Разделы

Телеком Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе Маркет

В России создан ГЛОНАСС-оператор

Развитием навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС займется созданное институтом космического приборостроения и дочерними компаниями АФК «Система» ОАО «Навигационно-информационные системы». Эксперты приветствуют появление новой компании и подчеркивают, что в первую очередь она должна заняться оценкой текущего положения дел с ГЛОНАСС в стране.

Дочерние компании АФК «Система» — «Ситроникс» и "Концерн «РТИ Системы» — совместно с Российским научно-исследовательским институтом космического приборостроения (РНИИ КП) зарегистрировали компанию ОАО «Навигационно-информационные системы», которая будет заниматься развитием навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. «Ситрониксу» и «РТИ Системам» в совместном предприятии принадлежит по 25,5%, РНИИ КП — 49%, передает РБК.

Уставной капитал «Навигационно-информационных систем» составит 10 млн. рублей, номинальная стоимость одной акции — 1 тыс. рублей. Совет директоров компании будет состоять из 7 человек — 4 представителя акционеров от «Ситроникса» и РТИ «Систем», 3 — от государства, которое представляет РНИИ КП. О планах работы «Навигационно-информационных систем» подробно пока не сообщается. «В первую очередь, компания будет определять правила игры на рынке ГЛОНАСС», — отметил представитель одной из акционерных структур.

Предполагается, что новая компания станет оператором ГЛОНАСС. Основными направлениями ее деятельности станут координация разработок, производства и предоставление потребителям информационно-навигационных услуг, организация массового производства, продажи и обслуживания навигационной аппаратуры потребителей. На федеральном уровне «Навигационно-информационные системы» займутся организацией операторской, а на региональном — провайдерской деятельностью по предоставлению интегрированных информационно-навигационных услуг.

РНИИ КП, по первоначальной информации, будет заниматься спутниковой группировкой, «РТИ Системы» — обеспечением наземного приема и передачи сигнала, «Ситроникс» — разработкой микроэлектронных решений. «Наше предприятие „Микрон“ занимается разработкой чипсета для одного из ГЛОНАСС-устройств», — напомнили в «Ситрониксе».

Развитие системы ГЛОНАСС в России призвана осуществить зарегистрированная государством и АФК Система компания Навигационно-информационные системы
Развитие системы ГЛОНАСС в России призвана осуществить зарегистрированная государством и АФК «Система» компания «Навигационно-информационные системы»

Специалисты приветствуют появление новой компании, но напоминают о ряде проблем, которые необходимо решить. «Организация совместного предприятия по развитию ГЛОНАСС абсолютно оправданна и должна ускорить процесс — у каждого из его участников есть что положить в общую копилку», — говорит старший аналитик J’son & Partners Сергей Савин.

«Создание компании, которая полностью возьмет на себя вопросы развития системы ГЛОНАСС и управления ее текущей орбитальной группировкой, давно назрело и может трактоваться только положительно, — заявил эксперт портала „Исследования и разработки — R&D.CNewsЕвгений Еремченко. — Затянувшаяся неопределенность с выработкой ключевых параметров и характеристик системы, а также сроков ее ввода в полноценную и, главное, устойчивую эксплуатацию сама по себе становится важнейшим фактором, препятствующим решению непростой задачи коммерциализации системы. Количество работающих (на момент подготовки материала, — прим. CNews) спутников начинает слишком уж сильно расходиться с „численным составом“ группировки — 9 и 20 соответственно. Сохраняется неопределенность в отношении точностных характеристик координатно-временных сервисов системы, перспектив создания в стране единого стандарта географических координат, принципов ее развития и даже сроков проведения зачетных испытаний системы».

Сергей Савин также подчеркивает, что основной проблемой ГЛОНАСС на сегодня является недостаток реально работающих спутников. «Существующего количества недостаточно даже для того, чтобы покрыть территорию России, не говоря уже о предоставлении международных сервисов», — подчеркивает аналитик. По его словам, «Навигационно-информационным системам» также срочно придется решать проблему терминалов. «В первую очередь компания будет обеспечивать сервисами и устройствами органы федеральной и муниципальной власти и различные ведомства, — резюмирует Савин. — Но так как потребности у всех разные, то появится задача их оперативной реализации».

Как отмечает Евгений Еремченко, в настоящее время ГЛОНАСС может вполне претендовать на включение в Книгу рекордов Гиннесса как самая долгореализуемая космическая программа в истории человечества вообще — 50 лет космической эры запуск первого спутника ГЛОНАСС поделил ровно надвое. Заявленный срок ввода в устойчивый режим эксплуатации группировки из 18 аппаратов — конец этого года — выглядит излишне оптимистичным, полагает Еремченко. «Создание ОАО „Навигационно-информационные системы“ позволит в первую очередь оценить текущее положение дел с развитием ГЛОНАСС в стране», — заключает эксперт R&D CNews.
8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Андрей Арсентьев