Разделы

Телеком Мобильная связь Интернет

Мобильная реклама: России достаются лишь крохи

По самым оптимистичным оценкам экспертов, российский рынок мобильной рекламы в 2008 г. составит максимум 2% от общемирового объема. В среднесрочной перспективе одни участники рынка ожидают перетекания в мобильные сети рекламы из «большого» интернета, тогда как другие указывают на недостаточную пока доступность комфортного в использовании мобильного интернета.

Аналитики Gartner ожидают, что в 2008 г. мировой рынок мобильной рекламы преодолеет отметку в $2,7 млрд. против $1,7 млрд. в 2007 г. В то же время, по их мнению, рынок развивается довольно медленно и встречает на своем пути немало препятствий. Согласно их видению ситуации, основными двигателями данного направления станут легкость в использовании и соответствие содержания рекламы потребностям пользователя.

«Развитие рынка мобильной рекламы выгодно для множества игроков, таких, как держатели брендов, продавцы, перевозчики, банки, платежные агентства», — утверждает Эндрю Франк (Andrew Frank), вице-президент по исследованиям Gartner. Эксперты отмечают, что огромное число «трубок», серьезное расширение их возможностей и приход в сегмент крупных интернет-игроков привели к всплеску интереса к индустрии. В то же время, специалисты называют и тормозящие факторы — медленное внедрение мультимедиа, недостаточное пока принятие со стороны пользователей, закрытость для измерений, отсутствие четких стандартов, разнообразие платформ, сложность цепочки добавленной стоимости и др.

«Многие из этих проблем разрешатся в течение ближайших двух лет, но само будущее мобильной рекламы зависит только от двух вещей: смогут ли пользователи принять этот формат, а рекламодатели — увеличить свои доходы за его счет», — считает руководитель исследований Gartner Тоул Харт (Tole Hart). Налицо палка о двух концах: тщательное таргетирование рекламных посылов в зависимости от социально-демографического статуса пользователя, его предпочтений и местонахождения существенно увеличивает отклик на рекламу, но при этом нередко воспринимается как вторжение в частную жизнь. Впрочем, несмотря на все ограничения, аналитики компании склонны думать, что рынок просто обречен на развитие, и к концу 2011 г. ожидают увидеть его на уровне $12,8 млрд. и более. Таким образом, индустрии предстоит вырасти в семь раз за оставшиеся четыре года.

Основными двигателями мобильной рекламы станут легкость в использовании и соответствие содержания рекламы потребностям пользователя
Основными двигателями мобильной рекламы станут легкость в использовании и соответствие содержания рекламы потребностям пользователя

По российскому рынку мобильной рекламы однозначных оценок и прогнозов не наблюдается: ожидания на 2008 г. варьируются от $12–15 млн. (согласно данным, озвученным в феврале заместителем генерального директора «МегаФона» Ларисой Ткачук) до $57 млн., по мнению ряда аналитиков. «Вымпелком», чей пилотный проект по размещению рекламы в системе «Хамелеон» и на wap-портале еще не завершен, от озвучивания цифр пока воздерживается.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

«Мы запустили тестовую версию мобильной рекламы в декабре 2007 г., — рассказала CNews пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, — и пока не подводили итоги работы за I квартал. Но реклама в мобильных сетях в 5–10 раз дешевле, чем в интернете, и может быть более адресной за счет персонифицированных рассылок по абонентам. Кроме того, практика распространения рекламы предполагает согласие абонента на ее получение, так что рекламодатели могут рассчитывать на скорейший отклик и отдачу. Для России и СНГ рынок мобильной рекламы — совершенно новое направление. Но, учитывая растущую популярность мобильных средств связи, мы убеждены, что у него хорошие перспективы». На фоне всего этого в МТС совокупный рынок мобильной рекламы в России в 2008 г. оценивают не менее чем в $12 млн. и рассчитывают, что в среднесрочной перспективе он будет расти на 80% в год, в том числе и за счет перетекания в сотовые сети интернет-рекламы.

Что касается российских интернет-игроков, то «Яндекс», например, в данный момент работает с двумя видами мобильной рекламы: контекстной, которая показывается в результатах поиска на PDA-версии поисковика, и баннерной — на PDA-версии «Яндекс.Почты». «То, что мы делаем сейчас, — это скорее эксперименты, — отмечает главный аналитик коммерческого департамента компании Алексей Амилющенко. — Нам кажется, что рынок мобильной рекламы в России будет развиваться. Но сейчас далеко не все могут комфортно пользоваться мобильным интернетом, когда соответствующие аппараты станут доступными для большого числа пользователей, тогда и эта реклама станет по-настоящему интересной рекламодателям. Но сначала, на наш взгляд, они будут пробовать ее по чуть-чуть, так что надеяться на мгновенное увеличение бюджетов было бы странно».