Разделы

Софт Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Документооборот

Рынок СЭД в России надеется устоять

Объем рынка систем электронного документооборота (СЭД) в России в 2008 г. составил, по предварительным оценкам CNews Analytics, около $210 млн. Значительного роста рынка в 2009 г. его игроки не ожидают, впрочем, как и серьезного падения. Крупнейшим заказчиком СЭД в России остается госсектор, и надежды на дальнейший рост также связывают с инициативами государства.

По данным CNews Analytics, рост российского рынка СЭД по отношению к показателю 2007 г. составил 23,5%. Некоторое торможение рынка началось в 4-м квартале – на фоне изменения макроэкономической ситуации.

Впрочем, до недавнего момента кризис не слишком страшил российских игроков – по данным CNews Analytics, они не отмечали резкого спада продаж и рассчитывали, что спрос сохранится на существующем уровне. Стимулировать его могут, по их ожиданиям, такие предпосылки, как общий курс рынка на снижение издержек, а также необходимость ИТ-поддержки процессов слияний и поглощений, активизирующихся в кризис. Кроме того, малый и средний бизнес, чьи ИТ-бюджеты в изменившихся экономических условиях пострадали больше всего, до 2009 г. не успел занять значимую долю в потреблении СЭД. Крупные же предприятия - ядро целевой аудитории для поставщиков - по данным опроса CNews Analytics, пока не так массово и драматично, как опасались, «режут» свои расходы на ИТ, хотя все же в целом по рынку спад начинает просматриваться. Важно для рынка СЭД и то, что доминирующую позицию в потреблении систем до последнего момента занимал госсектор, которому свойственна достаточно высокая инерционность и медлительность в реализации изменений.

Как бы то ни было, от 2009 г. игроки не ждут значительного роста на рынке СЭД, осознавая всю сложность ситуации в стране. Очевидно, можно предполагать провалы потребления в ранее динамично растущих секторах – например, ритейла или промышленности. Надежды на избежание резкого спада связываются по-прежнему с госсектором, банками, телекомом и нефтегазом, изначально «поднявшим» этот рынок в России.

Динамика российского рынка СЭД

Источник:CNews Analytics, 2009

Примечание: При расчете объема рынка СЭД в денежном выражении учитывались как стоимость лицензий, так и услуги, оказываемые разработчиками и их партнерами при внедрении систем.

В то же время, опрошенные CNews игроки рынка СЭД отмечают, что стимулировать дальнейший его рост в России могла бы, в первую очередь, четкая и ярко выраженная государственная политика в области СЭД, которой пока нет. «Доступ к архивной информации – одна из самых важных государственных услуг. К сожалению, сегодня в России технологический уровень архивов далеко отстает от технологического уровня документационных служб предприятий, в которых, собственно, и создаются документы. И этот разрыв становится все более драматичным, - комментирует Владимир Баласанян, генеральный директор компании «Электронные офисные системы».- Мер, которые принимаются нашим государством в этой области, явно недостаточно». Андрей Трещук, заместитель управляющего директора компании TerraLink, в свою очередь, полагает, что повысить спрос на СЭД в России могли бы, например, инициативы высших лиц государства по борьбе с коррупцией. «В рамках борьбы с коррупцией могут потребовать прозрачности, а СЭД может быть хорошим инструментом для сбора и публикации информации, - говорит он. - Можно еще много фантазировать. Может, изменится законодательство, регулирующее использование цифровой подписи? Может, власти захотят серьезно заняться развитием «электронного правительства»?»

При оценке объема рынка СЭД в России экспертами CNews Analytics, а также респондентами – компаниями-разработчиками и интеграторами – учитывается стоимость составляющих системы, услуги по консалтингу, внедрению и обновлению системы, а также обучение и техподдержка. Если по данным опроса 2007 г. доля услуг по внедрению была примерно равна стоимости системы (около 36%), то в 2008 г. респонденты указали, что доля внедрения немного увеличилась – 40% против 35% (стоимость системы). Отчасти такое изменение было связано с бурным ростом отечественного сектора ИТ-услуг в целом, на фоне которого заметно и быстро увеличивалась стоимость работ консультантов. С началом кризисных изменений в стране заказчики оживленно предвкушали, что цены на эти услуги в скором времени упадут. Однако по факту резкого удешевления профессиональных ИТ-сервисов до сих пор не произошло, при том, что этот рынок первым попадает в зону риска.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

«В целом, мы согласны с приведенными оценками CNews Analytics, - комментирует Алексей Курасов, эксперт ИК «Финам». - Правда, темпы роста оцениваем, скорее, в 25-27% - в прошлом году были реализованы проекты в сферы ВЭД на нескольких крупных предприятиях, продолжали реализовываться государственные программы». В текущем году, по прогнозам «Финама», рынок может вырасти примерно на 10% в рублевом выражении. Существенное замедление динамики связано с сокращением активности в корпоративном секторе, а также смещением госзатрат в пользу региональных бюджетов, которые уже подверглись секвестрам и могут урезаться и дальше.

Составляющие рынка СЭД в России

Источник: CNews Analytics, 2009

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Как отмечают в CNews Analytics, одной из важных тенденций 2008 г. на отечественном рынке СЭД стало изменение восприятия заказчика, по крайней мере, крупного – внедрение СЭД все чаще рассматривалось не как точечный проект, но как часть более масштабной ИТ-задачи. Глобальным поставщикам удалось заинтересовать в комплексном взгляде на инфраструктуру, привлечь внимание к бизнес-ориентированным решениям, портальным и мобильным технологиям. Российский заказчик начинал уже ориентироваться и в том, что такое СОА, и что такое Web 2.0, на базе которой можно организовать Enterprise 2.0.

Пока сложно сказать, насколько новые тренды, перенимаемые с западных рынков, будут забыты или временно отставленные в сторону на фоне начавшейся рецессии. В других странах аналитики предсказывают всплеск интереса к решениям, которые обходятся недорого и помогают экономить – например, ECM (Enterprise Content Management - системы управления любымкорпоративным контентом, а не только содержанием документов) по модели SaaS, либо с открытым исходным кодом. Возможно, российский заказчик тоже быстро переориентирует свои взгляды в этом направлении. В любом случае к началу 2009 г. потребитель СЭД в России стал более информированным и требовательным, отмечают в CNews Analytics.

Надежда Генина