Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Телеком Беспроводная связь Инфраструктура Мобильная связь

«Вымпелком» и Golden Telecom сольются в одно лицо в 2010 г.

На территории России «Вымпелком» и Golden Telecom станут единым юрлицом в 2010 г., заявляют в компании. Это будет очень неплохой результат — разумеется, если он будет достигнут в срок, говорят аналитики. В любом случае, опыт «Вымпелкома» пригодится его конкуренту МТС при слиянии с «Комстаром», считают они.

Как рассказал CNews Дмитрий Плесконос, исполнительный вице-президент «Вымпелкома» по развитию бизнеса на массовом рынке в России, процедуру объединения «Вымпелкома» и Golden Telecom (основное юрлицо - ООО «СЦС«Совинтел») на уровне юридических лиц планируется завершить в 2010 г. «Это процесс достаточно сложный и продолжительный, и мы сейчас находимся где-то в его середине», — говорит он. Напомним, что соглашение о покупке между компаниями было подписано в декабре 2007 г. Golden Telecom обошелся «Вымпелкому» в $4,24 млрд.

Что касается объединения биллинга по сегментам бизнеса, то, по словам Плесконоса, на данный момент мобильный сегмент имеет консолидированное решение; региональные интернет-биллинги, B2B-биллинги и биллинги интерконнекта находятся в процессе консолидации, которая завершится в течение 1,5–2 лет.

Первыми техническую интеграцию двух компаний завершили на Украине: «УРС» (сотовый оператор, купленный «Вымпелкомом» в ноябре 2005 г.) и украинский Golden Telecom объединились в мае этого года. В октябре в Киеве был открыт объединенный центр управления сетями (ЦУС) «Билайн» на Украине — единая система управления качеством всех предоставляемых сервисов. ЦУС круглосуточно мониторит все элементы сетевой инфраструктуры на предмет выявления технических инцидентов.

Первыми техническую интеграцию двух компаний завершили на Украине (объединенный центр управления сетями)
Первыми техническую интеграцию двух компаний завершили на Украине (объединенный центр управления сетями)

«Украинский опыт будет обязательно использован в Казахстане, Узбекистане и, конечно, России при разработке интегрированных решений и создании объединенной структуры, но с учетом технологических особенностей стран и потребностей клиентов», — говорит Дмитрий Плесконос. В то же время, по его словам, среди причин первенства Украины среди остальных стран, где идет процесс интеграции, — прежде всего, масштабы бизнеса. В России по объективным причинам они больше, абонентские базы отличаются в разы, то же можно сказать и о технической инфраструктуре. Кроме того, если в России у Golden Telecom уже были клиенты FTTB, то на Украине продажа этой услуги стартовала почти одновременно с интеграцией, что позволило быстро объединить биллинговые системы и системы обслуживания клиентов «УРС» и Golden Telecom. В России же этот процесс идет поэтапно.

Ситуация с фиксированным бизнесом в Казахстане и Узбекистане также отличается от украинской модели, отмечает исполнительный вице-президент «Вымпелкома». Так, в Узбекистане компания не стремится к юридическому слиянию — к общим стандартам приводятся лишь процедуры. Их интеграция завершится в начале 2010 г. В ближайшее время также будет создана единая система биллинга и карт оплаты. В Казахстане, в свою очередь, развитие фиксированной составляющей находится на начальном этапе. Поэтому интеграция практически завершена: единая оргструктура, общая инфраструктура, объединены клиентские базы, тарифные предложения появятся до конца 2009 г.

Учитывая незавершенность процессов слияния, оценивать успешность интеграции «Вымпелкома» и Golden Telecom с точки зрения полученных преимуществ и прибыли пока рано, считает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. «Первый год после объявления о сделке был посвящен, в основном, кадровым перестановкам и налаживанию бизнес-процессов внутри объединяемых компаний, — говорит он. — На завершающих стадиях интеграции „Вымпелкому“ предстоит организовать возможность обслуживания клиентов сотовой и фиксированной связи через „единое окно“». О результатах объединения можно будет судить — в лучшем случае — не ранее конца 2010 г., полагает эксперт.

По мнению Юрия Брюквина, гендиректора аналитического агентства «Рустеком», завершить слияние к 2010 г. — это очень неплохой результат для «Вымпелкома», если компании смогут его достичь, учитывая их масштаб и дифференциацию основных видов деятельности. Пока же, как полагает эксперт, слияние идет по программе «медиум» — без особого блеска, но и без каких-либо катастрофических проблем.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

«С самого начала было очевидно, что прежние менеджеры дали слишком уж оптимистичные обещания, и компаниям будет чрезвычайно сложно в указанные сроки реализовать заявленные планы и выполнить поставленные задачи, — говорит Брюквин. — Затем ситуацию усугубил кризис, который обернулся для «Вымпелкома» колоссальной долговой нагрузкой». Напомним, что по итогам 2008 г. компания была вынуждена признать $315 млн убытков от обесценения активов, относящихся к приобретению Golden Telecom. Юрий Брюквин также отмечает, что слиянию сопутствовали такие эпохальные события, как радикальная перестройка сотового ритейла.

Опыт «Вымпелкома», по мнению аналитиков, пригодится его конкуренту — МТС — при грядущем слиянии с «Комстаром». При этом МТС и «Комстару» будет гораздо легче осуществить и пережить интеграцию, отмечают они. «Родственным и менее „разношерстным“ компаниям будет проще прийти к оказанию услуг через единое окно», — полагает Денис Кусков. Он также напоминает, что купленные «Вымпелкомом» Golden Telecom и — ранее — «Корбина» в совокупности являлись более крупной структурой, чем «Комстар», по крайней мере, с точки зрения присутствия в регионах. Поэтому процесс интеграции у МТС и «Комстара» должен пойти оперативнее.

«МТС и „Комстару“, разумеется, будет легче, — считает Юрий Брюквин из „Рустелекома“. — Кризис, как уверяет кабинет министров, идет на спад. Кроме того, они частично уже прогулялись по тем граблям, на которые с разбегу налетели „Билайн“ с Golden Telecom — я имею в виду ребрендинг, проведенный в мае 2006 г., в ходе которого так и не появилось единого счета, единого офиса обслуживания, сквозных предложений разных операторов одной группы, хотя планы такие были». По словам Брюквина, другой фактор, облегчающий процесс интеграции, — то, что подготовку к слиянию МТС и «Комстар» начали задолго до формального решения акционеров.

Тем не менее, конкурентам «Вымпелкома» еще предстоит решить целый ряд юридических вопросов. «Без получения МТС всех 100% акций „Комстара“ (а этот вопрос еще остается открытым) и образования единого юрлица смысл интеграции теряется, кроме того, это может затормозить выход объединенной компании в регионы», — подчеркивает гендиректор TelecomDaily.

Надежда Генина