейл в принципе имеет невысокую рентабельность, операторам скорее было бы выгодно владеть не контрольными, а блокирующими пакетами акций сетей. Таким образом, они смогли бы иметь рычаги для отстаивания своих интересов на рынке с минимальными для себя рисками. С учетом того, что у операторов есть средства для подобных вложений, такое развитие событий вполне возможно».

Представители сотовых ритейлеров дали понять, что готовы к возможному обострению ситуации на рынке. Управляющий розничной сетью «Телефорум» Игорь Алехин сообщил CNews, что сценарий развития рынка, при котором операторы могут начать скупать дилерские сети, его компания рассматривает как один из теоретически возможных. «При этом важную роль может сыграть прецедент, — подчеркнул г-н Алехин. — Для дилерских сетей это не означает ничего хорошего. Однако на текущий момент вряд ли это выгодно самим операторам, поскольку затраты на приобретение абонентов через дилерские сети сравнительно невысоки».

Олег Горбатов