Разделы

Бизнес Ритейл Конференции Маркет

Интеграторы и розница по одну сторону баррикад

Укрупнение российских розничных сетей, обусловленное, в частности, выходом на рынок крупных западных брендов, неминуемо ведет к росту расходов на ИТ. Такое мнение высказывали и поставщики, и заказчики ИТ-решений и услуг для розницы, собравшиеся на круглом столе CNews. И те, и другие единодушны в своем понимании ситуации на рынке: итэшники из розничных сетей и ИТ-интеграторы выступают здесь единым фронтом, не жалуясь на трудности со взаимопониманием.

Круглый стол «Информатизация розницы в эпоху укрупнения» собрал 11 сентября поставщиков ИТ-решений и услуг для розничной торговли, а также непосредственных заказчиков ИТ из таких сетей, как «Седьмой Континент», «Копейка», «Мир», «Адамас», «Союз», «Красный куб», «Кофе Хауз», «Ив Роше», «Бананамама» и др. В отличие от коллег из других отраслей, ИТ-специалисты из розничного бизнеса и поставщики ИТ-решений не жаловались на недостаток взаимопонимания. «Болевые точки» мы чувствуем одинаково, даже если формулируем их разными словами", — отметил Руслан Заединов, замдиректора департамента вычислительных систем «Крок». По его оценкам, в фокусе внимания розничных компаний к информационным технологиям — сокращение стоимости ИТ, увеличение утилизации ресурсов, сокращение времени развертывания новых сервисов, гибкость для преодоления пиковых нагрузок, а также поддержание уровня сервиса.

Александр Антонов, руководитель отдела аналитики и системной интеграции «Сервис Плюс», также считает, что эпоха противоречий между вендорами и заказчиками ИТ в рознице прошла. «Понимание проблемы есть с обеих сторон, — говорит он. — Кризис, наблюдаемый в отрасли, показал, что ИТ действительно ценны и необходимы для розницы. Сетям тяжело, но интерес к ИТ с их стороны не уменьшается». Александр Артюхов, исполнительный директор дирекции ИТ «Копейки», подтверждает, что ИТ интересны розничному бизнесу в первую очередь с точки зрения экономии ресурсов. Его коллега, CIO «Союза» Андрей Маликин называет розницу сегментом, где происходит самая быстрая смена бизнес-процессов. «Решения должны очень быстро внедряться и быть гибкими», — отмечает он. 

Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации предприятий непродовольственной розницы «1С-Рарус», солидарен с коллегами: поставщики и заказчики из розницы находятся по одну сторону баррикад. «Жизнь будет труднее, но самое главное, что у нас общее понимание проблемы, — говорит он. — Альтернатива для любых разладов — построить взаимную работу не на основе „случайных“ связей, а на базе длительных отношений».

Леонид Волчанинов, аналитик CNews Analytics, назвал розничную торговлю одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики. При этом компании розничной торговли, по его мнению, не относятся к числу отраслей, особо чувствительных к информационным технологиям Спрос здесь характеризуется периодическими подъемами и спадами ИТ-расходов. При этом среди прочих секторов торговой отрасли розница отличается самыми высокими ИТ-затратами на единицу прибыли.

Тем не менее, по ряду факторов, свидетельствующих о способности инвестировать в реструктуризацию на основе внедрения высоких технологий (объему прибыли и свободных средств, финансовой устойчивости и объему просроченной задолженности), компании розничного бизнеса демонстрируют отнюдь не самые высокие показатели.

Кроме того, индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала в розничных торговых компаниях составляет 18,6 руб./чел. в год, что в 1,6 раза ниже, чем по экономике в целом, и является самым низким показателем в торговле. Наряду с этим, у ритейлеров один из самых низких показателей ИТ-вооруженности рабочих мест, как по сравнению с другими секторами торговли, так и по сравнению с ситуацией в экономике в целом. Оправданием этому, правда, служит то, что в ритейле много рабочих мест, предполагающих физический труд средней и низкой квалификации и, соответственно, не требующих оснащенности ИТ.

А вот показатель ИТ-емкости (показывает степень насыщенности потребностей компании в ИТ) здесь один из самых высоких среди других секторов торговли, хотя и в 2 раза ниже, чем по экономике (0,15% против 0,37%) в среднем.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

«Относительно высокий уровень ИТ-емкости вкупе со скромным объемом свободных средств розничных компаний, отягощенных непогашенными задолженностями в системе взаиморасчетов и капиталоемкой структурой оборотных затрат, свидетельствует о том, что розничные сети довольно активно (относительно своих возможностей) инвестируют в ИТ, — полагает Волчанинов. — Однако этот же факт предвосхищает в среднесрочной перспективе развитие спроса на ИТ в секторе ритейла по убывающей, вероятно, с периодическими „провалами“ ИТ-затрат».

При такой ситуации действительно заметными потребителями ИТ в отрасли является только «ядро» предприятий — главным образом, крупные торговые сети, при практически полной пассивности на рынке ИТ-инноваций «рядовых» компаний. При этом крупные торговые сети еще до 2004 г. прошли активный этап обновления ИТ-ресурсов, и сегодня им вполне достаточно поддерживать уровень информатизации на существующем уровне, проводя плановые обновления внедренных ранее информационных систем и аппаратного обеспечения. «Руководство крупных розничных сетей не видит смысла наращивать его еще больше», — считает Леонид Волчанинов.

Темпы роста затрат на ИТ в отрасли были высоки в 2004 году, составив 117,3%, но в 2005 и 2006 гг. они были отрицательными, т.е. затраты на ИТ снижались. Поводом для этого могло стать замедление роста прибыли. Кроме того, в розничном бизнесе последние годы происходила цепь слияний и поглощений. Неопределенность прав собственности, ощущение скорой смены хозяина всегда ослабляет желание высшего руководства компаний реализовывать сколь либо существенные проекты, в том числе проекты информатизации. После 2006 года темп роста затрат на ИТ вновь стал положительным, причем рост затрат оказался весьма внушительным. Новый виток роста затрат может быть следствием завершения процесса консолидации розничного бизнеса.

Менеджмент объединенных компаний, почувствовав некоторую стабильность, вновь начал реализовывать крупномасштабные проекты. В числе таких проектов — открытие новых торговых центров и модернизация торговых центров, ранее принадлежавших сетям-конкурентам. Все это требует значительных вложений в ИТ. Рост затрат на ИТ является закономерным следствием процессов укрупнения, поскольку управление более крупными компаниями требует информатизации более сложных бизнес-процессов, считают в CNews Analytics.

Надежда Генина