Разделы

Бизнес Телеком Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе Инфраструктура

Питерские электроконтролеры умнее и гуманнее московских

В Питере начались испытания автоматической системы оплаты проезда на общественном транспорте. Пока она работает только на 10 автобусах 85 маршрута, но в перспективе может распространиться на весь муниципальный и коммерческий транспорт северной столицы.
В начале февраля в Санкт-Петербурге началось испытание новой системы автоматической оплаты проезда в общественном транспорте. На десяти автобусах 85 маршрута внедрена система стационарных валидаторов, считывающих оплату поездки со смарт-карты. Разработчиком проекта выступило предприятие «Стэк», которое в случае решения о внедрении системы в масштабах города может обрести статус монополиста на питерском рынке.

CNews уже сообщал о грядущем внедрении. Решение о нем было принято после неудачного опыта с переводом кондукторов транспортных парков города на электронную систему контроля с использованием ручных валидаторов. В частности, чиновники указывали на то, что система не исключала «человеческого фактора»: в час пик кондукторы не успевали подойти ко всем пассажирам, в результате чего часть выручки терялась.

Ручные валидаторы разрабатывались в «Стэке», который теперь предложил транспортникам иное решение.

Новая система состоит из пяти «электронных компостеров» — стационарных валидаторов, рассказывает один из разработчиков системы Константин Манцветов. Они крепятся к поручням автобусного салона, для оплаты поездки пассажир должен приложить к одному из них смарт-карту (аналогичную бесконтактным смарт-картам, используемым в питерском метро). Если лимит поездок на карте израсходован, пассажир может оплатить поездку водителю наличными и получить традиционный билет.

В расчете на рыночные перспективы первые 10 «гуманных электрокомпостеров» компания-разработчик установила в автобусы бесплатно
В расчете на рыночные перспективы первые 10 «гуманных электрокомпостеров» компания-разработчик установила в автобусы бесплатно

Помимо валидаторов, автобусы оборудованы GPS-устройствами, передающими в диспетчерскую информацию о местоположении автобуса и количестве его пассажиров, что позволяет контролерам выбирать наиболее подходящее для проверки средство общественного транспорта.

Процедура контроля при этом будет выглядеть следующим образом: при входе в автобус контролер заблокирует валидаторы в салоне. Пассажиры предъявят либо смарт-карту, либо купленный у водителя билет, либо оплатят штраф.

Питерский вариант автоматизации общественного транспорта оказался гуманнее московского: в оборудованные валидаторами автобусы северной столицы можно войти, не выстаивая безумной очереди у турникета.

Первый заместитель директора ГУП «Пассажиравтотранс» Игорь Маилов говорит, что приоритетная задача внедрения состоит в повышении комфорта пассажиров при оплате проезда. «Система максимально исключает из процедуры оплаты наличные средства. Мы многое ждем от нее в плане диспетчерского регулирования. Надеемся, что собираемая информация позволит управлять ресурсами парка более рационально», — предполагает он. 

Стоимость оборудования одного транспортного средства системой контроля от «Стэка» на данном этапе внедрения не известна. И компания-разработчик, и участники рынка воздержались от комментариев по поводу ее возможного ценового диапазона. Впрочем, в любом случае первый этап внедрения прошел безболезненно для питерского городского бюджета. По словам близкого к комитету транспорта источника CNews, поставка первых десяти комплексов была осуществлена за счет разработчика, а их монтаж производился силами специалистов автобусного парка №2.

«В случае удовлетворительных результатов испытаний системы через несколько месяцев будет проведен тендер на ее поставку сначала для всех транспортных средств парка, а затем и всего города», — говорит источник. Собеседник CNews также не исключил, что наличие такой системы может стать обязательным для осуществления пассажирских перевозок не только на муниципальных, но и коммерческих маршрутах. «Получение лицензии на оказание транспортных услуг населению в будущем вполне может быть сопряжено с обязательной установкой на транспортном средстве такой системы. Рынок для разработчика, в этом случае, открывается широчайший», — размышляет он. 

Начальник коммерческой службы разработчика ЗАО «Элси» Филипп Лебедев отмечает, что его компания, внедряющая аналогичную систему оплаты на общественном транспорте Ленинградской области, готова составить конкуренцию «Стэку». «Наша система победила в конкурсе по Ленобласти, правда, „Стэк“ в нем не участвовал. Если мы увидим, что технические спецификации тендера по городу будут соответствовать нашим разработкам, мы примем в нем участие», — резюмировал г-н Лебедев.

Генеральный директор «Стэка» Елена Макова на момент публикации была недоступна для контактов.