Разделы

Бизнес Тендеры Цифровизация

ФАС разберется с электронными госзакупками

Федеральная антимонопольная служба намерена инициировать изменения в законе о поставке товаров для госзаказчиков. Для создания здоровой конкуренции планируется обеспечить т.н. «нейтральность спецификаций», т.е. жестко ограничить указание в конкурсной документации торговых марок и характеристик закупаемых товаров. Так, в конкурсной документации нельзя будет указывать марку компьютерной продукции. В ФАС уверены, что скоро большинство закупок будет осуществляться посредством электронных аукционов.

В течение ближайшего года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России намерена навести порядок в организации госзакупок. Ведомство планирует инициировать внесение поправок в федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Ж94-ФЗ). Об этом сообщил руководитель департамента контроля за размещением заказа ФАС Михаил Евраев. Поправки должны более жестко ограничить указание государственными заказчиками в конкурсной документации торговых марок и спецификации закупаемого товара.

Так, если при закупке компьютерной техники будет указано, что необходим процессор Intel, то это будет считаться нарушением. По мнению Евраева, введение подобных правил будет способствовать повышению уровня конкуренции и значительно сократит коррупцию. Тем не менее, как отметил представитель ФАС, эти ограничения не могут применяться, когда речь идет о технической совместимости закупаемого товара с уже эксплуатирующимся у заказчика оборудованием, передает «Прайм-ТАСС». Кроме того, в ФАС уверены, что в ближайшее время большая часть закупок будет проводиться через электронные аукционы.

Как отмечает руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru Кирилл Кузнецов, одной из главных целей инициативы ФАС является повышение эффективности государственных закупок, путем снижения возможностей проведения закупок под технику одного, угодного по каким либо причинам заказчику, производителя. "При указании торговой марки государственные торги и котировки из выбора лучшего технического решения разных производителей превращаются в состязание дилеров конкретного производителя, что очевидно является профанацией конкуренции, ибо с одной стороны велик риск сговора продавцов (или установления единой ценовой политики производителем), а с другой – заказчик лишается возможности получения альтернативного решения, нередко лучшего по цене и качеству", - подчеркнул Кузнецов. - В целом, этот подход правильный – обычно первична цель (требуемые технические, функциональные и эксплуатационные характеристики), а не пути ее достижения (конкретные торговые марки). Однако есть и опасность – часто торговая марка означает по сути определенный уровень качества, и если уравнять все торговые марки и формально выбирать по заявленных производителями техническим характеристикам и цене, значительны риски приобрести некачественную продукцию, пусть и дешево.

Михаил Евраев: поправки в законодательство о госзакупках призваны повысить конкуренцию и сократить коррупцию
Михаил Евраев: поправки в законодательство о госзакупках призваны повысить конкуренцию и сократить коррупцию

«Конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа», — диктует пункт 3 статьи 22 ФЗ Ж94, однако выполняются данные требования далеко не всегда. «Конкурсы на проведение работ, требующих для реализации около полугода, — а таковыми является большинство — должны объявляться заранее, то есть до наступления лета, поскольку тендерная процедура не может быть скорой — на сбор заявок, экспертизу, определение победителей и заключение госконтракта с победителем, как правило, уходит минимум 1,5 месяца, — говорит эксперт CNews Analytics Сергей Шалманов. — А если выполнять все требования ФЗ №94 с должным качеством, то она еще больше затянется. Много вопросов вызывает экспертиза проектов: на рынке может не быть необходимой по эксплуатационным свойствам продукции, спорна формализация. Например, с медикаментами, канцтоварами, расходными материалами — все ясно, у них есть четко формализованные номенклатуры, но применять такой подход ко всему рынку неправильно. Обходных путей много, и этим пользуются. Разумно было бы вносить поправку в закон сразу при обнаружении в нем „дыры“, но обычно у нас в спешном порядке вводят целый комплекс поправок, и, не разобравшись, что к чему, голосуют».

Участники рынка и аналитики высказали CNews свои пожелания по совершенствованию процесса госзакупок. Михаил Бородовский, генеральный директор компании ЕТС, ведущего российского разработчика систем электронной торговли, при организации госзакупок считает более эффективной схему конкурсов. «Если законодательство пойдет по пути аукционов, то такая форма будет подразумевать, что характеристики продукции при закупках не смогут меняться в лучшую сторону, а минимальная цена на аукционах не гарантирует, что товар будет качественным, — отмечает он. — Кроме того, в законодательстве необходимо прописать такой важный элемент, как приемка продукции: процесс осуществления приемки, использование лабораторий качества и т.д»

По мнению Сергея Шалманова, в каждом органе государственной власти должно быть создано специальное подразделение по госзакупкам. «Подобные подразделения пока единичны в нашей стране, и к закупкам обычно привлекаются люди, у которых хватает и других обязанностей», — отмечает специалист.

На важность качества госзаказа обратил внимание и президент РФ Владимир Путин, проводя 11 декабря встречу с представителями Торгово-промышленной палаты. По словам Путина, «закупки для государственных нужд должны использоваться как реальный экономический стимул к росту качества отечественных товаров и услуг». Кроме того, глава государства призвал организовать экспертизу закупок для нужд субъектов РФ, задействуя региональные палаты.
Платформа Digital Q.BPM от «Диасофт» стабильно работает при нагрузке более 4 000 бизнес-процессов в секунду
Цифровизация

Андрей Арсентьев



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153